"Любовь к Отчизне и любовь к людям —
это два быстрых потока, которые,
сливаясь, образуют могучую реку
патриотизма
А.Павленко
Проблема формирования духовно-нравственной культуры школьников является залогом развития государства. Это одно из приоритетных направлений развития современной школы. Проблема патриотического воспитания современной молодежи приобретает сейчас особую значимость.
Духовно-нравственная активность не развивается спонтанно, она требует системы специальных педагогических воздействий.
Цели:
- воспитание у подрастающего поколения чувства любви к родной земле, уважения к памяти её защитников;
- воспитание патриотизма и гражданственности, бережного отношения к культурному наследию своей семьи, страны.
- способствовать расширению знаний учащихся о России, ее истории, традициях, культуре, праве и т.д.
- формирование социально-политической компетентности,
- формирование политической, правовой и демократической культуры личности,
- становление четкой гражданской позиции,
- личное чувство долга и ответственности,
- развитие потребности в труде на благо родной школы, деревни и страны - России,
- ориентация на развитие общественных и государственных начал
Патриотическое воспитание всегда играло значительную роль в системе внеклассной деятельности. Но я вижу, что именно это направление в воспитательной работе приобрело еще большее значение в связи с событиями в мире.
Поэтому я ставлю перед собой следующие задачи
- формирование у учащихся высокого патриотического сознания и идей Служения Отечеству;
- изучение русской военной истории, воинских традиций;
- ориентирование учащихся на пропаганду героических профессий, исторических дат нашей страны.
- формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России;
- воспитание личности патриота, способного встать на защиту интересов страны.
- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- углубление знаний об истории и культуре родного края;
- формирование чувства сопричастности к истории своего рода, истории своего края;
- формирование ответственности за состояние природного, культурного и социального окружения.
- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам людей.
- организация и развитие психолого-педагогического просвещения родителей и усиление роли семьи в воспитании детей;
В основу моей педагогической деятельности положен системный подход, заключающийся в организации разнообразных форм воспитания и образования духовно-нравственной культуры учащихся, вовлечении не только знаний, но и чувств детей в познание сопричастности к истории своего рода, истории своего края, страны.
(таблица 1).
Основные направления программы «Мы наследники Великой Победы»
В решении задач духовного, нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся моего класса через комплекс внеклассной работы, в рамках деятельности школьной детской общественной организации «Молодость» и социума п.Зайково:
- Формирование патриотического сознания.
- Культурно-историческое направление, предполагающее воспитание у учащихся любви к своей малой родине. Родному краю, её замечательным людям.
- Гражданско-правовое направление.
- Военно-патриотическое направление, включающее в себя:
- Важным условием повышения эффективности патриотического воспитания выступает сочетание идеологического направления с психологическим. И здесь неоценимая роль принадлежит культуре и искусству.
- Краеведческое направление: изучение родного края и выдающихся людей
- Военно-спортивное направление.
- Акции милосердия «Доброта спасет мир»
- Работа с семьей, родителями моих учеников.
Таблица 1. Характеристика форм деятельности воспитания и образования духовно-нравственной культуры младших школьников
Реализация программы «Мы наследники Великой Победы!»
№ п/п |
Название мероприятия |
Время / периодичность проведения |
Формы деятельности обучающихся |
1 |
Классные часы, посвященные важным военным датам и героическим страницам Великой Отечественной войны». |
В течение года |
Работа с библиотечным фондом и интернетом |
2 |
Дума о нашем будущем |
февраль - май |
Создание и защита информационных, творческих и проектов патриотической направленности |
3 |
Защитим свою планету |
В течение года |
акция плакатов и рисунков патриотического характера |
|
Читательские конференции и викторины по данной теме |
В течение года |
Библиотечные часы в школьной и поселковой библиотеках. |
4 |
Край мой - гордость моя |
В течение года |
Поисковая работа «Мое село в годы войны», «Семейные реликвии военного лихолетья». |
5 |
Уроки мужества |
В течение года |
Посещение и участие в мероприятиях, проводимых ЗРБ, КЦ, ЗРДК, музыкальной школы. |
6 |
Доброделы |
В течение года |
Акции «Ветеран моей улицы», |
7 |
Конкурс на лучшего чтеца стихов о ВОВ, поэта «Овеянные славой…», художника по данной теме… |
В течение года |
Школьные и районные, |
8 |
Смотры военной песни и строя |
Апрель - май |
Изучение родов войск, слушание и разучивание песен военных лет |
9 |
Музейные уроки в КЦ |
1 раз в месяц |
Участие в викторинах |
10 |
«Влад Урала в Победу в ВОв», «Война в работах художников, писателей, композиторов Урала, Ирбитского района и поселка Зайково», «Мир красотой спасется» |
В течение года |
Посещение КЦ, музыкальной школы, музеев, картинной галереи |
11 |
Как прекрасен этот мир! Посмотри! |
В течение года |
Экскурсии в музеи, картинные галереи г.Ирбита, Екатеринбурга, Свердловской области |
12 |
«Любимые места моего детства» |
В течение года |
Создание и защита информационных и исследовательских проектов |
14 |
Творчество без границ |
В течение года |
презентации, фотографии, рисунки, рассказы, любые материалы на тему Дня Победы, стихи и другие творческие работы, посвященные фронтовикам и труженикам тыла |
15 |
Мы вместе |
Февраль |
Фестиваль по духовно-нравственной культуре народов Урала и России |
16 |
«Знаешь ли ты историю Отечества?» |
Ежегодно |
Участие в муниципальном конкурсе |
17 |
Окружная игра «Зарничка» |
4 класс (апрель-май) |
Подготовка и участие. |
Успех в гражданско-патриотическом образования и воспитания младших школьников, по моему мнению, во многом зависит от того, в какой степени я, как учитель, побуждаю интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах данной деятельности. Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников. Процесс выработки нравственных представлений по данному вопросу осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут, а представления учащихся средних и старших классов становятся гораздо шире и глубже. В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основными средствами в решении этой задачи является содержание обучения, а так различные формы внеклассной и внеурочной работы с учащимися.
Ожидаемые результаты:
- Создание и развитие во внеклассной деятельности традиций гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
- Создание условий для развития духовной и патриотичной личности;
- Повышение компетентности детей и подростков в области духовно-нравственного развития личности и ее патриотического становления;
- Рост социального оптимизма подрастающего поколения.
- Осознание подростками своей принадлежности к великой стране Россия и гордости за своих предков и героев, отдавших свои жизни за свободу и мирную жизнь будущих поколений.