Урок-путешествие по теме «Имя прилагательное»

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: Имя прилагательное


Цели: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить представление о роли прилагательных в речи, правильно писать прилагательные, объяснять в них орфограммы.

Задачи:

1. Образовательные: 

1) в игровой форме повторить:

  • общие сведения об имени прилагательном;
  • разряды имён прилагательных по значению;
  • образование степеней сравнения прилагательных;
  • слитное и раздельное написание Не с прилагательными;
  • правописание одной и двух букв Н в именных прилагательных;
  • правописание о и е в суффиксах прилагательных;
    роль прилагательных в речи;

2) Предоставить учащимся возможность проявить свои способности при выполнении различных видов заданий.

3) Прививать навыки самостоятельной работы, умение рассчитывать свои силы и возможности.

2. Развивающая: Развивать языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь учащихся; совершенствовать навыки работы на компьютере.

3. Воспитательная:

  • воспитывать культуру письма, речи, бережное, внимательное отношение к слову, ответственность к учебному труду, сосредоточенность, внимательность.

Планируемые результаты:

  • Предметные: знать определение имени прилагательного, правописание имен прилагательных; уметь находить имена прилагательные в тексте, согласовывать с именами существительными.
  • Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
  • Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, урок-путешествие.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, сигнальные карточки, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сели тихо, не шумите,
На меня все посмотрите.
Мы в школе на уроке,
Сейчас начнём учиться.
Мы школьники, а значит
Нам некогда лениться.

Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников

Презентация

Для начала давайте отгадаем загадки: 1 слайд

  1. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш)
  2. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Ребята, какая часть речи помогла отгадать нам эту загадку?

2) Отгадайте кто это?

  1. Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
  2. Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
  3. Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
  4. Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
  5. Умные, активные, дружелюбные. (Это вы, ребята.)

- А здесь, слова какой части речи помогли узнать предметы? Почему? (Прилагательные)

- Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку).

- Ребята, над какой же частью речи сегодня мы с вами будем работать? (Имя прилагательное).

- А вы прилагательное изучали? Все уже знаете?

- А значит, чем мы сегодня займемся? (повторим все изученное по теме: имя прилагательное)

Сформулируйте самостоятельно тему урока. 2 слайд. Повторение по теме «Имя прилагательное».

- Исходя из темы, попробуем сформулировать 3 слайд.

Цели урока

Повторить…

  • Учиться находить ….., согласовывать….

Применять……знать определение имени прилагательного, правописание имен прилагательных; уметь находить имена прилагательные в тексте, согласовывать с именами существительными.

Правильно! - Ребята, вы любите путешествовать?

- Каким видом транспорта? На чём? (на автомобиле, автобусе, на поезде, на самолёте и т.д.)

- А кто из вас путешествовал на поезде? Сегодня на уроке у вас есть такая возможность. А по какой же стране мы будем путешествовать? (По стране «Имя прилагательное».)

- Итак, в путь!

- Теперь, открыли свои рабочие тетради и записали дату и тему урока.

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Всю свою деятельность на уроке вы будете сами оценивать и результаты заносить в оценочный лист, т.е. самостоятельно будете заполнять вот такую карту: «Мои успехи на уроке», куда будете ставить сами себе оценки.

- Так как мы собираемся совершить сказочное путешествие, оценочные карты можно получить у меня только в том случае, если правильно ответите на вопросы .

4 слайд

1) Что такое имя прилагательное?

2) Что обозначает имя прилагательное?

3) На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

4) Как изменяется имя прилагательное?

5) Какую роль имя прилагательное выполняет в предложении?

Молодцы, ребята, все вспомнили. Итак ,получите оценочные листы (раздать).

Ну что, в дорогу?

- Наше путешествие началось, и на пути первая Станция «Разрядная». 5 слайд

Станция «Разрядная»

Ребята, перед вами текст. Первое задание прочитать и озаглавить текст. 6 слайд

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.
(И.С.Соколов-Микитов)

- Определите тип текста. (Описание).

- Озаглавьте текст.

- Каковы тема и основная мысль текста?

- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?

- А для чего автор использует столько много имен прилагательных?

- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?

Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.

- Послушайте стихотворение. Слайд 7

Я слово замечательное, -
Сказало прилагательное, -
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет – 
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.

- Стихотворение подтвердило ваши слова?

- Прежде чем приступить к следующей работе, давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные. (качественные, относительные и притяжательные).

- Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).

Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных? (имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).

- Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).

- Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).

- На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)

Слайд 8.

  • Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени, меют степени сравнения и могут стоять в краткой форме.
  • Относительные прилагательные обозначают пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет, не имеют степеней сравнения, краткой формы.
  • Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность лицу или животному, вопрос ЧЕЙ?, имеют суффиксы: -ОВ, -ЕВ, -ИН, ЫН, ИЙ.

- Сейчас, ребята, из данного текста выпишите все имена прилагательные в три столбика качественные, относительные и притяжательные

Качественные

Относительные

Притяжательные

Хорош
Тихий
Глубокие
Чистые
Белыми 
Молодых
Тяжелыми
Белого
Темно-зеленые
Высоких
Маленьких
Тихому 
Высокие
Синеватые
Стройных
Белых
Легкие
Маленькие 18

Русский
Зимний 
Лесными
Кружевными 
Зимнему
Зимний 6

Беличьи
Мышиные
Птичьи 3

Итак, задание станции Разрядная выполнили, проверим его по слайду 9

Взаимопроверка.

- Оцени свою работу. (Оценочный лист)

Да, мы справились! Можно продолжать путь! - А вот и следующая станция.

Станция «СРАВНИТЕЛЬНАЯ»

Слайд 10

- Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное? (сравнительная и превосходная)

- Как образуются сравнительные степени: простая и составная?

- А как образуется превосходная степень простая и составная?

Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.

Слайд 11

Сравнительная степень (простая ) форма – суффиксы: -ЕЕ, -ЕЙ, -Е, -ШЕ.

(составная) форма - БОЛЕЕ к начальной форме прилагательного.

Превосходная степень (простая) - суффиксы –ЕЙШ, -АЙШ,

(составная) форма - САМЫЙ, - НАИБОЛЕЕ к начальной форме

Слайд 12

Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

- Какие ошибки допустил автор в этом тексте?

(неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)

- Вы должны устно отредактировать текст.

Сейчас давайте письменно образуем от прилагательного холодный,простой все степени сравнения.

Слайд 13

Холодный-холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный

Простой - проще, более простой, простейший, самый простой

Физминутка. Станция «Привал»

Слайд 14

А сейчас, ребята, давайте отдохнем и выполним физкультминутку, но с пользой!

Проведем игру «Стоп, игра!»

Я буду произносить правила Если правило верное – вы поднимаете руки вверх и кричите «Да!», а вот если неверный, хлопаете в ладоши и кричите: «Стоп, игра!»

  • В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -онн, -енн, всегда пишется нн.
  • Слово юный пишется с нн
  • В суффиксе - ан всегда пишется одна Н
  • В кратких прилагательных всегда пишется одна -Н.
  • В суффиксе - ин всегда пишется одна -Н
  • Слова ветреный всегда пишутся с одной Н?
  • В слове старинный пишется Н, потому что прилагательное образовано с помощью суффикса –ин-.
  • В слове оловянный пишется одна Н.

Станция «Неизвестная»

Слайд 15

- Кто из вас может предположить, почему именно таким образом написано название станции? (слитно или раздельно?)

- Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним правила слитного и раздельного написания прилагательных с не.

Слайд 16

СЛИТНО:

1) без –НЕ не употребляется.

2) Синоним или близкое по значению слова

РАЗДЕЛЬНО:

1) Противопоставление с союзам А.

2) Сочетания слов: ДАЛЕКО НЕ, НИЧУТЬ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, ВОВСЕ НЕ.

Буквенный диктант

  • (не)интересная книга
  • (не)ряшливый ребёнок
  • далеко (не) красивый поступок
  • (не)шумный, а тихий праздник
  • (не)густой, но вкусный кисель
  • (не) мамины часы

Буквенный диктант Проверь себя! Слайд 17

1.с,
2.с
3.р
4.р
5.с
6.р

- Оцени свою работу. (Оценочный лист.)

- Молодцы! Поехали дальше!

5. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий

Станция «Энная»

Слайд 18

- Все понятно. Жители этой станции просто не знают, какое надо применять правило, чтобы правильно написать суффиксы прилагательных!

Ну, думаю, что с этой проблемой мы поможем справиться жителям станции «Энная». Правда, ребята? Так, когда же пишется одна буква Н, а когда две НН в суффиксах имен прилагательных?

Слайд 19

-НН-:

1) от сущ-ых с основой на –Н.

2) с суффиксами-ОНН, -ЕНН.

-Н- :

1) с суффиксами –ИН-, -АН-, -ЯН-

ИСКЛЮЧЕНИЯ: оловянный, деревянный, стеклянный

В кратких прил-ых пишется столько же букв Н, сколько в полных.

Цифровой диктант (учитель читает, ученики ставят цифры):

1. Песчаное дно, 2. ветреный день, 3. серебряная посуда, 4. туманное утро, 5. водяное растение, 6. стеклянные бусы, 7. искусственный лед,  8. юное создание, 9. клюквенный морс, 10. картинная галерея.

Проверка Слайд 20

Н: 1, 2, 3, 5, 8

НН: 4, 6, 7, 9, 10

Взаимопроверка. Поменяемся тетрадями

- Оцени свою работу. (Оценочный лист.)

- Молодцы!

О и Е в суффиксах прилагательных.

- Следующая Станция «Закодированная» слайд 21

Станция «Закодированная»

Здесь поселились прилагательные с О и Е

Когда в суффиксах прилагательных пишется Е, а когда О?

Кодированный диктант.

Слово, которое я называю вы должны записать в виде о или е.

Вспомним правила.

Слайд 22

В суффиксах прил-ых, образованных от сущ-ых, после шипящих и Ц

ПОД УДАРЕНИЕМ -О, БЕЗ УДАРЕНИЯ -Е

В парчовом наряде, на Дворцовой площади, по кольцевой дороге, свинцовая туча, глянцевая бумага, ключевой водой, пищевые продукты.

Слайд 23. Кодированный диктант О, О, Е, О, Е, Е Е.

Взаимопроверка.

Слайл 24

Станция «Железнодорожная»

- Продолжаем наше путешествие и попадаем на станцию

Как вы думаете, что мы будем повторять? Дефисное и слитное написание сложных прил-ых вспомним правила.

Слайд 25

ДЕФИС:

1) оттенки цветов,

2) образовано от сущ-ых,которые пишутся через дефис,

3) равноправные слова, между ними можно поставить союз И.

СЛИТНО, если образованы на основе СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

- Буквенный диктант

1. Жёлто-синий шар,
2. Русско-английский словарь,
3. юго-западный ветер,
4. Широкоплечий юноша,
5. горько-солёные огурцы,
6. древнерусская литература.

Слайд 26 Буквенный диктант

1.Д.
2.Д.
3.Д.
4.С.
5.Д.
6.С.

Слайд 27

Станция «Финальная»

6. Итоги урока. Оценки

Слайд 28

7. Рефлексия

- Какие вы были сегодня на уроке?

- Урок получился какой?

- Что дал вам сегодняшний урок?

- Что мы знаем теперь?

- Что умеем делать?

- Давайте попробуем оценить свою работу с помощью имён прилагательных. (умные, трудолюбивые, успешные, любознательные, добросовестные, внимательные…)

Каждый, вероятно, обратил сегодня внимание на те вопросы, которые надо дополнительно отработать, повторить.

8. Домашнее задание

Слайд 25

Упр 392, стр.42 написать(не)большое сочинение на одну из тем, знать пар. 55-66.

КАРТА «МОИ УСПЕХИ»

Фамилия Имя ученика_______

Оценки:

  • 0 ошибок - «5»
  • 1-2 ошибки - «4»
  • 3-4 ошибки - «3»
  • 5 и более - «2»

Задания

  • Станция «Разрядная» - оценка -
  • Станция «Сравнительная» - оценка -
  • Станция «Неизвестная» - оценка -
  • «Энная» - оценка -
  • «»Закодированная» - оценка -
  • «Железнодорожная» - оценка -

Итоги. Общая оценка -

КАРТА «МОИ УСПЕХИ»

Фамилия Имя ученика____________

Оценки:

  • 0 ошибок - «5»
  • 1-2 ошибки - «4»
  • 3-4 ошибки - «3»
  • 5 и более - «2»

Задания

  • Станция «Разрядная» - оценка-
  • Станция «Сравнительная» - оценка -
  • Станция «Неизвестная» - оценка -
  • «Энная» - оценка -
  • «Закодированная» - оценка –
  • «Железнодорожная» - оценка -

Итоги. Общая оценка –

Карточка №1. Поставьте данные словосочетания в указанные падежи:

Зимний день (Т.п.) –
Морозная погода (П.п.) –
Сильная метель (Д.п.) –
Снежная буря (В.п.) –
Серебристый иней (Р.п.) –
Сильные морозы (Т.п.) -

Карточка №2. Вставь окончания имен прилагательных.

Вся земля покрыта мягк_____ снегом.
Зимн___ небо покрыто облаками.
Только проглядывает полоска голуб____ неба.
Деревья украшены прихотлив______ узорами.
Ели и сосны в зелён____ убранстве.
Ранн_____ утром друзья отправились в лес.

Карточка №3. Раскройте скобки.

(Не) широкая, а узкая река; ничуть (не) лёгкая ноша, (не) вежливый, (не) здоровый, (не) добрый.
(Не) правдивый, а лживый, нисколько (не) интересная книга, (не) здоровый человек, (не) взрачный вид, (не) интересный фильм.

Карточка №4. Из предложений выпишите словосочетания прилагательное + существительное в три столбика: качественные, относительные и притяжательные.

1) У этого рыцаря заячье сердце. 2) Дама носила на счастье заячью лапку. 3) Лорду Пэлтроу подарили заячий тулуп. 4) Для леди сшили лисью шубу. 5) На воротник пошел лисий хвост. 6) Она заметила его лисий взгляд. 7) Гости с волчьим аппетитом набросились на еду. 8) Охотники наткнулись на волчье логово. 9) Оруженосец потерял где-то свою волчью шапку.