Урок окружающего мира в 1-м классе "Зима – покой природы"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1

Ключевые слова: зима, окружающий мир, климат, снег


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели:

  • ознакомить учащихся с зимними явлениями, научить отличать признаки зимы, формировать умение находить взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
  • развивать стремление к познанию окружающего мира, мышление, речь, кругозор;
  • формировать умение на делать выводы;
  • воспитывать чувство любви к родной природе; чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена,
  • воспитывать организованность, самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация: «Зима: покой природы», музыкальное оформление: П.И.Чайковский «Времена Года - Зима», иллюстрация Бобровского Григория Михайловича «Зима. Снег идет».

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой

- Начинаем урок окружающего мира. Настроимся на работу на уроке. Повторяйте за мной.

Мы рады сегодняшнему дню!
Мы рады встрече друг с другом!
Мы рады познавать себя и окружающий мир!
И это здорово!
У нас хорошее настроение!
У нас всё получится!

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

1. Прослушивание музыки П.И.Чайковский «Времена Года - Зима» (Декабрь. Святки; Январь. У Камелька; Февраль. Масленица)

- Прослушайте музыку русского композитора XIX века П.И.Чайковского. Закройте глаза.

- Пейзажи, какое время года вы представляете?

- Откройте глаза. Пейзажи, какое время года вы представляли во время прослушивания?

- Почему так решили? О каком времени года идёт речь?

2. Работа в парах. Составление картины из пазлов.

- Соберите изображение картины и узнаете о каком времени года писал П.И.Чайковский.

- Вы прослушали музыку, посвящённую какому времени года?

- Какое время года изобразил художник Бобровский Григорий Михайлович?

- По каким признакам вы догадались, что это зима?

III. Сообщение темы и цели урока

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему урока? Зима – покой природы.

- Что узнаем?

- Что будем развивать?

- Что можно воспитывать?

Цели:

  • ознакомить учащихся с зимними явлениями; научиться отличать признаки зимы;
  • научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
  • развивать стремление к познанию окружающего мира, мышление, речь, кругозор;
  • формировать умение на делать выводы;
  • воспитывать чувство любви к родной природе; чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена,
  • воспитывать организованность, самостоятельность, аккуратность.

- Назовите признаки зимы.

- Изменилась жизнь растений и животных. Как эти все изменения связаны?

- Какое главное изменение зимы?

- Составим план урока.

План.

  1. Признаками зимы.
  2. Погода.
  3. Жизнь растений и животных зимой.
  4. Жизнь людей зимой.

IV. Совместное открытие новых знаний

1. Проблемная ситуация. Практическая работа.

- Вы сегодня на уроке маленькие исследователи и проведёте самостоятельно эксперимент.

- Кого называют исследователями?

- Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями экспериментатор.

Исследование - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. Научный процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

- У вас на столе стоит контейнер. Что там находится?

- Когда и почему появляются снег и лёд?

- Что такое снег и лёд?

- Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

- Давайте экспериментальным путём проверим, что снег – это замёрзшая вода.

- Ребята, возьмите снег и лёд в руки.

- Что почувствовали?

- Какой снег? Какого цвета?

- Что остаётся на ладонях? Почему?

Вывод: Снег и лёд в тепле таят, превращаются в воду. Снег и лёд – замёрзшая вода.

2. Дневник наблюдений.

- Возьмите дневники наблюдений.

- Какая погода сегодня?

- Сравните погоду 7 ноября и 7 декабря?

- Сравните погоду начала ноября и декабря?

- Изменилась погода? Почему?

- Почему за осенью наступает зима?

Вывод: Смена времен года — вечное и неизменное явление природы. Итак, оказывается, что смена времён года происходит на Земле потому, что ось вращения Земли наклонена к пути, по которому Земля движется вокруг Солнца.

V. Физкультминутка

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает всё кругом белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

VI. Работа по теме урока

- Какое время года наступило?

