Цель:
- раскрыть значимость Великой Победы;
- представить Победу как результат героических усилий многонационального народа;
- воспитывать уважительное отношение в среде школьников к великому подвигу фронтового поколения;
- воспитывать высокие моральные качества и нравственные устои;
- дать возможность школьникам прикоснуться к героическому прошлому нашей страны, вспомнить тех соотечественников, которые отдали жизнь за отечество;
- проявить уважение к тем ветеранам, которые окружают нас.
Ход мероприятия
На сцене парами, группами молодые люди, они весело разговаривают, смеются, в центре сцены пара танцует под «Рио-Риту». Внезапно всё обрывается звуками бомбёжки. Все пугаются, девушки в страхе приседают, закрывают лица. Звучит голос Левитана, сообщающий о вероломном нападении фашистской Германии. Все выпрямляются, взгляд направлен на звучащий репродуктор.
Голос диктора радио: 22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Союза Советских Социалистических республик.
Перестроение на сцене: мальчики уходят в одну сторону, а девочки – в другую под мелодию «Прощание славянки».
На сцене дети исполняют песню «До свидания, мальчики»
Ученик:
На полях сражений – тишина.
Далеко от нас ушла война.
Но осталось в памяти людской
Непрерывной болью и тоской.
Болью ран оставшихся в живых,
Но всю жизнь страдающих от них,
И тоской седеющих сирот,
Чьих отцов себе оставил фронт.
Можно в жизни всё переменить,
По-иному жизнь перекроить,
Но история всегда права:
Не сдалась захватчикам Москва!
Подвиг наших дедов и отцов
Уберёг потомков от оков.
Мы не вправе это забывать –
Шестьдесят пройдёт или сто пять.
Чаша выпита до дна.
Да не повторится та война!
Учитель: Великая Отечественная война стала тяжелейшим трагическим испытанием для нашей Родины. Гитлеровцы планировали поработить и истребить миллионы людей. В первую очередь предполагалось ликвидировать славянские народы – русских, украинцев, белорусов, уничтожить интеллигенцию, искусственно сократить рождаемость.
Только наши прадеды и деды встали на защиту Родины, и где бы они ни воевали, каждый знал, что он защищает и всю нашу необъятную страну, и отчий край: кубанские золотые нивы, прозрачные реки, седые горы.
Прошло почти 75 лет с тех пор, как смолкли орудийные залпы. Но никогда не забыть страшные тысяча четыреста восемнадцать (1418) дней и ночей людям, пережившим то трагическое время. Всё меньше рядом с нами тех, кто прошел ВОВ. В Тимашевском районе, по данным архива, на декабрь 2019 года было всего 29 участников боевых действий. Мы не забыли тяжкие военные испытания, жуткую цену, заплаченную за Победу, – миллионы человеческих жизней. Мы благодарны им за нашу свободу, за их великий подвиг.
Сегодня мы проводим встречу нескольких поколений: у нас в гостях прабабушки и прадедушки, бабушки, мамы и папы.
Ученица: Мы хотим знать правду о Великой Отечественной войне, чтобы не позволить никому переписать историю. Мы, молодое поколение, о боевых подвигах наших прадедов, их военной жизни сегодня можем узнать из кинофильмов, произведений художественной литературы, из бережно сохранившихся в семьях рассказов, пожелтевших фотографий в семейных альбомах, из дневников и треугольников писем с фронта наших родных.
Ученик: Однажды к нам на классный час приходила моя прабабушка Бабакова Лина Петровна, она была ребёнком во время Великой Отечественной войны. Прабабушка родилась в 1935 году в многодетной семье. До войны они жили в деревне Боровка Витебской области Белорусской ССР. Когда началась война, моей бабушке исполнилось 5 лет, а ее младшей сестре всего лишь годик. Их отец был уважаемым человеком, работал бригадиром в колхозе. Он был истинным патриотом. Во время войны он помогал партизанам, прятавшимся в лесах. За отказ выдать русских солдат родители Лины Петровны были расстреляны на глазах у детей. Дом сожгли, корову - единственную кормилицу - застрелили. Прабабушку, ее сестер и брата забрали к себе посторонние люди. Дети голодали, спали в землянках, ходили полуодетые. Но страшнее всего были бомбежки, которые немцы устраивали в лесу. Многие погибали на месте. Моя прабабушка пряталась в лесу до тех пор, пока Советская армия не изгнала немцев с территории Белоруссии. Когда Лина Петровна рассказывала нам о себе, о своём детстве, многие ребята украдкой вытирали слёзы, понимая, как тяжело было нашим прабабушкам и прадедушкам. А значит, мы не должны забывать о том страшном времени, о Великой Отечественной войне, поскольку понимаем, через что пришлось пройти людям и какой подвиг они совершили ради будущих поколений, ради нас.
