Цель современного естественно-научного обучения – формирование целостной картины мировоззрения, понимание существующих взаимосвязей явлений и процессов. Отсюда возникла идея проведения интегрированных уроков. Цель такого урока – объединить в восприятии учащегося основные знания по некоторым предметам, уточнить понятия и законы, обобщить и систематизировать материал. На интегрированном уроке имеется возможность переноса знаний из одной отрасли знаний в другую. Необычная форма урока стимулирует аналитическую деятельность учащихся, формирует умение анализировать и сравнивать процессы и явления.
Тема «Производная и ее геометрический смысл» изучается учащимися в 11 классе. Производная функции характеризует скорость изменения функции и определяется как предел отношения приращения функции f(x) к приращению ее аргумента ∆x, при ∆x → 0.
В курсе физики, не используя понятие производной, но используя понятие «скорость изменения переменной величины» даются определения «мгновенная скорость», «ускорение», сила тока», «удельная теплоемкость», угловая скорость», «ЭДС индукции» и пр.
В данной статье предложен вариант интегрированного урока «Производная функции.
Мгновенная скорость» для 10 класса. Определение «производной функции» дано упрощенно, без определения предела функции.
В уроке ведущей дисциплиной является Физика.
Вспомогательные дисциплины: Алгебра и НМА + Информатика и ИКТ.
Продолжительность урока: 2 урока по 40 минут
Цель урока:
- Ввести понятие мгновенной скорости; научиться определять мгновенную скорость движущегося тела как первую производную его координаты по времени, научиться определять мгновенную скорость тела с помощью графика s(t) или x(t).
- Ввести понятие производной функции, выяснить ее геометрический смысл.
- Научится строить график касательной к графику функции в точке.
Оборудование: доска + ноутбуки или ПК для учащихся (оптимальным является проведение урока в кабинете Информатики и ИКТ)