Родительское собрание – Деловая игра «Играя, развиваем речь!»

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: родительское собрание


Цель:

  • Раскрыть содержание и значение работы детского сада по развитию речи детей.
  • Повысить роль родителей в организации игровой деятельности по развитию речи ребёнка дома.
  • Познакомить родителей с играми по развитию речи детей дошкольного возраста.

Предварительная работа:

  • Изготовление пригласительных билетов и Листочков доброты детьми.
  • Составление памяток (артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, чтение с детьми, по развитию фонематического слуха).
  • Подборка дидактических, словесных игр, картинок, книг, способствующих развитию речи детей (для оформления мини-библиотеки).
  • Анкета «О развитии речи вашего ребенка».
  • Нарисовать рисунки на тему «Что приснилось пчеле?» (муравью, слону, комару…).

Ход родительского собрания

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения родительского собрания на тему «Речевое развитие ребенка» нам необходимо знать ваше мнение по этой проблеме. Просим вас ответить на предлагаемые вопросы. Будем благодарны, если вы поделитесь своим опытом развития речи ребенка.

1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуаль­ным развитием ребенка?

2. По каким критериям можно судить о нормальном развитии речи ребенка (отметьте подходящие варианты)?

A. Отсутствие дефектов звукопроизношения.
Б. Отсутствие ошибок в согласовании слов, употреблении пред­логов.
B. Высокий уровень развития связной речи: умение пересказывать тексты, использовать сложные предложения.
Г. Умение читать.
Д. Ваш вариант ответа.

3. Есть ли у членов вашей семьи дефекты звукопроизношения?

4. Есть ли у вашего ребенка дефекты звукопроизношения?

5. Обращались ли вы за помощью к логопеду?

6. Как вы считаете, может ли детский сад оказать положительное воздействие на развитие речи ребенка?

7. Готовы ли вы сотрудничать с педагогами детского сада по воп­росам развития речи ребенка?

8. Какие еще вопросы по проблеме речевого развития ребенка вас интересуют?

Благодарим за сотрудничество!

1 часть

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести. Сегодня мы хотим с вами поговорить о том, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка. Семья знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.

Нашей же задачей является то, чтобы помочь вам в этом. Мы привлекаем вас к сотрудничеству и взаимодействию. Призываем к тому, что только совместными усилиями родителей и педагогов детского сада мы сможем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии речи детей.

Речь - форма общения в дошкольном возрасте. Она развивается по двум направлениям:

  • Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
  • Речь становится основой перестройки мыслительных процессов.

Вопросы родителям:

- Как вы думаете, почему нарушение речи сказывается на формировании характера?

Ответ: Неисправленный вовремя дефект речи делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение.

- Как вы думаете, что это значит - целенаправленное обучение?

Ответ: чтобы создать интерес к родному зыку и для формирования правильной речи необходимо с детьми общаться в игре, на прогулке, в повседневной жизни, читать художественную литературу и т.д.

Основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Это:

  • Восприятие звуковой культуры речи.
  • Словарная работа.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Обучение рассказыванию - связной речи.

Все эти задачи решают воспитатели групп в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Напоминаю вам, что по окончании детского сада дети должны:

  • Правильно произносить отдельные звуки. Уметь интонацией передать вопрос, просьбу, восклицание.
  • Накапливать определенный запас слов, который содержит все части речи.
  • У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.
  • В речи появляются сложные формы предложений.
  • Осваивать навыки разговорной речи, выражать свои мысли простыми и сложными предложениями.
  • Произносить правильно все звуки речи.
  • Называть части предмета, части тела.

2 часть

А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что мы с вами дети.

Мы предлагаем вам путешествие по «Островам Развития Речи».

1. Остров сказок

Сказка нужна всем - и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Мы хотим предложить Вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой «Как читать детям» (раздатка):

  1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать, ребёнку слушать рассказ или сказку.
  2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
  3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
  4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
  5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребёнка!

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Показ сказки «Теремок» детьми средней группы

Дома со своим ребенком вы можете показать сказку, используя куклы би-ба-бо, поделки из пластилина или бумаги. Во время игры с вами, у ребенка будет постепенно развивается память, мелкая моторика, работа в коллективе.

2. Остров словотворчества (игра с шарами)

Появление новых слов в речи детей называют словотворчеством. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране, так и за рубежом.

К.И.Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Есть замечательная книга К.И.Чуковского "От двух до пяти", где собрано много интересных детских изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, подслушанных писателем в разное время, или присланных ему читателями.

Подавляющее большинство родителей наблюдают у своих детей своего рода «словообразовательный взрыв», который проявляется в том, что дети сами начинают изобретать новые слова. В качестве примера такого словотворчества приведем «детский» анекдот.

Трехлетний Ваня бегает по лужайке с сачком.

- Я бабочек ловитель и их убиватель!

- Ну, ты, брат, садист, - говорит ему отец.