Ученица: Мою прабабушку зовут Кононенко Валентина Васильевна. Ей уже 81 год, но она до сих пор помнит те страшные дни войны. Когда началась война, моя прабабушка была совсем маленькой, но смелой девочкой. Она рассказала мне небольшую историю о жизни в военное время. Немцы пришли в их деревню и жили в их домах. Бабушка моей прабабушки стирала одежду немцев. На улице стояла большая печка, где кипятили воду, в которой потом стирали одежду. Стирали в горячей воде, потому что было очень много вшей и блох. Потом в печь кидали чугунный утюг и после гладили одежду. Ещё прабабушка рассказывала мне, что её бабушка спрятала на чердаке сапоги, которые оставили немцы. Старший брат прабабушки - Митя, надевал эти сапоги и тёплый кожушок, который ему подарил один солдат, и носил прабабушку в школу на руках. Её бабушка вязала тёплые носки из овечьей шерсти, чтобы ноги не замёрзли, ведь тогда была холодная и снежная зима. Дома топили соломой, дров совсем не хватало.
Ученик представляет свою прабабушку:
- Это моя прабабушка Богуш Галина Семеновна.
- Сколько было лет, когда началась ВОВ?
- Что помнишь о том времени?
Моя прабабушка Богуш Галина Семеновна родилась 25 января 1937. Её нелегкое детство прошло не в песочнице с игрушками, а в тяжёлое военное время под звуки взрывающихся гранат и свист пуль. Бабушка часто рассказывает мне о моментах из её детства. Она часто вспоминает о том, как они с сестрой находили гранаты, как в то время за кусок хлеба или горсть крупы даже ребенка было готовы избить до полусмерти.
Учитель: Также сегодня у нас в гостях Погребкова Мария Анатольевна, мама нашего ученика Погребкова Пети.
- Какой проект вы помогли сделать Вашему сыну, о чём он?
(Сняли ролик о прабабушке Масковой Вере Алексеевне.)
Ученица: Я тоже с родителями сделала ролик о своей прабабушке Горькавой Александре Ивановне, которая была ребёнком в годы ВОВ.
Ученик: В прошлом году, когда мы собирали материал для папки «Имя Героя», моя мама помогла нам найти удивительный документ военного времени.
В нашей семье есть тетрадка, в которой описываются боевые действия с 1942-1945 гг. Ее автор - Лолич Виктор Юрьевич, участник Великой Отечественной войны. За время войны он участвовал в сражениях не только на территории Советского Союза, но и на территории Польши и Чехословакии. В самом конце войны Виктор Юрьевич получил тяжелое ранение. За военные действия был награжден орденом «Великой Отечественной войны», орденом «Красной Звезды», медалью «За отвагу», «За взятие Будапешта».
После войны Лолич Виктор Юрьевич вернулся в родную станицу и долгие годы работал ветеринарным врачом.
Тетрадь с описанием боевых действий и вклейками карт из газет того времени отдала нам тетя. Этой тетради 77 лет, обложка её давно выцвела, но когда листаешь пожелтевшие страницы и читаешь почти выцветшие чернила, невольно испытываешь гордость за наших солдат, воевавших в годы Великой Отечественной войны, и нашу страну, победившую фашизм.
Ученик:
Ваша юность прошла
Под раскаты густой канонады.
Каждый день, каждый час
Ваших будней был пулей прошит.
Вы сражались с врагом
И не ведали лучшей награды,
Что, смертям вопреки,
До Великой Победы дожить.
Ученица:
Половина из вас
С поля брани домой не вернулась,
Выпив смертную чашу
Во имя Отчизны до дна.
В двадцать лет с небольшим
Улетела от вас ваша юность,
И в кудрях молодых
Поселилась навек седина.
Ученик:
Благодарности чувство,
Из самого сердца идущей,
В полной мере в стихах,
К сожаленью, излить не могу.
Знаю только одно,
Что, как каждый сегодня живущий,
Я пред вами навек
Остаюсь в неоплатном долгу.
