Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала - не наукой,
А частью души!
Характеристика опыта
Одной из составляющих основной образовательной программы начального общего образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту является программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у младших школьников.
Опыт формируется в условиях сельской общеобразовательной школы. Работаю учителем начальных классов. Тема самообразования «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».
Сельская школа всегда имела значение для выживания села: демографическое – закрепление молодежи на селе, экономическое – наращивание потенциала села, она готовит будущих хозяев земли, т.е. сельская школа – условие и средство возрождения села. Реальность сегодня такова, что каждый сельский школьник со своим опытом жизни, понятием, мыслями вмешивается в жизнь села для осуществления на практике своих замыслов и идей. Отсюда и вытекает одно основных направлений работы школы – гражданско-патриотическое воспитание школьников, основным компонентом которого является экологическое воспитание.
Проблемы и вопросы, решаемые в данном опыте
Опыт является актуальным для большинства учителей начальных классов.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительные процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем селе, районе, крае и в стране.
Ведущей идеей опыта является воспитание ответственного отношения к окружающей среде и формирование у учащихся представления о целостности мира, природы, общества и человека, нравственных принципов и активной жизненной позиции в области охраны окружающей среды.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Теоретическая база опыта
В своей работе руководствуюсь: педагогической технологией на основе системы эффективных уроков А.А.Окунева, основополагающими принципами являются:
- принцип связи теории с практикой;
- принцип доступности;
- принцип сознательности;
- принцип наглядности;
- принцип оптимизации;
педагогической технологией Л.В.Тарасова «Экология и диалектика», в основе которой лежат принципы:
- гуманизация: использование богатого гуманитарного потенциала предметов естественного цикла;
- интеграция естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического образования;
- теорией активизации учебной деятельности И.Ф.Харламова, в содержании которой рассматриваются:
- активные методы обучения;
- создание благоприятного психологического климата на уроке;
- развитие творческих способностей учащихся.
Сегодня процесс экологического воспитания рассматривается с позиций целостности, единства человека и природы. В непосредственной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л.Н.Толстой. К.Д.Ушинскому принадлежит идея народности в воспитании, в отношениях человека с его родной природой.
Основная задача школы – вооружить школьников навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, способствовать формированию активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля. Важно довести до сознания детей мысль Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: Каждый хотел лучшего только для себя».
Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания, является А.А.Плешаков. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: «Усиление экологической направленности курса природоведения - это, на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы».
В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность, и решать их - задача современной школы.
Технологии, используемые для реализации опыта
Интегрированный урок – это междисциплинарная форма учебного процесса, который базируется, главным образом, на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом междисциплинарного исследования.
В последнее время большее внимание уделяю таким методам обучения, как моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников, природоведческий практикум, работа по экологическим проектам.
Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. В процессе работы над проектом провожу с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции и т. п.
Собирая по крупицам историю своего села, изучая его флору и фауну, дети вырастают патриотами своей малой Родины, не только овладевают определенными знаниями и умениями, в них развивается эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей
«Экологический светофор»
С помощью этой методики можно развивать:
- представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
- умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);
- расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.
Оборудование:
- Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика.
- Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.
Методика в форме игры, которую можно провести в классной комнате, актовом зале и т.д.
В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.
На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора.
- Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни людей.
- Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
- Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.
Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора.
«Письмо зелёному другу»
Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится в следующую ситуацию.
“Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…”
Далее предлагаю детям: “Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами”.
Методика может быть проведена как небольшое сочинение, лучше – с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется адрес и т.п.
«Секретный разговор»
Методика способствует развитию эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе общения его с природой, а также выявляет имеющийся у детей опыт такого общения.
Вариант 1. Учащимся предлагается вспомнить о том, как они разговаривали с каким-либо растением или животным: “О чём ты спросил его? О чём он тебе рассказал?..” Далее дети получают задание записать свой секретный разговор. Вполне вероятно, что некоторые дети такого опыта не имели вовсе. Тогда они могут придумать свой разговор, например, с каким-либо домашним животным, комнатным растением.
