Тип урока: Урок «открытия» нового знания;
Основные термины и понятия: пропорция, крайние и средние члены пропорции, прямая и обратная пропорциональные зависимости, пропорциональность.
Межпредметные связи:
Наглядность: рабочие листы с заданием, оценочные листы
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая
Оборудование: проектор, раздаточные материалы
Планируемые результаты:
Предметные:
- знакомство с темой прямая и обратная пропорциональность;
- применение пропорций в решении задач;
- изучение алгоритма действий в соответствии с видом пропорциональной зависимости;
- осознание возможности применения пропорций в быту и других сферах деятельности человека.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- целеполагание;
- оценка деятельности;
- самостоятельное планирование необходимых действий.
Познавательные УУД:
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевых высказывании;
- построение логической цепи
- рассуждений;
- формулирование выводов;
- осуществление для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливание причинно-следственных связей, обобщений, выводов.
Коммуникативные УУД:
- проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач;
- формировать навыки ролевого участия в исследовании;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные:
- формирование готовности и способности к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
- развитие способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- совершенствование навыка аргументированного ответа на вопрос в режиме ограниченного времени;
- участие в диалоге в соответствии с нормами воспитания.
Этапы урока
1. Организационный момент
Время: 3 минута
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
- Здравствуйте, ребята. Итак, преступим к уроку. Открываем тетради и записываем дату.
2. Мотивация учебной деятельности
Содержание действий учителя |
Содержание действий ученика |
Выявляет вместе с учащимися тему урока (пропорциональность). Задача 1: «Периметр прямоугольника 24 см, а отношение его длины и ширины 2:4. Найдите стороны прямоугольника.» - Подобные задачи называются задачами с прямой пропорциональностью. Задача 2: «Мама с дочерью чистят морковь для сока. Мама за 1 минуту чистит 2 штуки, а дочь 1. Как разделить между ними 9 морковок так, чтобы они закончили очищать морковку одновременно?» - Такие задачи называются задачами с обратной пропорциональностью. |
Знакомятся с условиями задачи. |
3. Формулирование темы урока. Целеполагание
Содержание действий учителя |
Содержание действий ученика |
Тема урока: "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" (кратко: прямая и обратная пропорциональность).
|
Формулируют свои варианты темы. |
4. Актуализация. работа над темой урока
Содержание действий учителя |
Содержание действий ученика |
||||||||||||||||||||||||||||||
Объясняет новый материал. Задача 3: «Мальчик хочет купить n количество ручек, стоимостью 12 рублей за 1 штуку. Сколько будет стоить вся покупка?»
Составим таблицу для нашей задачи. Вместо n будем подставлять произвольные числа. Задача 4: «Мальчику необходимо приобрести ручки. У него имеется 48 рублей. Какая стоимость будет у одной ручки, чтобы он потратил все деньги?»
- Какие из параметров задачи меняются? |
Слушают пояснения учителя. |
5. Организация познавательной деятельности
Содержание действий учителя |
Содержание действий ученика |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выдает раздаточные материалы с заданиями и помогает решить. Таблица 1:
Во второй таблице обратная зависимость переменной y от x. Таблица 2:
- Теперь посмотрим на следующие 3 таблицы. Какие пропорциональные зависимости им соответствуют? Задача 5: Зная, что велосипедист движется со скоростью 10 км/ч., заполните таблицу. Во второй строке указано время затраченное велосипедистом на преодоление пути, а в третьей путь, который ему необходимо проехать.
- Какая зависимость в задаче 5? Задача 6: Зная, что велосипедисту необходимо пройти путь в 24 км, заполните таблицу. В первой строке указана скорость велосипедиста, а во второй время затраченное на преодоление пути.
- Какая зависимость в задаче 6? Задача 7: - Придумайте задачу самостоятельно, запишите условия и заполните таблицу 7.
|
Вставляют в таблицы из раздаточных материалов недостающие данные. |
6. Рефлексия
Содержание действий учителя | Содержание действий ученика |
- Теперь переверните листы с таблицами и закончите предложения. |
Заполняют лист самооценки. |
Задачи на тему прямая и обратная пропорциональность решаются помощью пропорций. Однако многие учащиеся сталкиваются с проблемой правильного определения вида зависимости. Связи с чем, важно показать ученикам как правильно рассуждать, чтобы определить вид пропорциональности. Наглядным примеров для запоминания различий между зависимостями являются таблицы. Они показывают, как относительно друг друга меняются величины, одновременно увеличиваются (уменьшаются) или же увеличивается (уменьшается) лишь одна, при уменьшении (увеличении) другой.
В данном уроке были созданы элементарные таблицы, на примере которых можно разработать массу вариантов для изучения темы. Главное фантазия и желание.