Ученица: Советский народ ценой неимоверных усилий сумел разгромить врага. Общие людские потери СССР в ходе войны составили 26,6 миллионов человек. Из них более 8,7 миллионов погибли на полях сражений, 7,42 миллионов человек были истреблены нацистами на оккупированных территориях, более 4 миллионов погибли от жестоких условий оккупационного режима, 5,27 миллионов человек были угнаны на каторжные работы в Германию и сопредельные с нею страны, пребывавшие также под немецкой оккупацией. Из них вернулись на родину чуть больше половины – 2, 65 миллионов человек, 450 тысяч эмигрировали, 2,16 миллионов человек погибли и умерли в плену…
Каждый день войны стоил жизни более чем 18-ти тысячам человек на фронтах войны, от рук карателей в зоне оккупации и в гетто, в подполье и в партизанских отрядах, на каторжных работах и в газовых камерах лагерей смерти… Это 782 человека ежечасно, 13 человек ежеминутно… Представьте себе: каждые 5 секунд на войне погибал один человек… Это страшные цифры. За ними – миллионы изломанных и искалеченных судеб, горе и страдания сирот, вдов, матерей, невест… Нет такой российской семьи, которую бы война обошла стороной… Мы не должны забывать, какою ценой была завоёвана Победа.
Ученик:
Люди!
Покуда сердца
стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье, —
пожалуйста,
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт
никогда, —
заклинаем, —
помните!
Минута молчания
Звучит метроном
Ученик: Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Именно к таким событиям и относится Великая Отечественная война. 75 лет Победы мы будем отмечать в мае 2020 года. Более 27 миллионов русских людей погибли в годы войны. Но до сих пор наши сердца помнят, скорбят и кланяются их подвигу.
Звучит песня «От героев былых времён» в исполнении ученика.
Учитель: После окончания Великой Отечественной войны нужно был восстанавливать разрушенное хозяйство. Михаил Александрович Ромашин, чьё имя носит наша школа, как раз и поднимал из разрухи Кубань. Михаил Александрович сегодня тоже пришёл к нам на встречу.
Ученица беседует с гостем, помогая ему рассказывать о себе.
- Расскажите, пожалуйста, где Вы работали, чем занимались после Великой Отечественной войны?
Ромашин Михаил Александрович родился 26 ноября 1930 года в станице Суздальской, Горячеключевского района Краснодарского края. Русский, из многодетной (8 детей) крестьянской семьи. В 1941 году закончил 4 класса сельской школы. С началом Великой Отечественной войны, с 1942 по 1943 год, пережил немецкую оккупацию. Сразу после освобождения, в 1943 году стал работать в совхозе «Победа» родной станицы пастухом, ездовым, прицепщиком на тракторе. В 1950 году был призван в Советскую Армию на срочную службу. В 1953 году сержант М.А.Ромашин уволен в запас. В 1954 году Михаил Александрович окончил курсы трактористов, работал в совхозе «Красносельский» Тимашевского района Краснодарского края. С 1959 года Михаил Александрович – звеньевой в откормочном свиносовхозе «Индустриальный», а затем – в совхозе «Тимашевский». На протяжении нескольких лет стабильно показывал высокие результаты по откорму поголовья. Разработал и внедрил в производство целый ряд рационализаторских предложений, которые существенно улучшили условия труда и позволили каждому работнику выращивать большее количество свиней.
За достигнутые успехи в развитии животноводства, увеличении производства и заготовок мяса, молока, шерсти и другой продукции указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года Ромашину Михаилу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В январе 1975 года райком партии перевёл работать Михаила Александровича, как опытного животновода, на самый крупный комплекс на Северном Кавказе, Тимашевский. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 октября 1980 года Ромашину М.А. была присуждена Государственная премия СССР.
В 1982 году Михаил Александрович был делегатом 17 съезда профсоюзов СССР.
17 декабря 1986 года Ромашину Михаилу Александровичу было присвоено звание «Почетный гражданин города Тимашевска».
В 1990 году Михаил Александрович вышел на пенсию, однако до 1996 года продолжал работать дезинфектором свинокомбината «Индустриальный» в Тимашёвском районе. С 1963 по 1991 годы Ромашин М.А. был депутатом Краснодарского краевого и Тимашевского районного Советов народных депутатов. Помимо всего прочего, активно занимался общественной работой.
В январе 1996 года постановлением главы администрации Краснодарского края Михаилу Александровичу было присвоено звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Кубани» с вручением медали и диплома.
С 2003 года – председатель Тимашёвского отделения Краснодарской краевой общественной организации «Герои Отечества».