Вариант 2. Детям предлагается представить, что во время прогулки в лес они встретили красивое дерево (цветок) и сумели по секрету поговорить с ним. Далее они получают задание написать, какие вопросы они бы задали этому растению, о чём рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать.
«Лес благодарит и сердится»
Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.
После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес, тундру, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:
Напиши, за что лес мог бы сказать тебе:
- спасибо;
- рассердиться на тебя;
При анализе детских работ рекомендуется обратить внимание на следующее:
- Что преобладает в детских ответах в графе “Лес благодарит” – перечисление норм и правил поведения в лесу (например, “Лес скажет спасибо, если мы не будем бросать мусор, рвать листья, ломать ветки” и т.д.) или примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, “Лес скажет спасибо за то, что мы соберём мусор или будем подкармливать птиц” и др.). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.
- Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.
- Как часто в графе “Лес сердится” появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (например, “Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не приходим очистить его от мусора” и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности (в отличие от нормы “не причинять природе вреда”).
- Какие экологические проблемы звучат в ответах детей как наиболее актуальные.
- Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также, какие практические дела дети выдвигают на первый план.
Результативность опыта
- повышение познавательного интереса;
- победители и участники олимпиад по природоведению («Львенок», «Эрудит России»);
- призеры Областного смотр-конкурса на лучшую постановку работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся;
- призеры и участники международной природоохранной акции «Марш парков»
Содержание деятельности и показатели формирования экологической культуры
|
Содержание и формы деятельности |
Показатели формирования экологической культуры ребенка на разных возрастных этапах |
1 класс |
Наблюдение различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальные оценки деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнение предложенных учителем правил поведения; обращение с представителями животного и растительного мира; эстетическое наслаждение красотой природы и творческое воплощение своих впечатлений в устных рассказах и рисунках; ощущение потребности в знаниях экологического содержания; бережное отношение к используемым предметам; наблюдение за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственное посильное участие в ней. |
- Проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо – плохо; |
2–3 классы |
Переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых. |
- Интерес ребенка к объектам окружающего мира сопровождается попытками ребенка их анализировать; |
4 класс |
Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильных вклад в улучшение ее состояния; осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде; действенная забота о представителях животного и растительного мира; использование полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества. |
- Соблюдение правил поведения вошло в привычку, ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды; |
Описание опыта
Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришел к мысли о том, что ее надо охранять. Ряд документов Киевской Руси говорит о том, что уже в те далекие времена славяне пытались как-то ограничить расходование природных биологических запасов.
Позже Петр I впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным указом объявил заповедными леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 верст, а к берегам мелких — на 20. В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клены, вязы, лиственницы, а также сосны с поперечным сечением у основания более 12 вершков... Так начиналась российская экология.
Еще со времен К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого главным в каждом уроке является соединение целей обучения и воспитания. В современных учебных стандартах обращается внимание на приоритетное значение воспитания на основе формирования учебной деятельности. В погоне за новыми учебными предметами, за модными технологиями мы подчас забываем, что без формирования духовности, толерантности, совести в человеке любой процесс вскоре вообще может остановиться. Все это воспитывается систематической работой. Урок, система уроков в этом смысле стоит на первом месте, поскольку именно здесь происходит ежедневное живое общение учителя с детьми, когда «личность воздействует на личность». Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект цели должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
Воспитывающее обучение – это обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока охватывает одновременно ряд отношений. Учитель из урока в урок ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, для его формирования необходимо постоянное внимание учителя к воспитательным задачам.
На уроках формируются:
- нравственные качества, отражающие отношение человека к окружающим, которые проявляются через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность;
- отношение к самому себе, которые проявляются в таких качествах как гордость, скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, аккуратность, добросовестность;
- отношение ученика к труду;
- отношение ученика к обществу и коллективу, которое проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам;
- учитель закладывает и развивает основы для формирования нравственных отношений, которые углубляются в общении ребенка с окружающим миром.
По словам В.А.Сухомлинского, воспитание – это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя и ребенка, облегчающее формирование нравственной позиции ребенка в его отношениях с окружающим миром.
Успех в воспитании ответственного отношения к окружающему миру во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей.
