Один из приемов сквозного повторения

Разделы: Математика

Ключевые слова: сквозное повторение


"Обучение нельзя довести до основательности
без возможно более частых и особенно искусно
поставленных повторений и упражнений".
Я.А.Каменский

Не секрет, что повторение ранее изученного материала является очень важной частью урока. В методической литературе рассматриваются следующие виды повторения:

  • В начале учебного года,
  • Текущее повторение ранее пройденного,
  • Тематические повторения (обобщающие уроки, уроки систематизации знаний),
  • Итоговое повторение.

В педагогической литературе описано много различных форм организации повторения. В этой статье я хочу поделиться своими наработками, надеюсь, что мой опыт будет полезен учителям математики.

Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования. Основной упор делается на личности ученика, его способности к самореализации, самостоятельному решению проблем. В школьные годы у ученика необходимо сформировать такие знания, модели поведения, которые позволят ему быть успешным вне школы, поэтому, очень важно организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у них возникло желание решать проблемы урока, чтобы у учащихся возникла и сохранилась положительная мотивация. Как известно, мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает ученика к самостоятельным действиям. Высокий уровень мотивации при обучении является залогом активности и успешности и в достижении этой цели очень помогают игровые формы организации этапов урока.

Основная цель этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности – выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Это нелегко, ведь каждый класс имеет свои особенности и, что удается в одном классе, не обязательно также удастся в другом. Однако, есть технологии, которые позволяют привлечь внимание большинства учащихся и поддерживать высокую мотивацию достаточно длительное время. Речь идет о применении игровых технологий.

Включение в урок игровых элементов:

  • Активизирует самостоятельную деятельность учащихся,
  • Создает условия для формирования внимания и умения сконцентрироваться на определенном задании,
  • Способствует яркому эмоциональному восприятию урока,
  • Поддерживает интерес к предмету,
  • Создает условия для укрепления веры в себя,
  • Способствует созданию психологического комфорта в классе,
  • Создает элементы неожиданности,
  • Расширяет кругозор учащихся,
  • Способствует формированию коммуникативной культуры.

При организации любого вида повторения я использую такую форму проведения этого этапа урока, как «шифровка».

Принципы, которыми я пользуюсь при составлении заданий:

Небольшое количество (до 7 заданий), чтобы этот этап урока прошел динамично, не занимал много времени.

Первые 2–3 задания должны быть посильны любому учащемуся класса, чтобы у каждого появилась своя «ситуация успеха».

Постепенное увеличение трудности, чтобы дать возможность более успешным ученикам проявить свои способности.

Слово, которое шифруется, не должно быть знакомым, чтобы, по первым буквам у учащихся не появилось искушения просто подобрать подходящее слово.

Обязательно, после расшифровки слова, предлагать учащимся предположить, что может оно обозначать и почему.

Формы проведения этапа

а) с использованием возможностей электронной доски:

  • Задания появляются на экране последовательно, учитель контролирует время на выполнение каждого задания или все задания предлагаются сразу.
  • После того, как ребята предлагают свои варианты получившегося слова, идет разбор каждого задания (в зависимости от целей учителя):

Способ проведения разбора

Положительные моменты

Отрицательные моменты

К доске предлагается выйти ученику, решившему верно данное задание и он, используя маркер электронной доски, предлагает свое решение, сам отвечает на поступающие вопросы.

Создает условия для самореализации любому ученику, который верно выполнил конкретное задание, особенно важно, если к доске хочет выйти слабый ученик, дает возможность побывать в ситуации успеха.

Нет возможности определить время, которое придется затратить на разбор заданий

Решение каждого задания учитель заранее набирает в созданной презентации и сам комментирует.

Дает возможность заложить конкретное время, отведенное на разбор решений, провести полный и быстрый разбор.

Ребята выступают в форме наблюдателей, воспринимая полученную информацию

После завершения разбора ребятам предлагается провести самооценку, и обязательно провести мониторинг успешности выполнения каждого задания.

В завершение обсудить слово, которое получилось, дать информацию, если учащиеся его не знают.

б) таблица оформляется на доске и на доске пишутся задания, оставляя место для записи решения,

в) предлагаются карточки с заданиями и таблицей (для индивидуальной работы, проверки знаний). Учащиеся решают и сдают учителю, потом проходит разбор заданий.

Описание:

  • Учитель подбирает нужные задания (желательно, чтобы задания не оказались очень сложными), причем, первые задания должны быть посильны каждому учащемуся данного класса, чтобы создать условия для поддержания мотивации к дальнейшей работе.
  • Подбирает слово, состоящее из такого количества букв, сколько заданий планирует предложить учитель,
  • Составляет таблицу, в которой в верхней строчке числа, являющиеся ответами к заданиям (в произвольном порядке), причем в эту же строку надо включить числа (выражения), которые могут получиться при неверном выполнении заданий (прогнозирование стандартных ошибок). Во второй строчке записываются соответствующие буквы, из которых состоит слово.

Варианты предложения таблицы

Положительные моменты

Отрицательные моменты

Таблица предлагается сразу

Учащиеся имеют возможность соотнести свой результат с числами ( выражениями), предложенными в таблице, что позволяет, в случае не обнаружения «своего» ответа среди предложенных в таблице, постараться найти допущенную ошибку и постараться ее исправить

По ходу появления букв некоторые учащиеся стараются догадаться, какое слово должно получиться и тратят время и силы на это

Таблица предлагается после выполнения серии заданий

Учащимся, чтобы выяснить, какое слово зашифровал учитель, придется до самого последнего задания трудиться

Нет возможности контроля своих решений

Предлагаются задания, лучше, чтобы задания появлялись постепенно, что дает возможность «притормозить» сильных учащихся, чтобы они, выполнив все задания, не стали мешать остальным и дать возможность проявить себя более слабым .В случае, когда таблица предлагается сразу, можно предложит учащимся, которые отгадали слово, собираться в заранее оговоренном месте класса, и сверить свои результаты, не мешая всем остальным.

Провести проверку

Способы проверки

Положительные моменты

Отрицательные моменты

Учитель набирает заранее решение на слайдах презентации и предъявляет их учащимся, проводя комментарий к каждому решению

- Идет грамотный разбор каждого задания, что позволяет тем, кто не смог выполнить конкретное задание , увидеть свою ошибку и посмотреть правильное решение.

- Учитель может заложить время, требуемое на выполнение этой части урока.

- Не предоставляет возможности выйти к доске и рассказать решение задания слабым ученикам, лишает их «ситуации успеха».

- Не предоставляет возможности сильным ученикам проявить себя

Учитель предлагает выходить к доске и объяснять решение желающим ученикам

- Предоставляет возможность выйти к доске и рассказать решение задания слабым ученикам, способствует созданию «ситуации успеха».

- Предоставляет возможности сильным ученикам проявить себя

- У учителя нет возможности запрограммировать развития событий на уроке,

- Нет возможности заложить временные параметры

- Необходимо иметь второй вариант проведения урока, если работа на этапе отгадывания слова потребует больше времени, чем планировалось

Предложить учащимся порассуждать, что обозначает отгаданное слово,

Используя технические средства познакомить учащихся с информацией о том, что обозначает отгаданное слово.

Приложение