Цель урока: в занимательной форме познакомить обучающихся с разделом «Фразеология», дать понятие о фразеологизмах, фразеологических оборотах.
Задачи:
- формировать умение находить фразеологический оборот в тексте;
- определять значение фразеологического оборота;
- использовать в речи фразеологизмов, понимать их роль в речи;
- формировать у обучающихся умение работать с фразеологическим словарём;
- обогащать словарный запас обучающихся, в том числе детей-инофонов.
Планируемые результаты:
- Предметные: знать понятие «фразеологизм», «фразеологический оборот»; уметь находить фразеологический оборот в тексте, определять его значение, использовать в речи.
- Метапредметные: уметь работать с различными источниками информации, находить в них информацию, преобразовывать и передавать её в виде мнения или знания; уметь строить высказывание в виде предположения (мнения), сопоставлять его с известным знанием; понимать роль фразеологизмов в речи человека и использовать ФО в повседневной жизни.
- Личностные: осознавать, что русский язык одна из основных национально-культурных ценностей русского народа, понимать определяющую роль русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Его значение в процессе получения школьного образования.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, словари.
Наглядно-демонстрационный материал: презентации по теме урока, таблица «Лексика», шуточные иллюстрации по фразеологизмам.
Основные понятия и термины: фразеологизм, фразеологический оборот, прямое и переносное значение слова, мнение, знание.
План урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Вступительное слово учителя
Много тысяч слов в русском языке живут себе, поживают, очень часто они собираются в различные группы: словосочетания, предложения, тексты. Но иногда самые интересные из них вдруг объединяются воедино, да так, что водой не разольешь! И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране « Фразеология». Это удивительная страна, жители которой говорят загадками. Давайте послушаем диалог.
Просмотр сценки.
Ребята изображают ссору.
Один кричит:
- Я тебе покажу, где раки зимуют.
Второй в ответ:
- Ишь, как разошёлся, прям из кожи вон лезет!
Подходит дежурный и пытается успокоить ребят, они ему в ответ вместе:
- Всё следишь! Ты, наверное, и спишь с открытыми глазами.
2. Целеполагание. Формулирование темы урока
Ребята, какими же такими загадками говорят наши герои? Выскажите, пожалуйста, свое мнение, доказывая его, используя тему урока: «Дружу с фразеологией – красиво говорю».
Учащиеся высказывают мнения. Возможные варианты ответов
- Речь идет о фразеологических оборотах, так как мы на предыдущих уроках изучали фразеологизмы.
- Их надо понимать не буквально, а в переносном значении.
Назовите эти выражения.
- Из кожи вон лезет – очень стараться.
- Где раки зимуют – выражение угрозы, проучить.
- Спит с открытыми глазами – следит.
*Такие выражения называются фразеологизмами. Они делают нашу речь выразительной, эмоциональной. Попробуйте перевести их на ваш язык, заменяя одним, двумя словами.
*А вам интересно узнать, как появились фразеологизмы в языке, какая у них история.
(сообщения учащихся на тему «История одного фразеологизма»)
Ребята, чтобы понимать интересный язык жителей страны Фразеологии, надо его изучать. Давайте сейчас выполним несколько заданий, чтобы больше узнать фразеологизмов. Новый язык изучать всегда сложно, поэтому сегодня наш помощник на уроке – фразеологический словарь.
Инсценирование учениками стихотворения В.Суслова «Как работает слово». Демонстрация презентации. На слайде стихотворение:
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по - разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало «воды утекло».
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пойдёт»!
А гуси и утки сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идёт:
«Под камень лежачий вода не течёт».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую…Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»
Работа в группах: 4 группы по 4 человека.
1. Анализ стихотворения с точки зрения наличия и роли фразеологизмов. Конкурс «Кто больше найдет ФО в данном стихотворении и даст правильное толкование.
Победитель делает вывод: сколько всего ФО в стихотворении, для чего они используются в нем?
(Всего 9 фразеологизмов, они нужны для создания юмористического эффекта. Для того, чтобы читатели наглядно увидели их меткость, содержательность.)
2. Собери фразеологизмы. (соедините слова так, чтобы получились фразеологизмы, объясните их значение)
Водить, втирать, заткнуть, намылить, носить, обвести, попасть, голову, в переплёт, воду решетом, вокруг пальца, за пояс, за нос, очки.
3. Закончите предложения фразеологизмами-сравнениями.
- Город он знает (как свои пять пальцев).
- Дома в городе растут (как грибы после дождя).
- Они с братом похожи (как две капли воды).
- Что ему не говори (всё как с гуся вода).
Работа с учебником. Нахождение в учебнике ключевых моментов, постановка вопросов. Основные вопросы, заданные учащимися:
- Что такое фразеологизмы?