Сложная экологическая ситуация, сложившаяся в стране, области, районе, селе в настоящее время, выдвигает новые задачи в области экологического образования и заставляет искать новые способы и подходы для их решения. Требования времени – непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. И задача начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения.
Экологическое образование и воспитание должно решить следующие задачи:
- учить понимать взаимосвязи в природе; понимать, что природа – это непреходящая ценность, среда обитания и дом человека;
- развивать потребность общаться с природой, наслаждаться ее красотой и величием;
- овладевать практическими знаниями и умениями, позволяющими правильно строить свои взаимоотношения с природой.
Учащиеся младшего школьного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках и на внеклассных мероприятиях. В процессе обучения формирование отношения к природе должно выступать как одно из сторон нравственного, патриотического, эстетического воспитания.
Воспитание направлено на формирование экологически целесообразных потребностей общения с окружающей средой, сбережения ее от загрязнения и разрушения. Воспитание – это формирование привычки соблюдать экологические предписания и запреты, желания и намерения решать экологические проблемы в своей местности, в своей стране, в мире. Нужно воспитывать в ребенке не только созерцательное отношение к природе, но и, что особенно важно, созидательное. Только зародив в душе учеников уважение и любовь к природе, ее жизни, можно быть уверенным, что там уже не будет места варварству. Жизнь человека напрямую зависит от жизни природы, поэтому, охраняя ее, человек, прежде всего, охраняет свою жизнь. Человек – неотъемлемая часть природы.
Эта мысль должна прослеживаться во всех учебных предметах.
Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры младших школьников. Продумав функции отдельных предметов в экологическом образовании и воспитании учащихся, осуществляю целенаправленное руководство учебным процессом с помощью интегрированных уроков.
Знания о природе, получаемые учащимися в начальной школе, становятся естественнонаучным фундаментом диалектико-материалистического мировоззрения. Интегрирование природоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины позволяет детям усвоить ведущие мировоззренческие идеи: единство неживой и живой природы, их взаимосвязи, человек как часть природы, формы развития материи, тела и их движение и т.д.
Преимущества интегрированных уроков:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
- позволяют учесть опыт школьника, разнообразить методы и приемы работы, избежать повторов одних и тех же знаний в разных учебных предметах и тем самым уменьшить затраты ребенка на освоение знаний;
- учебный материал отбирается и располагается таким образом, что позволяет строить его изучение синхронно;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Интегрирование на межпредметной основе в дидактической системе предполагает адекватность действий учителя и действий учащихся. В моей практике проведение интегрированных уроков, способствующих экологическому образованию и воспитанию младших школьников, занимает одно из ведущих мест. Считаю, что работа по интегрированию должна носить системный характер. В процессе моей работы сложилась следующая система работы по интегрированию:
1. На целевом этапе ставится общепредметная цель. Учащиеся под моим руководством должны осознать межпредметную сущность, осуществить отбор необходимых знаний из различных предметов; направляю внимание не только на усвоение обобщенных знаний, но и на развитие умений переноса и синтеза.
2. На мотивационном этапе стимулирую учащихся к получению мировоззренческих знаний, к их обобщению.
3. На этапе введения нового материала привлекаю опорные знания из других предметов на уровне общих понятий, комплексных проблем. Учащиеся усваивают эти общепредметные понятия, проблемы на уровне обобщенных знаний.
4. На этапе выбора средств предлагаю наглядные пособия, учебники, таблицы, схемы, практические задания, способствующие обобщению.
5. Следующий этап – результативный. Применяю педагогические умения осуществлять интеграцию в целях образования, развития, воспитания, формируя способность учащихся применять обобщенные знания.
6. На этапе контроля осуществляю взаимооценку, взаимоконтроль знаний учащихся по сочетаемым предметам, оцениваю качество усвоения.
Сочетание предметов для интеграции.
Опираясь на программу начальной школы, можно сгруппировать изучаемые предметы, которые вносят определенный вклад в формирование экологической культуры младших школьников:
- окружающий мир – литературное чтение
- окружающий мир – внеклассное чтение
- окружающий мир – технология
- окружающий мир – изобразительное искусство – музыка
- окружающий мир - математика
- окружающий мир - русский язык
- окружающий мир – изобразительное искусство - технология
Цель интегрированных уроков с применением знаний природоведческого содержания – обучение учащихся умениям самостоятельно использовать знания разных дисциплин при решении новых вопросов и задач, а также для формирования природоведческих представлений и понятий, правильного отношения к окружающей природной среде.
