Значение естественно-научных дисциплин для кадрового обеспечения нефтехимических проектов Дальневосточного региона

Разделы: Химия, Дополнительное образование


Для реализации программ развития реального сектора экономики в современных условиях особое значение приобретает естественно-научное и техническое образование. На Дальнем Востоке до 2025 года планируется реализация 11 крупных проектов по переработке нефти и газа. Нефтегазовый сектор должен стать одним из локомотивов экономического роста региона. В этой связи особое значение приобретает обеспечение новых производств квалифицированными кадрами. "Одним из главных вызовов сегодняшнего дня является существующий дисбаланс на рынке труда Дальнего Востока, вызванный в том числе слабым взаимодействием учебных учреждений с работодателями. Учебные программы зачастую не соответствуют потребностям экономики, выпускники вузов не могут найти работу по специальности, при этом на одного безработного приходится до трех вакансий. Причем среди безработных больше всего представителей трех профессий - преподаватели, юристы, экономисты, в то время как рынку труда в большом количестве требуются рабочие кадры. … Если говорить про профессии с высшим образованием, то востребованы специалисты в области нефтехимии и нефтепереработки" – считает Валентин Тимаков, генеральный директор АНО "Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке" [1]. По подсчетам АРЧК ДВ в ближайшие 5 лет для реализации инвестпроектов потребуются специалисты более чем 590 профессий.

Уже сейчас наблюдается дефицит выпускников химико-технологического профиля. На Дальнем Востоке России только пять вузов ведут подготовку по направлению 18.03.01 Химическая технология: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск), Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск), Амурский государственный университет (г. Благовещенск), Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет (г. Комсомольск-на-Амуре) и Дальневосточный Федеральный университет (г. Владивосток). Набор по данному направлению на бюджетные места суммарно во всех перечисленных вузах составляет менее 100 человек в год. В 2024 году одновременно со строительством 4 очереди АГПЗ «Газпрома» готовится запуск Амурского газохимического комплекса (г. Свободный) [2]. Для запуска Иркутского завода полимеров (г. Усть-Кут) требуется не менее 1200 специалистов [3]. Для запуска ЗапСибНефтеХима (СИБУР Холдинг, г. Тобольск) в 2019 году требовалось около 1800 человек. Именно в 2016-17 годах специалисты по подбору персонала практически в индивидуальном порядке работали с каждым выпускником – химтехнологом ДВФУ несмотря на то, что в Сибири гораздо больше вузов, готовящих специалистов в области химической технологии. Однако молодые специалисты неохотно едут на Дальний Восток или Восточную Сибирь даже из Красноярска или Барнаула, тем более из гораздо более привлекательных для проживания и старта карьеры регионов Поволжья и центральной России. Депопуляция Дальнего Востока один из важнейших рисков нефтехимических инвестпроектов, а перекосы системы образования только усугубляют проблему.

Сложилась ситуация, когда вузы Дальнего Востока вынуждены конкурировать за не самых качественных и мотивированных абитуриентов [4]. Талантливые и трудолюбивые ребята уезжают в центральные регионы страны и, как правило, не возвращаются. Узкое место в подготовке кадров для нефтехимической отрасли – низкий уровень подготовки школьников по химии, а, следовательно, небольшое количество учащихся, выбирающих ЕГЭ Химия. Так, например, в Усть-Кутском районе Иркутской области доля не преодолевших минимального порога составила 43,75 %, а качество знаний (балл ЕГЭ от 61 до 80) продемонстрировали всего 15,63 % участников. Более 81 балла не получил ни один участник экзамена (данные 2018 г.). При этом всего число сдающих ЕГЭ Химия в Усть-Кутском районе Иркутской области составляет в среднем 29-31 чел. за 2016-2018 гг [5].

Образовательные и профориентационные программы, направленные на подготовку технических специалистов для Дальнего Востока, несомненно, являются актуальными и полезными для экономики и социальной сферы регионов.

Программы общего образования не в полной мере отвечают требованиям времени, особенно в той части, которая относится к предметной области "Химия". К сожалению, качество преподавания химии в школе невысоко. Причин много - от недостаточной квалификации педагогов (а зачастую и отсутствия педагогических кадров), скудной материально-технической базы обеспечения учебного процесса до сокращения часов, отведенных для изучения дисциплины.

В таблицах 1 и 2 приведены статистические данные из открытых официальных источников с результатами ЕГЭ по химии за последние четыре года в регионах, которые будут испытывать острую потребность в подготовленных кадрах в среднесрочной перспективе. Как видно, говорить о качестве знаний по предмету, если от 20 до 30 % сдающих ЕГЭ по химии не смогли преодолеть минимальный порог, хотя и выбрали эту дисциплину, не приходится. Неудивительно, что лишь чуть более 10 % от общего числа и так немногочисленных абитуриентов Дальнего Востока выбирают ЕГЭ по химии, что резко сужает базу для набора на профильные направления.

