«В радость человеку только то,
над чем он хорошенько потрудился,
– так уж он устроен»
- Антуан де Сент-Экзюпери
французский писатель
Стремительные изменения мира приводят к пониманию того, что в настоящее время нельзя преподавать предмет «технология» так, как это делалось несколько лет. Переход общеобразовательных школ на ФГОС должен привести к тому, что уроки по технологии должны развить в ребятах инженерную мысль, стремление к творческому восприятию знаний, привить практические навыки работы, учить их самостоятельно мыслить, мотивировать определение своих интересов и дарований и стремиться к развитию индивидуальных склонностей.
Новые стандарты обучения возможно реализовать с помощью системно-деятельностного подхода в обучении.
Как преподаватель должен понимать системно-деятельный подход? Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что формирование личности ученика и его развитие осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Это организация учебного процесса, в котором главное место отводится в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами системно-деятельностного подхода является постепенный уход от информационного знания к знанию действия. Ученик становится активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.
Учитель должен стимулировать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами пришли к решению поставленной темы урока и сами объяснили, как надо действовать с целью решения поставленных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоорганизации и саморазвитию.
Дидактические принципы дают общие указания к практической деятельности обучения. Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы.
Выделяются следующие принципы обучения, отражающие специфические особенности учебного процесса:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Ученики получают навыки использования разнообразных средств информации с целью поиска необходимых знаний для решения конкретных задач урока.
2) Принцип преемственности – исходит из того, что технология опирается на знания всех школьных дисциплин. Данный принцип означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии. Методики преподавания должны учитывать возрастные психологические особенности развития детей.
3) Принцип системности – выражается в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.
4) Принцип оптимальности – заключается в следующем: школа должна обеспечить школьнику условия получения знаний на максимально возможном уровне для каждой возрастной группы и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип сотрудничества – предполагает задачу для преподавателя минимизации стрессовых ситуаций во время учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, способствующей лучшему усвоению знаний в обстановке сотрудничества и комфортных диалоговых форм общения ученика и преподавателя.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся привычки рассмотрения возможных вариантов решения проблемы и обоснования выбора.
7) Принцип креативности – означает формирование творческой личности, для которой характерен творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.
Успешность урока с позиции системно-деятельностного подхода зависит от его моделирования, включающего следующие задачи:
- Стимулирование инициативы творчества.
- Постоянное наблюдение за учебной деятельностью и учебными достижениями.
- Работа на приоритет развивающей цели обучения совместно с учениками
- Достижение целей урока путем совместного поиска путей решения проблемы.
- Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап
- Определение формы контроля за учебной деятельностью школьников, развитие навыков самооценки и самопроверки школьниками.
- Стимулирование самоопределения личности учащегося.
- Развитие способности к рефлексии и оцениванию самими учащимися своего прогресса
Успешное обучение детей зависит от:
- Совместного моделирования и анализа доступных детям жизненных ситуаций;
- Использования активных и интерактивных технологий и методик обучения;
- Участия в проектной деятельности.
- Современных приемов настроя и вовлечения детей в игровую деятельность.
Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность.
Работа с различными источниками информации является важной составной частью учебного процесса:
Умственный труд в любой его форме всегда связан с поиском информации. Поиск становится сейчас все сложнее и сложнее. Умение работать с источниками информации является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся.
Прививая учащимся навыки самостоятельной работы с различными источниками информации необходимо учитывать что, во-первых, всякой самостоятельной деятельности учащихся должна предшествовать продолжительная подготовка; во-вторых, учащиеся сначала должны овладеть простыми навыками и умениями, а потом более сложными и, в-третьих, у них должна выработаться устойчивая привычка пользоваться приемами работы с разными носителями информации.
Учитель должен научить школьников аргументировать свою точку зрения.
Умение правильно аргументировать свою точку зрения пригодится не только в словесных баталиях – этот навык будет важен детям в дальнейшей жизни. Один из отличных способов научить детей аргументировать свою позицию – сделать доказательства частью обычных уроков.
Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся.
Необходимо выявить основные цели и задачи выполнения проекта. Например, разработка и изготовление изделия, или модернизация, ремонт чего-либо в соответствии с определенными условиями, требованиями.
Пример выполнения творческой работы
Ученик определяет и согласовывает с преподавателем цель проекта: к примеру, изготовить предмет для пользования в его семье.
Определяются задачи:
1. Изучить литературу, выбрать один из способов выполнения намеченного изделия.
2. Составить банк идей, исследовать и выбрать лучший вариант.
3. Подготовить инструменты и материалы, организовать рабочее место.
4. Изготовить изделие, оформить его.
5. Оценить качество работы.
Требования к изделию
Изделие должно быть: практичным, качественно исполненным, оригинальным, красивым по внешнему виду, компактным, экономичным.
Разработка идеи
На этом этапе необходимо разработать несколько вариантов формы и конструкции изделия, проанализировать их и выбрать наиболее подходящий по критериям.
Поиск лучшей идеи
Необходимо проанализировать идеи и выбрать ту, которая больше подходит по разработанным критериям.
Исследование
В этом разделе необходимо проанализировать или провести исследование правильности выбора своего изделия.
Технологический этап
В этом пункте необходимо показать всю технологию изготовления изделия.
1. Необходимо продумать форму изделия;
2. Разработать его конструкцию, способы соединения деталей в изделии.
3. Подобрать материалы для изготовления деталей изделия.
4. Определить наличие необходимых для выполнения работ инструментов.
5. Определить рабочие размеры изделия и его деталей.
6. Разработать или выбрать технологию изготовления деталей.
7. Продумать безопасные способы изготовления изделия.
8. Продумать способы декоративно-художественного оформления изделия.
Расчет себестоимости изделия
В этом разделе ученик должен представить расчет затрат на изделие, выбирать наиболее рациональный и экономичный расход материалов.
Экологичность
Необходимо выбрать для своей работы только экологически чистые материалы, чтобы изготовление и эксплуатация изделия не повлекло за собой изменение в окружающей среде и не принесло вред здоровью.
Заключительный этап
Ученик должен сделать выводы по своей работе. Рефлексия.
Реклама
В этом разделе можно предложить школьнику дать рекламу своему изделию. Это еще раз позволит ему проанализировать правильность своего выбора и выполнения работы.
Решение учащимися задач урока выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.