Конспект урока по русскому языку по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". 2-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, Одушевленные и неодушевленные имена существительные


Предмет

Русский язык

УМК

Комплект «Школа России»

Автор учебника

Т.Г.Рамзаева, 2 класс

Тема урока

Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что? Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Задачи урока

- научить распознавать имена существительные по вопросам кто? что?
- учить задавать вопросы

Форма урока

Введение новых знаний (открытый урок)

Технологии

Системно-деятельностный подход в обучении
Проблемное обучение

УУД

Познавательные УДД:

  • Уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое, от уже известного с помощью учителя

Регулятивные УУД:

  • Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя, работа по алгоритму Коммуникативные УДД:
  • Уметь слушать и понимать речь других, работа в парах и группах (уметь
    договариваться)

Личностные УУД:

  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация.
Включение детей в учебную деятельность

на доске яблонька. У детей на партах яблочки.
- запишите свои предложения на яблочках, чтобы вы хотели узнать или чему научиться сегодня на уроке русского языка?
- в конце урока мы проанализируем, чьи предложения  были реализованы на данном уроке, остальные на следующих уроках русского языка.

 - дети пишут свои предложения, затем выходят к доске и наклеивают на яблоньку свои яблочки.

2. Активация знаний (Повторение изученного материала, необходимого для открытия новых знаний)
Слайд 1.

Орфографическая работа.
Учебная игра «Грамматическое лото»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания:
- пушистый – определить орфограмму
- ребята - определить орфограмму
- скворец - определить орфограмму
- олень – количество слогов
- белье - определить орфограмму
- цв…ток – какую букву напишите в слове?

Дети выкладывают кружки на индивидуальное грамматическое лото, закрывая ими орфограмму.
  Пестрый ковер (шуршит) под ногами.
- каким членом предложения является слово в скобках.
- проверка (слайд 2)
Дети проверяют (кто согласен показывают знак согласия)
  Подведение итога данной работы. (что мы делали? для чего вы выполняли эту работу?, надо еще работать над орфограммами?
- Ребята, все ли задания мы выполнили?
- да, так как мы допускаем еще ошибки на письме.
- нет, мы не разобрали предложение.
  Дети, какую тему мы изучаем?
По каким признакам вы можете отличать одну часть речи от другой.
- Возвращаясь  к словам из грамматического лото (найдите лишнее слово)
- как называются остальные слова?
- что интересного вы узнали о имени существительном?
-  распределите слова на 2 группы. Как это будем делать?
кто? что?

- дети выполняют разбор по алгоритму:

1. характеристика предложения.
2. ГОП
3. СЧ
4. схема

  Ребята, скворец, олень цветок, белье - Части речи

Подводящий диалог к постановке учебной задачи

- понаблюдаем за первым столбиком, о ком говориться (о людях, о животных)
- как называются такие слова? кто знает?
- понаблюдаем  за вторым столбиком
- как называются эти слова? кто знает?

по вопросам и что обозначает.

- пушистый – имя прилагательное
- имя существительное

- вспомним признаки существительных

Одушевленные
Не люди и не животные
Неодушевленные

3. Постановка учебной задачи.
Слайд 3.

Определите тему урока?

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Какие задачи будем решать на уроке? - научиться различать слова по вопросам
- учиться задавать вопросы
4. Открытие новых знаний
Слайд 4.
Работа в парах. Разделите слова на группы, связанные с нашей темой урока. Даны цепочки слов, у каждого слова вам необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово. Полученное слово записать на карточке.
Каким образом будете выполнять работу? (способ действий)
- работа по алгоритму (дети проговаривают способ действия)
5.Закрепление «Расшифруйте слова»
Сирень + низок + царица = синица
Коза + роза + ваза=корова
Канава + пусто +тарелка = капуста
Мышь +каток  = мышка
Сокол +робот + катер = сорока
Веер + терпеть = ветер
Проверка.
Что вы заметили?
Обоснуйте, почему?
(В русском языке много слов, которые бывают одушевленные и неодушевленные. Они меняют  свое лексическое значение взависимости  от употребления в речи). Такие слова в русском языке называются многозначными.
Проверка:
Синица, корова, мышка, сорока, мышка – одуш.
Капуста, ветер, мышка – неодуш.
Слово «Мышка» и в первом и во втором столбике
Мышка – кто? – зверь
Мышка – что? – компьютерная мышь
  Что еще заметили? Чему мы учились сейчас?
Физпауза «Солнышко»
Работа в группах. (желтые яблоки – 1 группа, красные – 2 группа, зеленые – 3 группа) Даны карточки (каждому ученику в группе)

Встретились словарные слова
- Учились задавать вопросы

- Распределение детей по группам

  Тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп
Встснежокбрлюлшгелесаыук
бпоепокрывалотенгмзимамигв
проверка.
Полученные слова помогут вам в дальнейшей работе с текстом.
Ученики выходят к доске и подчеркивают найденные слова

 

Работа с текстом.
- перед вами текст, некоторые слова пропущены, вместо них записаны вопросы кто? или что? Вам необходимо, используя полученные слова, восстановить текст. Озаглавить текст. Оценить свою работу. (светофор)
Наступила(что?). Белое пушистое(что?) укрыло землю. Вот (кто?) прыгает с ветки на ветку. А (кто?) стучит по верхушке дерева. Хорош (что?) зимой.
Проверка. Самооценка по светофору.

Дети работают самостоятельно в группах

Дети зачитывают свои рассказы.
Оценивают себя.

6. Подведение итогов

Я буду читать высказывания. Если согласен (+), если не согласен (-)
- Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов.
- Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? и ли что? называются именами существительными.
- Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?
- В русском языке существуют слова, которые могут отвечать одновременно на вопросы кто ? или что?
Проверка (- ,+, - ,+)

 

Нет (-)

 

Да (+)

Нет (-)

Да (+)

7. Рефлексия

Какую тему урока мы сегодня изучили?
Давайте вернемся к теме урока. Через какие задания мы добивались результатов?
Обратимся к яблоньке, чье предложение мы выполнили. Снимите яблочко. Чьи яблочки остались? Оставьте их. С ними мы продолжим работать на следующем уроке. Спасибо за урок!

Высказывания детей.