Использование электронных курсов при дистанционном обучении детей с ОВЗ

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование


В 2009 году в национальном проекте «Образование» появилось новое направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в домашнем обучении». Одной из основных задач приоритетного национального проекта является задача реализации во всех субъектах РФ программ развития дистанционного образования детей-инвалидов и детей, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющих возможности посещать образовательные учреждения. Использование дистанционных образовательных технологий в школьном образовании становится требованием времени. Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми, неуверенность в себе, повышенная тревожность. Таким детям необходимо создание определённой обучающей среды.

Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов является система дистанционного обучения. Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование и нашел оптимальный для себя способ успешной адаптации в жизни. Системное использование информационно-коммуникационных технологий, технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционное обучение позволяет не только усовершенствовать и повысить качество образования, но и дает детям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети, открывает пути в новый мир, дает возможность реализовать себя и свои потребности, преодолеть свое одиночество, способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, вести активную жизнь, повысить уверенность в себе, сформировывать профессиональную направленность и развивать важные качества для будущей профессиональной деятельности.

Но дистанционное обучение невозможно без электронных образовательных курсов.

Электронный учебный курс - это образовательное электронное издание или ресурс для поддержки учебного процесса в учреждениях общего, специального, профессионального образования, а также для самообразования в рамках учебных программ, в том числе нацеленных на непрерывное образование.

Электронный образовательный курс открывает возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. Учитель в зависимости от образовательных потребностей учащегося может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать дополнительные, ориентированные на конкретного ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Каждый ребенок может выбрать свой темп изучения материала, а также свою последовательность прохождения курса, согласованную с учителем. Объем учебных занятий, их содержание и темп прохождения дозируется строго индивидуально. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи. Эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.

Электронные курсы должны соответствовать всем требованиям дидактики: научности, доступности, проблемности, наглядности, сознательности, самостоятельности и активизации деятельности, систематичности и последовательности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, в соответствии требования государственного образовательного стандарта.

Особенность использования электронного курса в том, что учитель может конструировать свою систему занятий и реализовывать их как в очном, так и в дистанционном режиме. Электронный курс создаётся с учётом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.

Электронный образовательный курс должен состоять из трех основных элементов:

1. Элемент «обучение» представляет собой электронный конспект с использованием гипертекста и мультимедийных объектов, повышающих наглядность материала.

2. Элемент «самоконтроль» представляет собой практические упражнения, целью которых является контроль усвоения изучаемого материала.

3. Элемент «контроль» представляет собой итоговое тестирование, по результатам которого определяется уровень знания материала электронного курса.

Занятие по созданию электронных курсов занимает очень много времени, и это бесконечный процесс, т.к. бесконечно можно добавлять, вносить изменения в созданный курс. Но это очень увлекательное занятие.

На сегодняшний день я являюсь автором 9 электронных образовательных курсов для обучения детей начальных классов в Региональном Центре дистанционного обучения детей с ОВЗ по предметам: математика, окружающий мир, изобразительное искусство, составленных в информационно-образовательной системе «Moodle».

Снимок экрана. Электронные курсы по предмету «Окружающий мир» на площадке РЦДО ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»

Обязательным элементом электронных курсов является «Описание». В начале каждого раздела я даю описание, что нового узнают, чему научатся дети, изучая данный раздел, оно позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса. С помощью такой надписи можно пояснить назначение какой-либо темы или используемого инструмента.

В электронных курсах есть «Глоссарий». Это работа со словарём. Дети сами могут дополнять глоссарий, вписывая новые термины по теме урока.

При использовании дистанционной формы обучения усиливается роль самостоятельной работы. Активная самостоятельная работа учащихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации, и здесь на помощь учителю приходят различные источники образовательной информации. У ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами.

Информационный материал в дистанционных курсах представлен различными формами: познавательные страницы и лекции с мультимедийными элементами: компьютерные анимации, интернет-уроки, видеожурналы, телевизионные передачи, развивающие мультфильмы, использованы графические способы представления информации.

