Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках. Она призвана формировать умения, сопряжённые с практической деятельностью, учит мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Итак, что же такое проект? Проект (от латинского projectus – «выдвинутый вперед») – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности». (Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»).
Учебный проект – это форма методической работы, направленная на изучение конкретного предметного раздела, темы, события, явления, процесса
Специфика предмета географии требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять её цели и задачи, искать способы решения.
География формирует не только систему предметных знаний и специальных географических умений, но также комплекс обще-учебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды, выявления причинно-следственных связей;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде, оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных и правовых норм, эстетических ценностей;
- сравнения объектов, процессов и явлений, их моделирования и проектирования;
Успешное решение этих задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса обучающихся. Большие возможности в этом направлении предоставляет использование в современной школе метода проектов.
Таким образом, в обучении географии метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.
Основная цель применения метода проектов при этом становится – самостоятельное постижение школьниками жизненно важных географических проблем имеющих жизненный смысл для учащихся. Данный метод предполагает приобщение учащимися к формированию научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов.
Проектная методика с трудом вмещается в рамки урока. Поэтому, основная часть проектной работы осуществляется учащимися во внеурочное время (поиск информации, ее обработка и анализ, подготовка материала презентации).
Исходя из социального заказа общества, требований модернизации образования и задач опытно-экспериментальной работы передо мной встал вопрос: «Как организовать правильно организовать проектную деятельность учащихся на уроках географии и во внеклассной работе?».
Работа над проектом - процесс достаточно сложный. Самое сложное для учителя - это сохранять роль независимого консультанта. Меняется и роль учащихся в обучении: они выступают активными участниками процесса. Успех работы над проектом во многом зависит от грамотного планирования и организации деятельности ученика и учителя в их тесном сотрудничестве. Чтобы достичь максимальной эффективности проектной работы необходимо четко спланировать все этапы выполнения проекта
Итак, как правило, выделяют следующие этапы проектной деятельности:
1. Организационно-подготовительный;
2. Поисково-исследовательский;
3. Отчетно-оформительский;
4. Информационно-презентативный.
Рассмотрим основные этапы проектов на примерах конкретных работ
I. Организационно-подготовительный (или подготовительный)
Тема проекта должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя. Необходимо, чтобы обучающийся, хорошо осознавал суть проблемы. Организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.
Получается, что обучающиеся должны ответить на следующие вопросы:
- для чего создается данный проект?
- чем вызвана необходимость его создания?
- существует ли на самом деле потребность в этом проекте?
- как в дальнейшем будет использоваться данный проект?
- кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект?
- найдет ли он своих потребителей?
В проектных работах моих учеников встречаются следующие проблемные вопросы:
- Как выглядел доисторический мир мелового периода?
- Действительно ли в Великобритании большое количество мест, которые могут заинтересовать туристов?
- Как презентовать Новокузнецк жителям и гостям города?
- Везде ли на Земле могут появиться и извергаться вулканы?
- Отсутствие наглядных пособий в кабинете географии
- и др.
И в зависимости от поставленной проблемы, формулируется тема работы. Например, ученики 5-6 классов работали над проектами:
- Сборник кроссвордов «Материки и океаны»
- Зоогеографическая карта Австралии
- Вулканы
- Доисторический мир – динозавры
- Доисторический подводный мир
- Макет карты Кемеровской области
- Создание коллекции горных пород
- Карта самых необычных мест планеты
- И др.
Для 7-9 классов:
- Маршрут путешествия по югу Сибири
- Сборник задач по Кемеровской области
- Туристический маршрут по югу Кемеровской области
- Путешествие по островным странам мира
- Достопримечательности Великобритании
- И др.
Таким образом, этот этап завершается формулировкой темы проекта и определением вида его завершенной формы, написанием краткой аннотации проекта.
II. Поисково-исследовательский
Включает в себя:
- Разработка программы проекта;
- Определение источников информации;
- Сбор и изучение необходимой информации;
- Планирование способов сбора и анализа информации.
- Подготовка к проекту и его планирование.
- Непосредственное исследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента, анализа и синтеза.
- Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
- Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
III. Отчетно-оформительский (трансляционно-оформительский)
Включает в себя:
- Обсуждение (повторное) критериев проектной деятельности
- Оформление паспорта проекта
- Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
- Анализ работы группы и самоанализ \ взаимоанализ своего вклада и вклада каждого.
Готовый проект можно представить в виде: макетов, буклетов, атласа, атрибутов несуществующего государства, газеты, журнала, игры, карты, коллекции, мультимедийного продукта, путеводителя, статьи, справочника и т.д.
Важной частью является паспорт проектной работы, который должен соответствовать основным требованиям оформления. Практическая часть проектной работы, включает этапы выполнения проекта. Дается описание каждого этапа, прописываются виды деятельности и сроки исполнения.
Предлагаю рассмотреть результат работы над проектом моих учеников, который представлен в виде паспорта проектной работы.
Паспорт проектной работы «Зоогеографическая карта Австралии» - https://drive.google.com/file/d/1qkyPxYOO-zQROjfgoH6pBWdrdSnzgzmV/view?usp=sharing
IV. Заключительный этап Информационно-презентативный (защита проекта; самооценка и оценка проектов)
Выбор формы презентации проекта на уроках географии и во внеклассной работе - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Виды презентационных проектов, которые применяю на уроках географии и внеклассной работе:
- Деловая игра; продукта, выполненного на основе информационных технологий;
- Защита на Ученом Совете; иллюстрированное сопоставление фактов, карт;
- Научная конференция; научный доклад; отчет исследовательской экспедиции;
- Пресс-конференция; путешествие;
- Реклама; ролевая игра;
- Экскурсия.
Последний шаг – рефлексия, анализ сделанного, сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось, т.е. сопоставление цели и результата.
На какие вопросы нужно ответить в процессе рефлексии?
- Насколько успешно решена проблема?
- Насколько полно собрана информация?
- Насколько представленное проектное решение может быть улучшено?
- Насколько я был успешен в процессе проектирования?
На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом. Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.
Пример презентации проектной работы моими учениками на конференции. Презентация проектной работы «Зоогеографическая карта Австралии» - https://drive.google.com/file/d/1E2SxkocFXQHjoWYx7kmQW8rs42WAqpYu/view?usp=sharing
Таким образом, работа над проектом – это процесс сложный, требует много времени. Чтобы достичь определенных результатов, успеха работы над проектом, нужно грамотно спланировать свою работу.
Желаю вам и вашим ученикам успешных проектных работ.