Тип урока: обобщения и систематизации знаний по теме «Механические колебания».
Цель урока Формирование целостной системы ведущих знаний по теме «Механические колебания».
Материальное обеспечение урока: учебник Физика: 11 класс: базовый и углубленный уровни: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.В.Грачев, В.А.Погожев, А.М.Салецкий и др.- М.: Вентана-Граф. 2018. – 464с.; презентация; дидактические материалы
Применение в жизни: переправа «горизонтальный», «вертикальный» маятник; укрепление грузов для перевозке железнодорожном, морском виде транспорта, влияние механических колебаний на здоровье человека.
Ход урока
№ |
Этапы урока/ деятельность преподавателя |
Время |
Работа обучающихся |
|
1 |
1. Организационный этап Приветствует обучающихся. |
1 |
Приветствуют преподавателя, настраиваются на урок |
|
2 |
2.Мотивация Задание 1. Посмотрите слайды, дайте краткий комментарий о том, что изображено на слайдах, перечислите физические явления, которые описывают представленные фотографии, по какому признаку можно связать все указанные явления |
3 |
Просматривают слайды, комментируют увиденное, находят общее Формулируют тему, цели урока, сравнивают с теми, что указаны на слайде 9 |
|
3 |
3.Актуализация опорных знаний по теме «Механические колебания» Задание 3. Откройте § 31 учебника. Найдите формулировки понятий, указанных в первом столбце таблицы, а также формул физических величин, указанных во втором столбце таблицы |
5 |
Формулируют определения понятий, записывают формулы |
|
4 |
4. Систематизация и обобщение знаний по теме «Механические колебания» Задание 4. Опишем движение материальной точки с постоянной скоростью по окружности: - запишем выражение для изменения угловой скорости от времени при равномерном движении по окружности φ(t) = φ0 + ω·t; - запишем выражение для проекции радиуса-вектора на координатные оси Rx = R cos φ; Ry = R sin φ; - обобщим результат для проекции радиуса-вектора в любой момент времени: y(t) = R sin φ(t) = R sin (ω·t); Слайды 12, 13 Задание 5. Сравним движение материальной точки с постоянной скоростью по окружности и «осциллограмму» тела, совершающего гармонические колебания. Слайд 14 |
8 |
Участвуют в проблемной дискуссии, используя наглядную информацию, знания по теме тригонометрические функции, графики тригонометрических функций из курса алгебры
Делают вывод о том, что «осциллограмма» колеблющегося тела представляет собой синусоиду |
|
5 |
5. Уравнение гармонических колебаний Задание 6. Сформулируйте определение понятия гармонические колебания, а также определение физических величин амплитуда, фаза колебаний, циклическая частота - Колебания, происходящие по закону синуса или косинуса называют гармоническими - Амплитуда колебаний – максимальное отклонение от положения равновесия - Фаза колебаний (показывает, какая доля периода прошла от начала колебаний), начальная фаза колебаний; - Циклическая частота или круговая частота – (скорость изменения фазы колебаний) Уравнение гармонических колебаний физической величины имеет вид: х(t) = Хмакс· sin (ω·t+φ0) или х(t) = Хмакс· cos (ω·t+φ0) Слайд 15, 16 Задание 7. Укажем место каждой физической величины в уравнении гармонических колебаний. |
8 |
Формулируют определение понятия и физических величин, записывают уравнения гармонических колебаний |
|
6 |
6. Примеры уравнений гармонических колебаний Задание 8. Используя уравнения, назовите и запишите амплитудное значение физической величины; циклическую частоту; фазу колебаний, начальную фазу колебаний материальной точки. |
8 |
Выполняют задания, записывая ответы на вопросы в тетради и на доске по алгоритму |
|
7 |
7. Уравнения скорости и ускорения гармонических колебаний 1) Найдем закон изменения скорости, зная, что скорость – производная функции х(t) по времени vx(t) = dx/dt = x´; (изменение скорости происходит по закону синуса); 2) Найдем выражение для ускорения, зная, что ускорение – первая производная скорости по времени (или вторая производная координаты по времени): ах(t) = dv/dt = v´; |
8 |
Используя знания по теме производная, дифференцируют уравнения координаты и скорости, для получения уравнения скорости и ускорения соответственно |
|
8 |
Задание 9. Закончите предложения, используя начала предложенные ниже: |
2 |
Формулируют окончания предложений |
|
9 |
Заключительный этап - Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание: - § 31 – определения понятий и формулы физических величин (Б); Слайд 29 |
2 |
Проводят рефлексию учебной деятельности, записывают домашнее задание |