Следует отметить, что количество школьников, выбирающих ЕГЭ по химии в рассматриваемых регионах меньше, чем в среднем по стране, причем количество сдающих, не преодолевших минимального порога в 36 баллов, в среднем по РФ значительно меньше (около 15 % по данным 2018 г.) [6]. Качество подготовки в среднем по стране также ощутимо выше, средний балл составляет – 60 [7] против 43-48 в Иркутской [5] и Амурской областях [8] и Приморском крае [9]. Интересно, что с началом активной деятельности Газпром-классов в Амурской области ощутимо подрос балл ЕГЭ Химия и количество школьников, его выбравших. Скорее всего, это связано с тем, что в Амурском госуниверситете предусмотрено 50 договорных мест по направлению Химическая технология, и у школьников региона появилась реальная возможность получить востребованную профессию и гарантированное трудоустройство.

Таблица 1
Число выпускников школ, сдающих ЕГЭ по химии

Регион

2016

2017

2018

2019

чел.

% от общего числа участников

чел.

% от общего числа участников

чел.

% от общего числа участников

 

 

Приморский край

1060

10,32

1039

10,88

1197

11,71

1292

12,13

Амурская область

327

7,8

342

8,62

427

10,42

471

10,78

Иркутская область

1203

9,2

1239

9,5

1388

10,1

 

 

Таблица 2
Динамика результатов ЕГЭ по предмету за 2016-2019 гг.

 

2016 г.

2017 г.

2018 г.

 

Приморский край

Не преодолели минимального порога

207

285

309

В % от общего числа сдающих

19,5

27,4

25,8

Средний балл

45,87

46,29

46,74

 

Амурская область

Не преодолели минимального балла

69

114

121

В % от общего числа сдающих

21,1

33,3

28,3

Средний балл

46,9

43,2

44,9

 

Иркутская область

Не преодолели минимального порога

307

347

349

В % от общего числа сдающих

25,52

28,0

25,14

Средний балл

47,03

43,2

47,76

Для повышения уровня подготовки школьников по химии, мотивирования выбора химии для сдачи ЕГЭ с одновременной профориентационной работой и формированием траектории развития ребенка, связанной в долгосрочной перспективе с жизнью и работой на Дальнем Востоке, требуется внедрение новых форм обучения.

Обсуждению способов повышения качества естественно-научного, в том числе и химического, образования уделяется много внимания. Однако ФГОС среднего образования предполагает, что физика, химия, биология являются профильными предметами, а, значит, в обычных классах предусмотрен исключительно базовый уровень изучения материала. Центр тяжести углубленного изучения естественных наук смещается в область внешкольного обучения: самообразование, занятия с репетиторами, различные формы кружковой и проектной работы. Оставим вне рассмотрения самообразование как метод обучения, требующий сформированной системы ценностей и выраженных волевых усилий, без возможности адекватного оценивания его качества, а также занятия с репетитором, как из-за малодоступности данного способа для детей из небогатых семей, так и при отсутствии квалифицированных педагогических кадров (малые поселения).

Итак, что же пзаинтересовать целевую аудиторию (школьники 8-11 классов) – мотивировать на изучение химии – сформировать осознанный интерес – помочь с освоением дисциплины (повысить качество обучения) при помощи дистанционного образовательного ресурса, наполненного авторским контентом высокого уровня – обозначить для школьника/абитуриента перспективы образовательной траектории – получить «качественных» абитуриентов по направлению «Химическая технология», которые, получив высшее образование, пополнят кадровый резерв нефтехимической отрасли.редпринять в сложившихся условиях? Логическая цепочка представляется следующим образом:

Фактически, стресс всей для системы образования, вызванный ограничительными мерами по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, мобилизовал всех участников образовательного процесса и вовлек множество людей систему онлайн-образования, пусть даже вынужденно. Оказалось, что для дальневосточников онлайн – это благо, это возможность участвовать в конференциях в центральной части России [10-12], не беспокоясь о том, что результаты первого тура станут известны тогда, когда билетов на нужные даты по приемлемым ценам уже не будет. Это тонкий момент, который большинству россиян будет не совсем понятен. Спросите любого: "Где находится середина пути между Москвой и Владивостоком?" В лучшем случае скажут – Красноярск, на самом деле, где-то посередине между Красноярском и Иркутском. Транспортные затраты в ДВ регионе огромны. Многие приморские школьники никогда не были не только в Москве или Санкт-Петербурге, но даже за Уралом. Воспитать в подрастающем поколении ощущение связности нашей огромной страны – задача, казалось бы, слабо соотносимая с изучением химии, но тем не менее такой аспект также присутствует.