- Назовите зимние месяцы.

- Какой месяц год кончает, зиму начинает? (декабрь)

- Этот месяц – году начало, зиме середина! (январь)

- Этот месяц лютый: спрашивает, как обутый. У него два друга-метель да вьюга. (февраль)

2. Работа по картине.

- Рассмотрите картину художника Бобровского Григория Михайловича «Зима. Снег идет».

- Какие признаки зимы вы можете назвать, используя свои наблюдения?

- Какие признаки характеризуют зиму? Назовите признаки зимы.

- Как вы думаете, почему замёрзла река и пошёл снег? Назовите главную причину этих изменений. (Главная причина изменений – холод. Понижение температуры воздуха.)

- Какие изменения происходят с деревьями зимой?

- Все ли деревья сбрасывают листья? Как называют такие деревья?

3. Работа в учебнике.

- Откройте учебники на с. 86. Рассмотрите картинку.

- Найдите, где прячутся звери и птицы на рисунке. Почему прячутся звери и птицы?

- Какие трудности звери и птицы испытывают зимой?

- Что страшнее зимой птицам и зверям?

- Какие птицы остаются зимовать? Почему именно эти птицы остаются зимовать?

- Как можно помочь птицам зимой?

- Какова главная особенность зимы?

- Перечислите основные признаки зимы.

- Объясните, как похолодание связано с видом осадков.

- Как похолодание повлияло на жизнь растений и животных?

VII. Применение нового знания

1. Первичное усвоение новых знаний. Выполнение заданий по новой теме.

- Почему принято считать, что зима – это покой природы?

- Как вы понимаете слово покой?

Покой – состояние тишины, отдыха, спокойствия. Отсутствие движения и шума, неподвижная тишина.

- Действительно ли зима – это покой природы? Давайте постараемся в этом разобраться.

- Посмотрите на экран. Просмотр видео «Зима» П.И.Чайковский https://youtu.be/AQk9EMIyepQ

- Можем ли мы теперь утверждать, что зима – это покой природы?

- Прочитайте вывод в учебнике на с. 87.

Вывод: Мы назвали много изменений, которые происходят в природе зимой. А главное в природе наступает покой.

2. Поиск путей решения проблемы.

- Посмотрите на карту России.

- Как вы думаете, в России во всех регионах одинаковая зима?

- На карте России отмечены города Сочи, Йошкар-Ола, Оймякон.

- Как вы думаете, в этих населённых пунктах одинаковая зима? Почему?

Сочи - самым южным городом России, расположенный на берегу Черного моря.

Йошкар-Ола расположена на востоке Восточно-Европейской равнины.

Оймякон является самым холодным местом в России — так называемым «Полюсом холода».

Вывод: Регионы нашей планеты различаются своим климатом. Наличие климатических поясов связано с неравномерным нагревом Солнцем поверхности земного шара и разной степени распределения на ней осадков.

VIII. Итог урока

- Какие «открытия» вы сегодня сделали?

- Можем ли мы теперь утверждать, что зима – это покой природы?

- Ответили ли мы на главный вопрос урока?

- Какой вывод сделали?

Вывод: Зима – самое холодное время года. Ночи становятся долгими, а дни короткими. Снег покрывает землю, дома и деревья. Реки сковываются льдом.

Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных наступает трудная пора. Природа ждёт весну.

IX. Рефлексия

- Что было интересного, познавательного на уроке?

- Всё ли у вас получалось на уроке?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Кто доволен сегодня своей работой, кому было всё понятно, кто узнал много нового, интересного, тот возьмёт синюю снежинку.

- Кто хотел бы что-то исправить или, кто испытывал трудности на уроке возьмёт жёлтую снежинку.

- Какие трудности вы испытали на уроке?

Литература

  1. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова
  2. http://school2100.com/pedagogam/vdru/cat.php?class=130&week=14&cat=135
  3. http://www.artsait.ru/art/b/bobrovsky/main.htm
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия