История 20 века остается наиболее сложным этапом в рамках преподавания истории в средней школе. Обилие дат и фактов, изобилие исторических событий, различность подходов исторической науки в интерпретации прошлого сказываются как на само преподавание, так и на усвоение материала учащимися. Кроме того, на качество материала влияет отсутствие у школьников желания читать и находить информацию, о тех мировых исторических событиях, которые так или иначе отражены в современности. Одной из самых сложных тем отечественной истории 20 века остается тема репрессий в СССР. Запрет и табуированность темы в Советском Союзе, сказались на современных исследованиях репрессий в СССР. Короткое время перестройки и гласности канули в лету. Проблемы доступа историков и родственников к архивам, отсутствие широкого интереса к теме репрессий влияют как на сами исследования репрессий, так и отношения к ним. Результатом служит отсутствие четкого представления о масштабах и характере репрессий в Советском Союзе. Более того, до сих пор нет однозначного отношения к репрессиям в СССР в разные его годы существования. Следствием этого является невозможность раскрыть данную тему в полном объеме в рамках урока истории в общеобразовательной средней школе.
Так, в рамках школьной программы на данную тему предусмотрен 1 час в 10 классе «СССР во второй половине 30-е гг.». Затрагивается эта проблема и в параграфах о коллективизации и индустриализации в СССР, «культурной революции» и других. Но, представленный в параграфах нарратив позитивного прошлого не дает возможности сопоставить реалии и директивы партийного аппарата. Тема репрессий раскрыта не как трагедия народа, а скорее самопожертвование и жертвенность народа, которая также упоминается вскользь, ради строительства даже не социализма, а развитого, конкурентоспособного государства. Предложенные и вставленные в параграф вопросы не дают полного понимания картины исторического события. После пары предложений о задействовании принудительного труда политических заключенных, спецпереселенцев, раскулаченных, депортированных – в жизни оклеветанных и брошенных в застенки простых людей, параграфы знакомят с показателями развития страны в 30-е годы. И получается, что конкретики мало.
Согласно ФГОС полного среднего образования, изучение истории должно сформировать «владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников», «умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике», «владение приемами работы с историческими источниками и умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике».
А только нарративное повествование не дает учащимся возможности размышлять, сопоставлять информацию и анализировать факты, самим учиться делать выводы.
В связи с вышеизложенным, представляется важным использование дополнительных методов, с помощью которых урок истории раскрывает и способствует пониманию трагедии целого государства через трагедию конкретной личности. В нашем случае данный метод включает работу с конкретной биографией человека. Однако, это не просто нарративная автобиография, но комплексность различных исторических источников, которые, так или иначе, связаны с конкретной исторической личностью. Сам человек и его биография становятся свидетельством прошлого. Более того, совокупность документов: фотографий, памятников, воспоминаний человека или о нем самом, архивных справок, официальных документов, позволяют не просто раскрыть тему индустриализации, коллективизации и связанных с ними политических репрессий в СССР, но и представить саму карту репрессий вместе с ее масштабами.
Для наиболее плодотворного усвоения материала этой конкретной темы я использую на уроках работу с несколькими биографиями. Конкретные исторические личности отбираются с учетом нескольких критериев: различные категории жертвы (политический деятель, «раскулаченный», представитель интеллигенции, рабочий/рабочая, ребенок (нап., ЧСИР) или тех, кто участвовал в репрессиях (представители органов ОГПУ-НКВД, партийные руководители, областные прокуроры и др., ответственные за исполнение репрессий). Ребята готовят к уроку материальную информацию о репрессированных (фото, справки, отрывок из произведений, Книги Памяти репрессий и т.д). Данные критерии можно расширить, например, по региональному признаку: репрессированные люди Республики Марий Эл, можно более узко, Оршанского района.
В ходе урока учащиеся в группах работают с рабочими материалами, в которых может быть собрана информация об одном человеке или целой семье. После ознакомления с материалами, каждая группа представляет кратко автобиографическую информацию об исторической личности. В случае жертв, все биографии объединяются в категории. Статья, которую приписывали человеку, документ, на основании которого конкретный человек подвергся репрессиям, мера и условия наказания (арест, расстрел, ссылка, лагерь) род деятельности (учитель, рабочий, крестьянин, студент), связь с родственниками.
Примерные личности: Бухарин; Шаламов; Чавайн; Ягода; Левиштейн; Мой прадед – Чернов Филипп Пудыч учитель русского языка и литературы, завуч Русско-Шойской школы Куженерского района, в августе 1937 года, в возрасте 55 лет, был арестован и обвинен в контрреволюционной деятельности, в подрыве Советской власти.(О нем я рассказываю сама).
Также предполагается работа с картой. На карте СССР в ходе презентаций учащимися отмечаются места ареста (чаще всего там, где человек жил и работал) и места лагерей, ссылок, в которых человек должен был отбывать «наказание».
Данный метод позволяет не просто наиболее полно раскрыть тему сталинских репрессий, но и сформировать определенные навыки у учащихся. Самостоятельная работа в группах над историческими источниками позволяет лично ощутить дух репрессий, соотнести конкретные исторические факты с их последствиями. Биографический метод с помощью реконструкции исторических событий способствует умению анализировать, критически мыслить. В ходе коллективного процесса у учащихся совершенствуются навыки сотрудничества со сверстниками, отрабатывается поисково-исследовательская деятельность, учащиеся учатся формулировать проблему.
Таким образом, использование на уроке исторических источников, работа с биографиями формирует у школьников чувство гражданской ответственности через критическое осмысление отечественной истории.
Список использованной литературы
1. Суслов А.Б., Черемных М.В. Изучение в школе истории сталинских репрессий. Методические рекомендации. – Пермь, 2015.
2. Школьные уроки по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»: По итогам восьмого межрегионального конкурса учителей в 2009-2010 учебном году/ Науч. ред. И.А.Мишина. – М.: Права человека, 2011.
3. Электронную базу данных «Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы»:http://www.sakharov-center.ru/gulag/)