Тематическое планирование интегрированных уроков в 1–4 классах
Название темы |
Класс |
Воспитательные цели |
Опорный материал для интеграции |
Что растёт в лесу? |
1 |
Воспитывать любовь, гуманное отношение к живому; нормы поведения в природе. |
Математика: Ломаная. |
Дикие и домашние животные. |
1 |
Воспитывать любовь, бережное, ответственное отношение к животным. |
Русский язык: Написание с большой буквы кличек животных. |
Куда текут реки? Откуда в наш дом приходит вода? |
1 |
Воспитывать бережное отношение к природе водоёмов, учить рациональному использованию воды. |
Русский язык: Заглавная буква в словах. |
Неживая и живая природа. |
2 |
Воспитывать любовь к поэзии, бережное, чуткое отношение к природе; эстетическое и нравственное воспитание учащихся. |
Чтение: С.А.Есенин «Черёмуха» |
Какие бывают животные? |
2 |
Воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, нормы поведения в природной среде, трудолюбие и аккуратность. |
Трудовое обучение: выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» |
Какие бывают растения? |
2 |
Воспитывать бережное отношение к растениям, нормы поведения в природной среде, развивать потребность в общении с природой. |
Русский язык: Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие? |
Комнатные растения. |
2 |
Воспитывать интерес к комнатным растениям, ответственное, бережное отношение к окружающей среде. |
Трудовое обучение: Знакомство с комнатными растениями, выращивание и уход за ними. |
Про кошек и собак. |
2 |
Воспитывать любовь к животным, ответственность и бережное отношение к ним. |
Русский язык: Написание с большой буквы кличек животных. |
Животные леса |
2 |
Воспитывать гуманное отношение к животным, навыки правильного поведения в природной среде, формировать готовность к активным действиям по их охране. |
Русский язык: Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах. |
Охрана природы |
3 |
Воспитывать ответственное отношение к природе, формировать готовность к активным действиям по её охране, развивать творческую активность и умение выражать своё отношение к природе творческими средствами. |
ИЗО: Рисование с натуры цветка. |
Превращение и круговорот воды. Берегите воду! |
3 |
Воспитывать бережное, рациональное отношение с природными ресурсами, любовь к природе через художественное слово. |
Чтение: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» |
Размножение и развитие растений. |
3 |
Воспитывать бережное отношение к растениям, выработать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. |
Трудовое обучение: Правила сбора семян. |
Экологическая безопасность. |
3 |
Воспитывать экологическую культуру учащихся, формировать умения рационального природопользования и восстановления природных богатств. |
Математика: Внетабличное умножение и деление. Решение задач. |
Природные зоны нашей страны. |
4 |
Воспитывать ответственное отношение к природному окружению; готовность к активным действиям по её охране, бережное, рациональное отношение с объектами природы. |
Математика: Решение задач. |
Лес и человек. |
4 |
Воспитывать экологическую грамотность, любовь к природе, чувство гражданственности и патриотизма. |
Математика: Нумерация. Многозначные числа |
Вода в природе. |
4 |
Воспитывать ответственность, бережное отношение к природе, навыки правильного поведения в природной среде, активную жизненную позицию. |
Русский язык: склонение имён существительных |
Неживое и живое в природе, природные сообщества. |
4 |
Воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе, формировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе, развивать потребность в общении с природой |
Русский язык: Имя существительное. Обобщение. |
Растения и животные леса, луга, водоёма. |
4 |
Воспитывать ответственность, бережное отношение к природе леса, луга, водоёма; формировать навыки поведения в природной среде на основе знаний о взаимосвязях в природе и оценке возможных последствий поступков человека. |
Математика: Решение задач на движение. |
Признаки неживого и живого в природе. |
4 |
Воспитывать чуткое, бережное отношение к природе, ответственность за состояние окружающей среды. |
Русский язык: Склонение имён прилагательных. |