Несомненно, большое количество интернет-ресурсов, направленных на повышение лояльности абитуриента (МГУ, МФТИ, ТПУ (Томский политех), КНИТУ и пр.) составит здоровую конкуренцию местной инициативе. Однако, сочетание авторских методик обучения, выстраивание индивидуальной траектории для каждого ребенка с возможностью участия в проектных и научных мероприятиях школьников, в том числе и федерального уровня, позволит достичь заявленных воспитательных и образовательных целей.

Статья подготовлена по результатам реализации проекта "Юный исследователь" (договор № 19-2-001592, Фонд Президентских грантов).

1. Какие специалисты нужны сегодня Дальнему Востоку? / Е. Ю. Ардальянова. – Текст : электронный // Журнал Дальневосточный капитал. – 2016. – № 3. – URL:  https://dvkapital.ru/specialfeatures/dfo_22.03.2016_8015_kakie-spetsialisty-nuzhny-segodnja-dalnemu-vostoku.html (дата обращения: 29.05.2018).
2 Проект амурского ГПХ. – [Москва, 2018]. – Текст : электронный // Сибур 25 : [официальный сайт]. – URL: https://www.sibur.ru/about/investments/16905/ (дата обращения: 26.06.2020).
3. Завод по производству полимеров для ИНК построит турецкая Gemont. – Текст : электронный // Neftegaz.RU : [официальный сайт]. – URL: https://neftegaz.ru/news/Gazohimija/538319-zavod-po-proizvodstvu-polimerov-dlya-ink-postroit-turetskaya-gemont-/ (дата обращения: 26.06.2020).
4. Качество общего образования в Приморском крае: 2019: краткий статистический сборник / Кузьмин Т.В., Нагорняк С.К., Петрунько А.В., Ушкань Л.В. – Владивосток: Изд-во ПК ИРО, 2019. – 43 стр.
5. Результаты государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена по химии в Иркутской области в 2018 году. – [Иркутск, 2018]. – Текст : электронный // Материалы методического отдела : [официальный сайт]. – URL: https://clck.ru/PF9vA (дата обращения: 26.06.2020).
6. Результаты ЕГЭ по химии и истории остались на уровне прошлого года. – [Москва, 2020]. – Текст : электронный // РИА новости : [официальный сайт]. – URL: https://ria.ru/20180615/1522815774.html (дата обращения: 26.06.2020).
7. Рособрнадзор сравнил баллы ЕГЭ за последние несколько лет. – [Москва, 2019]. – Текст : электронный // РИА новости : [официальный сайт]. – URL: https://ria.ru/20190626/1555935617.html (дата обращения: 26.06.2020).
8. Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Амурской области. – [Благовещенск, 2019]. – Текст : электронный // ГАУ ДПО Амурский областной ИРО : [официальный сайт]. – URL: https://clck.ru/PFChn (дата обращения: 26.06.2020).
9. Результаты государственной итоговой аттестации выпускников 2018 года образовательных организаций Приморского края в форме единого государственного экзамена: Сборник информационно-аналитических материалов. / Под общей редакцией А.В. Петрунько, Л.В. Ушкань – Владивосток: Изд-во ГАУ ДПО ПК ИРО, 2018. – 302 с.
10. 200348 Исследование нефтеёмкости волокнистого сорбента. Дипломы Лауреата : Конкурс Вернадского [Сайт] / Разработчик : HotLog. – URL: https://vernadsky.info/archive/2019_2020/laureats/#sec_461. – Загл. с экрана.
11. 200347 Сравнение эффективности различных конструкций люминесцентного солнечного концентратора для целей солнечной энергетики. Дипломы 1 степени : Конкурс Вернадского [Сайт] / Разработчик : HotLog. – URL: https://vernadsky.info/archive/2019_2020/diplom_1/?sec=468. – Загл. с экрана.
12. 200439 Разработка технологии переработки отходов пенополистирола с получением технических волокнистых материалов. Дипломы 1 степени : Конкурс Вернадского [Сайт] / Разработчик : HotLog. – URL: https://vernadsky.info/archive/2019_2020/diplom_1/?sec=485. – Загл. с экрана.

В ведомстве добавили, что ЕГЭ по химии сдавали 84,5 тысячи участников, что на 11 тысяч больше, чем в 2017 году, это свидетельствует о постепенном повышении интереса выпускников к получению профессий, связанных с естественно-научным знанием, количество участников, не преодолевших минимальную границу в 36 баллов, как и в прошлом году, составило 15 процентов. https://ria.ru/20180615/1522815774.html [6]

При этом статистика Рособрнадзора показывает, что средние баллы ЕГЭ по естественно-научным предметам стали самыми стабильными. Так, средний балл на ЕГЭ по физике два года подряд был 53,2; в текущем году незначительно подрос и стал 54,4. Средний балл по химии в 2017 году составлял 55,2, в прошлом году упал на 0,1 балла, а в 2019 году стал составлять 56,7. https://ria.ru/20190626/1555935617.html [7]