Вниманию детей и их родителей представлены уникальные видеоуроки на образовательных порталах: «Знайка.ру» и «Интернет урок». Эти проекты дают возможность желающим бесплатно обратиться к любому уроку школьной программы и получить интересующие знания в максимально понятном, доступном и актуальном виде. Данные видео уроки созданы в помощь школьникам, которые хотят раскрыть интересующую их тему, родителям, желающим помочь детям в подготовке уроков, и учителям - в качестве дополнительного ресурса, который можно использовать в образовательном процессе.

Также большие возможности для получения новой информации дают лекции и познавательные страницы с красочно оформленными страницами, советами. Лекции способствуют расширению информационно-познавательного поля ребенка, позволяют поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.

В дистанционные курсы встроена система тестовых заданий. Для измерения качества освоения изученного материала, обработки и анализа результатов в процессе обучения использованы разные виды тестов: задания с альтернативными ответами, предусматривающие выбор одного из предложенных вариантов ответа, задания множественного выбора (выбор одного ответа из нескольких), тестовые задания на восстановление последовательности и соответствия и другие. Все тесты составлены с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста: шрифт текста крупный, иллюстрации яркие, на выполнение требуются минимальные затраты времени, при ошибочном выполнении задания ребёнку даются новые попытки для прохождения тестов. С помощью тестирования можно проверить знания объективно, быстро и эффективно.

Учащиеся начальных классов отличаются повышенной любознательностью и потребностью в общении. Для общения детей с педагогом и между собой, для обсуждения изучаемых тем, проверки выполнения домашних заданий используется на электронных курсах модуль «Форум». «Форум» позволяет участникам общаться течение длительного времени, используется для организации дискуссии по теме каждого урока, а также для проверки домашнего задания учителем. Ученики принимают активное участие в заполнении электронного курса, загружая в форум рисунки, аппликации, небольшие рассказы, презентации, участвуют в обсуждении тем, заданных учителем, оценивают работы одноклассников.

Невозможно представить электронный курс без заданий. Элемент «Задание» дает возможность обучающимся загрузить созданный ими цифровой контент для оценки: можно загрузить эссе, электронные таблицы, презентации, веб страницы, фотографии или небольшие аудио или видео клипы - все, что может храниться на их жестких дисках, может быть загружено в качестве ответа на задание, выполненные задания ученик может отправить на проверку своему учителю в виде текста, в виде файла или нескольких файлов. Педагог может оперативно проверить сданные обучающимся файлы или тексты, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать в каких-то направлениях. В электронный включены есть практические задания, выполненные в программе «ЛогоМиры», «ПервоЛого».

В электронные курсы включены блоки с заданиями для творческих и любознательных детей и их родителей: олимпиадные и конкурсные задания, работы по развитию мелкой моторики. В курсы включены блоки с заданиями для творческих и любознательных детей и их родителей: олимпиадные и конкурсные задания, работы по развитию мелкой моторики, задания для совместного семейного творчества. Практические задания и опыты для работы совместно с родителями организуют детей, способствуют развитию связной речи учащихся, развитию мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, памяти, задания для совместного семейного творчества.

В данные электронные курсы включены творческие проекты и исследовательские работы учащихся РЦДО. Проектно-исследовательская деятельность привлекает внимание любознательных детей, у которых душа экспериментатора и исследователя, кто любит наблюдать и думать. В ходе работы над проектом учащиеся проводят опыты, наблюдения, эксперименты и делают определённые выводы. В процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта формируется культура умственного труда учеников, процесс обучения и воспитания выводится из стен школы в окружающий мир: это совместные выезды на природу, походы по родному краю, учебно-познавательные экскурсии.

Фотография. Экскурсия в ООО «Сладкий остров», г. Йошкар-Ола.

По материалам экскурсий учащиеся создают творческие проекты, исследовательские работы, видеоролики. Дети оформляют презентации и фильмы, работая в программах OpenOffice, iMovie, Quick Time Player, владеют умениями выполнять видео- и аудиозаписи. Многие проекты создаются и защищаются с детьми — инвалидами в дистанционном режиме. Свои работы ребята загружают в электронные образовательные курсы, становятся активными участниками работы на электронных образовательных курсах.