- Какова их роль в нашей речи?
- Как и когда возникали фразеологизмы?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы: дают определение фразеологизмов, выражают свое мнение об их роли и происхождении.
Работа со словарями. Учащимся предлагается несколько словарей. Они должны определить роль каждого словаря. Выделить среди них фразеологический и выразить мнение, почему существуют фразеологические словари.
Мнение: во фразеологическом словаре можно найти толкование различных устойчивых словосочетаний, фразеологизмов. Фразеологизмов очень много, и помнить значение каждого фразеологического оборота невозможно, поэтому и нужны фразеологические словари.
3. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и заданий
Выполнение упражнений и заданий:
1. Словарная работа. Выбрать из предложенного учителем списка слов только те, которые относятся к теме урока, доказать свой выбор.
(Лексикология, лексика, лексикон, морфемика, синонимы, пунктуация, орфограмма, предложение, словосочетание, транскрипция, фонетика, графика, орфоэпия, лингвистика, синтаксис, антонимы, прямое значение слова, переносное значение слова.)
Учащиеся должны обосновать свой выбор по следующему плану: дать определение понятию, доказать, что оно относится к теме.
2. Выполнение упражнения, в котором необходимо сформулировать фразеологизм, соответствующий рисунку, дать его толкование.
Стоять на задних лапах – выслуживаться
Рубить сук, на котором сидишь – навредить себе.
Считать ворон – мечтать.
Срывать звезды с неба – хвастаться.
Крокодиловы слезы – неискреннее раскаяние.
Составьте предложение с одним из этих фразеологизмов, подчеркните его как член предложения. Докажите свои действия. (Например: Петя весь урок считал ворон на задней парте.) ФО является сказуемым, т.к. отвечает на вопрос «что делал».
3. Разгадаем 2 фразеологические загадки. На слайде записаны следующие загадки:
Его вешают, приходя в уныние.
Его задирают, зазнаваясь.
Его всюду суют, вмешиваясь
не в своё дело.
Не цветы, а вянут.
Не ладони, а ими хлопают,
если чего-то не понимают.
Не бельё, а их развешивают
чрезмерно доверчивые и любопытные.
Сформулируйте ФО, которые спрятались в этих загадках.
Ребята, перед вами несколько ФО со словом «ветер», попробуйте составить с ними такую же фразеологическую загадку с соседом по парте.
На слайде ФО: ветер в голове, ищи ветра в поле, бросать слова на ветер, бросать деньги на ветер.
Учащиеся читают свои варианты, потом сверяются со слайдом-ответом.
Возможный вариант:
- он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.
- его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.
- на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
Как вы думаете, чей вариант ближе всего к ответу, выразите свое мнение, доказывая примерами.
4. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
А теперь работаем по интересам: перед вами несколько различных заданий, вы можете выбрать любой из них при этом вы должны обосновать свой выбор.
Набор заданий:
1. Соотнести фразеологизмы и их значение. 3 человека
2. Отгадать загадку и найти фразеологизмы, которые «спрятаны» в нем:
- Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
- Её набирают в рот, когда молчат;
- Ею нельзя разлить неразлучных друзей.
- В неё прячут концы нечестные люди.
- Иногда они выходят из неё сухими.
3 человека.
3. Составить предложения со следующими фразеологизмами на доске: витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. 3 чел.
5. Домашнее задание на выбор учащихся
- Сочинение «История одного фразеологизма».
- Составить свои фразеологические загадки.
- Сочинение по одному из фразеологизмов, прозвучавших на уроке.
- *Подготовить одно сообщение «История одного фразеологизма»
6. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока
Выводы по проблеме урока в виде игры «Вырази свое мнение, закончив фразу»:
Ни одно фраза не должна звучать дважды.
- Уходя с урока, я……
- Трудности, которые появлялись в процессе работы, я…
- Мне понравилось на уроке, потому что…
- Я бы хотел(а) отметить на уроке….
- Я ухожу с урока….
- В уроке я бы изменил(а)…
- После этой темы я хочу…
- Мне эта тема кажется….
- На уроке я научилась различать…
- Мне не хватило…
- Я думаю, что заслуживаю…..
- Очень хорошо, когда ….
Литература, использованная при подготовке урока
- Русский язык.
- Русский язык. Сборник заданий для 5 класса: пособие к учебнику Ладыженской
- ru.wikipedia.org
- https://rus.1sept.ru
- www.ug.ru – сайт «Учительской газеты»;
- http://rus.rusolymp.ru - Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку;
- http://www.rm.kirov.ru - конкурс "Русский Медвежонок - языкознание для всех";
- http://it-.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com> - ИКТ на уроках русского языка;
- http://www.internet-school.ru - НП "Телешкола".