В 2014 году в Тимашевске на Аллее Героев был установлен бюст Ромашину Михаилу Александровичу.
Учитель: Мы думали, что Великая Отечественная война будет последней в нашей жизни. И вот – сначала Афганистан, потом – Чечня.
Ученик: Владимир Викторович Рачицкий, кавалер ордена Мужества, бывший ученик нашей школы, проходил военную службу в Чечне, его имя носит наш класс. Владимир был тяжело ранен (пуля прошла под сердцем) во время операции против боевиков.
Ученица: Моего папу зовут Карпенко Владимир Фёдорович. Он мне рассказывал о своей службе в Чечне. Это был страшный опыт его жизни.
Моему папе было 18 лет, когда его отправили в Чечню, где велись военные действия. Январь. Гололёд. Папе и ещё 5 солдатам приказали перевезти боеприпасы (папа был водителем). Ехали в город Грозный. Во время перевозки сержант сказал папе: «Хорошо быть водителем, а мы в окопах сидим». И вдруг их начали обстреливать с ближайших пятиэтажек. Папе пришлось очень быстро уезжать оттуда через переулки и маленькие улицы. Еле ушли от обстрела.
После того как они доставили боеприпасы на место распоряжения взвода, этот же сержант сказал моему отцу: «Лучше сидеть в окопе, там есть где спрятаться».
Вот такую сложную и опасную прошёл службу мой папа! Дослужился до старшины.
Учитель: Проходят годы. Всё дальше в прошлое уходят страшные и тяжёлые годы Великой Отечественной войны, но не угасает память о тех, кто не жалел своей крови, своей жизни для будущих поколений. Мы благодарны всем тем, кто защищал и защищает нас, за наше чистое мирное небо, за счастливое детство, мы всегда будем помнить тех, кто отстоял свободу нашей Родины.
Поэтому я предлагаю одной группе ребят и нашим уважаемым гостям написать письмо–обращение к выпускникам 2045 года, которое мы поместим в капсулу и отнесём в школьный музей.
А другая группа в это время на голубках напишет свои пожелания нашим гостям.
Звучит мелодия «Журавли».
Ученица зачитывает обращение.
ПИСЬМО-ОБРАЩЕНИЕ
Их имён благородных
Мы здесь перечислить не сможем:
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто!
О.Ф.Берггольц
Уважаемые потомки!
В преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне к вам обращаются выпускники 2020 года МБОУ СОШ № 5 Тимашевского района и дети войны.
Всё меньше остаётся в живых тех, кто ковал Великую Победу. Мы знаем о войне не только из произведений художественной и документальной литературы. Нам ещё посчастливилось встретиться с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны, услышать их воспоминания. Невольно сжималось сердце и в глазах появлялись слёзы от понимания того, сколько пришлось пережить и вынести этим людям за четыре долгих года, 1418 дней. Это была самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. Она унесла 27 миллионов жизней. Кто на фронте, кто в партизанских отрядах, кто в тылу самоотверженно защищал Родину от фашистских захватчиков. Несмотря на все тяжести и лишения, явное преимущество в начале войны вражеских сил, наш народ отстоял свободу и независимость страны, помог и другим европейским государствам уничтожить фашизм. 9 мая – великий праздник Победы. Он вошёл в наши сердца как символ мужества, героизма, достоинства народа, отстоявшего мир на Земле. Мы свято чтим память наших земляков, не вернувшихся с полей сражений, помним тех, кто упорно трудился в тылу.
Пройдёт ещё 25 лет… и наш народ будет отмечать 100-летие Великой Победы. В 2045 году, вероятно, не останется в живых ни одного свидетеля страшных событий военного лихолетья 1941-1945 годов. Но память о ветеранах, тружениках тыла и детях войны и о том, что они пережили, навсегда останется в наших сердцах.
Мы будем помнить и уважать их общий подвиг, расскажем о нём нашим детям и внукам. Пусть и последующие поколения воздают должное мужеству, героизму, стойкости защитникам Отечества и берегут мир на Земле!
Ученики 9 «Б» класса МБОУ СОШ № 5 Тимашевского района, 27.02.2020.
Учитель: Капсулу с письмом мы передаём Миге Полине, экскурсоводу нашего школьного музея.
А закончить сегодняшнюю встречу хотелось бы самой главной песней для каждого жителя нашей страны.
Звучит песня «День Победы».
Ученики дарят гостям голубей с пожеланиями.