Многие учащиеся Регионального Центра дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются активными участниками Всероссийского проекта для одарённых детей «Алые паруса», лучшие работы детей публикуются в социальной сети работников образования.

Учащиеся Регионального Центра дистанционного обучения не только принимают активное участие в Международных, Всероссийских, региональных конкурсах, викторинах, олимпиадах, но и становятся победителями.

Победители конкурсов, викторин, олимпиад, участники Дня науки в РЦДО.

Электронные образовательные курсы дают большие возможности для разделения процесса преподавания и процесса обучения во времени и пространстве, освоения обучаемым образовательных программ по месту жительства, создания особой информационно-образовательной среды, включающей различные учебные продукты – от рабочего учебника до компьютерных обучающих программ, работа с которыми может быть легко организована и в домашних условиях, т.е. обучения в удобное время и в удобном месте.

Электронные образовательные курсы выполняют большую информационную, обучающую и развивающую функцию, дают возможность для развития личности каждого ребёнка, но особенно для ребенка с ОВЗ.

Снимок экрана. Мазунин Виктор, автор проекта «Чудо-остров».

Учащиеся Центра дистанционного обучения ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский», отличаются высокой познавательной и социальной активностью, принимая участие в предметных олимпиадах, викторинах, блиц - турнирах, интеллектуальных марафонах, различных конкурсах международного и всероссийского уровней по учебным предметам начальной школы. В копилке успехов детей много дипломов и грамот.

Суворов Степан, ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» ЦДО РМЭ, г. Йошкар-Ола, 2 класс, участник Международного конкурса по астрономии «Космос» (2014 г.регистрационный номер участника конкурса 1084412, интерес к конкурсу выразил в стихах:

Ваш конкурс про космос был весьма интересен.
Настрой мне поднял он на весь длинный вечер.
Я с Мишкой шагал по космосу смело
И быстро «расщёлкал» загадки прадеда.
Загвоздка возникла в разгадках явлений,
Но книги помогли принять правильное решение.
Ребусы быстро я смог разгадать
И созвездий своих придумал штук пять!
Полезно узнать всем детям на свете
Об особом движении ракеты,
Которая в космос её подняла,
И Землю человек увидел издалека.
О том, что Луна – это спутник Земли,
И видим мы её лишь  с одной стороны.
О порядке ходящих вокруг Солнца планет,
И что Плутона теперь среди планет нет.
Как жаль, что вопросов было так мало,
Но я считаю, что это лишь самое начало.
«Спасибо большое!» – Вам от меня.
Успехов! Удачи! Счастливого дня!

Что же дали ученикам занятия на электронном курсе, какова эффективность этих занятий?

1) Прежде всего, при выполнении заданий увеличилась степень самостоятельности учащихся;

2) Изменилось поведение учащихся на занятиях: они стали более живыми, активными, работоспособными и внимательными;

3) Изменились в положительную сторону результаты выполнения тестовых заданий, контрольных работ, появились победители конкурсов, марафонов, олимпиад различных уровней;

4) Успеваемость учащихся повысилась по окружающему миру, математике, литературному чтению и др., и увеличился интерес к этим предметам.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использования новых технологий во всех сферах жизни, в том числе и в образовании.

Организация обучения школьников с использованием новейших информационных технологий позволяет сделать этот процесс интересным, увлекательным и разнообразным по форме, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует учебную мотивацию.

Использованная литература

  1. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1.
  2. Гультяев А.К. Macromedia Authorware 6.0. Разработка мультимедийных учебных курсов. – М.: Корона Принт – 2002. – 400 с.
  3. Дистанционное обучение. Преимущества и недостатки дистанционного обучения http://cmet4uk.ru/publ/5-1-0-67
  4. «Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через интернет» В.Канаво http://www.curator.ru/method
  5. Методические рекомендации по использованию интегрированной информационно – коммуникационной среде в гуманитарной школе. http://met.emissia.org/offline/2013/met009_files/1-4-2.htm
  6. Сатунина А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы. Электронный ресурс. http://www.science-education.ru/9-103