"Обучение нельзя довести до основательности
без возможно более частых и особенно искусно
поставленных повторений и упражнений".
Я.А.Каменский
Не секрет, что повторение ранее изученного материала является очень важной частью урока. В методической литературе рассматриваются следующие виды повторения:
- В начале учебного года,
- Текущее повторение ранее пройденного,
- Тематические повторения (обобщающие уроки, уроки систематизации знаний),
- Итоговое повторение.
В педагогической литературе описано много различных форм организации повторения. В этой статье я хочу поделиться своими наработками, надеюсь, что мой опыт будет полезен учителям математики.
Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования. Основной упор делается на личности ученика, его способности к самореализации, самостоятельному решению проблем. В школьные годы у ученика необходимо сформировать такие знания, модели поведения, которые позволят ему быть успешным вне школы, поэтому, очень важно организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у них возникло желание решать проблемы урока, чтобы у учащихся возникла и сохранилась положительная мотивация. Как известно, мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает ученика к самостоятельным действиям. Высокий уровень мотивации при обучении является залогом активности и успешности и в достижении этой цели очень помогают игровые формы организации этапов урока.
Основная цель этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности – выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Это нелегко, ведь каждый класс имеет свои особенности и, что удается в одном классе, не обязательно также удастся в другом. Однако, есть технологии, которые позволяют привлечь внимание большинства учащихся и поддерживать высокую мотивацию достаточно длительное время. Речь идет о применении игровых технологий.
Включение в урок игровых элементов:
- Активизирует самостоятельную деятельность учащихся,
- Создает условия для формирования внимания и умения сконцентрироваться на определенном задании,
- Способствует яркому эмоциональному восприятию урока,
- Поддерживает интерес к предмету,
- Создает условия для укрепления веры в себя,
- Способствует созданию психологического комфорта в классе,
- Создает элементы неожиданности,
- Расширяет кругозор учащихся,
- Способствует формированию коммуникативной культуры.
При организации любого вида повторения я использую такую форму проведения этого этапа урока, как «шифровка».
Принципы, которыми я пользуюсь при составлении заданий:
Небольшое количество (до 7 заданий), чтобы этот этап урока прошел динамично, не занимал много времени.
Первые 2–3 задания должны быть посильны любому учащемуся класса, чтобы у каждого появилась своя «ситуация успеха».
Постепенное увеличение трудности, чтобы дать возможность более успешным ученикам проявить свои способности.
Слово, которое шифруется, не должно быть знакомым, чтобы, по первым буквам у учащихся не появилось искушения просто подобрать подходящее слово.
Обязательно, после расшифровки слова, предлагать учащимся предположить, что может оно обозначать и почему.
Формы проведения этапа
а) с использованием возможностей электронной доски:
- Задания появляются на экране последовательно, учитель контролирует время на выполнение каждого задания или все задания предлагаются сразу.
- После того, как ребята предлагают свои варианты получившегося слова, идет разбор каждого задания (в зависимости от целей учителя):
Способ проведения разбора |
Положительные моменты |
Отрицательные моменты |
К доске предлагается выйти ученику, решившему верно данное задание и он, используя маркер электронной доски, предлагает свое решение, сам отвечает на поступающие вопросы. |
Создает условия для самореализации любому ученику, который верно выполнил конкретное задание, особенно важно, если к доске хочет выйти слабый ученик, дает возможность побывать в ситуации успеха. |
Нет возможности определить время, которое придется затратить на разбор заданий |
Решение каждого задания учитель заранее набирает в созданной презентации и сам комментирует. |
Дает возможность заложить конкретное время, отведенное на разбор решений, провести полный и быстрый разбор. |
Ребята выступают в форме наблюдателей, воспринимая полученную информацию |
После завершения разбора ребятам предлагается провести самооценку, и обязательно провести мониторинг успешности выполнения каждого задания.
В завершение обсудить слово, которое получилось, дать информацию, если учащиеся его не знают.
б) таблица оформляется на доске и на доске пишутся задания, оставляя место для записи решения,
в) предлагаются карточки с заданиями и таблицей (для индивидуальной работы, проверки знаний). Учащиеся решают и сдают учителю, потом проходит разбор заданий.
Описание:
- Учитель подбирает нужные задания (желательно, чтобы задания не оказались очень сложными), причем, первые задания должны быть посильны каждому учащемуся данного класса, чтобы создать условия для поддержания мотивации к дальнейшей работе.
- Подбирает слово, состоящее из такого количества букв, сколько заданий планирует предложить учитель,
- Составляет таблицу, в которой в верхней строчке числа, являющиеся ответами к заданиям (в произвольном порядке), причем в эту же строку надо включить числа (выражения), которые могут получиться при неверном выполнении заданий (прогнозирование стандартных ошибок). Во второй строчке записываются соответствующие буквы, из которых состоит слово.
Варианты предложения таблицы |
Положительные моменты |
Отрицательные моменты |
Таблица предлагается сразу |
Учащиеся имеют возможность соотнести свой результат с числами ( выражениями), предложенными в таблице, что позволяет, в случае не обнаружения «своего» ответа среди предложенных в таблице, постараться найти допущенную ошибку и постараться ее исправить |
По ходу появления букв некоторые учащиеся стараются догадаться, какое слово должно получиться и тратят время и силы на это |
Таблица предлагается после выполнения серии заданий |
Учащимся, чтобы выяснить, какое слово зашифровал учитель, придется до самого последнего задания трудиться |
Нет возможности контроля своих решений |
Предлагаются задания, лучше, чтобы задания появлялись постепенно, что дает возможность «притормозить» сильных учащихся, чтобы они, выполнив все задания, не стали мешать остальным и дать возможность проявить себя более слабым .В случае, когда таблица предлагается сразу, можно предложит учащимся, которые отгадали слово, собираться в заранее оговоренном месте класса, и сверить свои результаты, не мешая всем остальным.
Провести проверку
Способы проверки |
Положительные моменты |
Отрицательные моменты |
Учитель набирает заранее решение на слайдах презентации и предъявляет их учащимся, проводя комментарий к каждому решению |
- Идет грамотный разбор каждого задания, что позволяет тем, кто не смог выполнить конкретное задание , увидеть свою ошибку и посмотреть правильное решение. - Учитель может заложить время, требуемое на выполнение этой части урока. |
- Не предоставляет возможности выйти к доске и рассказать решение задания слабым ученикам, лишает их «ситуации успеха». - Не предоставляет возможности сильным ученикам проявить себя |
Учитель предлагает выходить к доске и объяснять решение желающим ученикам |
- Предоставляет возможность выйти к доске и рассказать решение задания слабым ученикам, способствует созданию «ситуации успеха». - Предоставляет возможности сильным ученикам проявить себя |
- У учителя нет возможности запрограммировать развития событий на уроке, - Нет возможности заложить временные параметры - Необходимо иметь второй вариант проведения урока, если работа на этапе отгадывания слова потребует больше времени, чем планировалось |
Предложить учащимся порассуждать, что обозначает отгаданное слово,
Используя технические средства познакомить учащихся с информацией о том, что обозначает отгаданное слово.