- Нет, я не садист, я - ходист. Вот приду домой, сяду на горшок, и буду садист.

Т.Н.Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:

а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово ("осколки слов"); Например, Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь"

б) к корню одного слова прибавляется окончание другого ("чужие" окончания) Например, Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рваность"

в) одно слово составляется из двух ("синтетические слова"). Например, Бананас - банан и ананас или Вкуски - вкусные куски

Сейчас, я хочу вам предложить игры, с помощью которых можно продолжить с детьми процесс словотворчества и тем самым пополнить их словарный запас и обогатить речь.

Сначала мы с вами поиграем в игру «Найди слово!»

Например, гвоздь-гость, трость, кость и т.д.

Теперь слово точка, а Вы - … (дочка, бочка, строчка, сорочка, два листочка) и т.д.

А вот игра «Подберите эпитеты к словам»

  • снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
  • ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т.д.)
  • ребенок (веселый, добрый, радостный и т.д.)

3. Остров Игры (игры для формирования звукопроизношения)

Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, губам, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Все речевые органы состоят из мышц.

Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Артикуляционную гимнастику следует использовать не только для коррекции речевых нарушений, но и для своевременного их предупреждения, а также, чтобы ускорить процесс формирования правильного произношения.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика - сказка "В гостях у Смешариков"

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развития ребенка. Поэтому очень важным является использование в работе различных методов и приемов - как традиционных, так и нетрадиционных.

Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам расположенных на кистях рук и стопах с помощью использования Су-Джок терапии.

Су-Джок - тренажеры - это шарики, включающие в себя две кольцевые пружины. С помощью шаров - «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя психоречевому развитию.

Вместо шариков Су-Джок можно в домашних условиях использовать массажные резиновые мячики.

Сказка "Ёжик" (упражнение с шариком массажёром Су-джок

Уважаемые родители в раздатках вы получите памятку «Пальчиковая гимнастика» и комплексы пальчиковой гимнастики для занятий с детьми дома:

При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребёнка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, поощряйте успехи.

4. Остров развития речевого слуха.

Узнавание неречевых звуков, звукоподражание животным, знакомых голосов.

Взрослый читает слова стихотворения, а ребёнок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка,
Зовут его... (белка).

Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь).

Грязнулю всегда
Выручает... (вода).

В дом войти боится вол:
- Подо мной прогнется... (пол).

Свистнул чижик:
- Фью, фью, фью!
Я с утра росинки... (пью!)

5. Остров Фантазии.

Сейчас поиграем в игру «Всё наоборот!», когда любому объекту (предмету, явлению) приписываются прямо противоположные функции.

Возьмём тему «Детский сад». «Наш детский сад - это высокий-превысокий небоскрёб, в нём одна группа, в неё ходят только взрослые…» Продолжите, пожалуйста. Каждый взрослый - по одному предложению.

Дети очень любят слушать небылицы, перевёртыши, сочинять их сами, фантазировать. Перечитайте рассказ Н. Носова «Фантазёры». Предложите своим детям пофантазировать: «Я вчера летал на луну и…». А что там увидели Вы?

Мы предлагаем вам пофантазировать безудержно на эту тему, используя любые приёмы фантазирования. Можно использовать любые идеи, даже самые бредовые. «Придумайте фантастическое растение, жителей Луны и т.д.»

«Сочинение концовок к сказкам». Воспитатель предлагает вспомнить сказку, а присутствующие сочиняют окончание сказки, каждый своё.

6. Остров «Творческая мастерская»

Уважаемые родители, предлагаю вам ненадолго стать детьми и отгадать мою загадку «Что слаще всего на свете?» (сон).

- Правильно, это сон.

- Зачем человеку нужно спать?

(отдыхает, набирается сил, растёт, выздоравливает и т. д)

- Кроме людей кто еще спит на земле?

(животные, насекомые, птицы, растения)

Правильно, животным так же, как и людям снятся сны, только они не могут нам об этом рассказать. Давайте придумаем им сны и нарисуем их.

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней -
Не спугнуть бы нам его.

(звучит спокойная колыбельная музыка)

Родителям предлагается нарисовать рисунки на тему «Что приснилось пчеле?» (муравью, слону, комару…).

Родители рисуют. По окончанию рассказывают про кого рисовали «сон».

- Какие у вас интересные сны получились. Молодцы, а теперь предлагаю вам достать из конверта рисунок сна вашего ребенка и сравнить со своим.

Итог собрания

Мы сегодня с вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, предлагаем вам материал для занятий с детьми дома-памятки, которые вы возьмете на столе при выходе.

А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним: выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастики, разучивать с ним стихи, потешки, загадки и читать рассказы, сказки.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием и ручным трудом.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

4. Дома вместе с детьми повторять Правила поведения при пожаре.

Я благодарю всех родителей за участие в работе родительского собрания, и позвольте вручить листочек доброты от ваших детей.

Пусть дети радуют вас своими успехами!