Принципы системно-деятельностного подхода на уроках технологии

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


«В радость человеку только то,
над чем он хорошенько потрудился,
– так уж он устроен»
- Антуан де Сент-Экзюпери
французский писатель

Стремительные изменения мира приводят к пониманию того, что в настоящее время нельзя преподавать предмет «технология» так, как это делалось несколько лет. Переход общеобразовательных школ на ФГОС должен привести к тому, что уроки по технологии должны развить в ребятах инженерную мысль, стремление к творческому восприятию знаний, привить практические навыки работы, учить их самостоятельно мыслить, мотивировать определение своих интересов и дарований и стремиться к развитию индивидуальных склонностей.

Новые стандарты обучения возможно реализовать с помощью системно-деятельностного подхода в обучении.

Как преподаватель должен понимать системно-деятельный подход? Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что формирование личности ученика и его развитие осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Это организация учебного процесса, в котором главное место отводится в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами системно-деятельностного подхода является постепенный уход от информационного знания к знанию действия. Ученик становится активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.

Учитель должен стимулировать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами пришли к решению поставленной темы урока и сами объяснили, как надо действовать с целью решения поставленных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоорганизации и саморазвитию.

Дидактические принципы дают общие указания к практической деятельности обучения. Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы.

Выделяются следующие принципы обучения, отражающие специфические особенности учебного процесса:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Ученики получают навыки использования разнообразных средств информации с целью поиска необходимых знаний для решения конкретных задач урока.

2) Принцип преемственности – исходит из того, что технология опирается на знания всех школьных дисциплин. Данный принцип означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии. Методики преподавания должны учитывать возрастные психологические особенности развития детей.

3) Принцип системности – выражается в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.

4) Принцип оптимальности – заключается в следующем: школа должна обеспечить школьнику условия получения знаний на максимально возможном уровне для каждой возрастной группы и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип сотрудничества – предполагает задачу для преподавателя минимизации стрессовых ситуаций во время учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, способствующей лучшему усвоению знаний в обстановке сотрудничества и комфортных диалоговых форм общения ученика и преподавателя.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся привычки рассмотрения возможных вариантов решения проблемы и обоснования выбора.

7) Принцип креативности – означает формирование творческой личности, для которой характерен творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

Успешность урока с позиции системно-деятельностного подхода зависит от его моделирования, включающего следующие задачи:

  1. Стимулирование инициативы творчества.
  2. Постоянное наблюдение за учебной деятельностью и учебными достижениями.
  3. Работа на приоритет развивающей цели обучения совместно с учениками
  4. Достижение целей урока путем совместного поиска путей решения проблемы.
  5. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап
  6. Определение формы контроля за учебной деятельностью школьников, развитие навыков самооценки и самопроверки школьниками.
  7. Стимулирование самоопределения личности учащегося.
  8. Развитие способности к рефлексии и оцениванию самими учащимися своего прогресса

Успешное обучение детей зависит от:

  1. Совместного моделирования и анализа доступных детям жизненных ситуаций;
  2. Использования активных и интерактивных технологий и методик обучения;
  3. Участия в проектной деятельности.
  4. Современных приемов настроя и вовлечения детей в игровую деятельность.

Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность.

Работа с различными источниками информации является важной составной частью учебного процесса:

Умственный труд в любой его форме всегда связан с поиском информации. Поиск становится сейчас все сложнее и сложнее. Умение работать с источниками информации является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся.

Прививая учащимся навыки самостоятельной работы с различными источниками информации необходимо учитывать что, во-первых, всякой самостоятельной деятельности  учащихся должна предшествовать продолжительная подготовка; во-вторых, учащиеся сначала должны овладеть простыми навыками и умениями, а потом более сложными и, в-третьих, у них должна выработаться устойчивая привычка пользоваться приемами работы с разными носителями информации.

Учитель должен научить школьников аргументировать свою точку зрения.

Умение правильно аргументировать свою точку зрения пригодится не только в словесных баталиях – этот навык будет важен детям в дальнейшей жизни. Один из отличных способов научить детей аргументировать свою позицию – сделать доказательства частью обычных уроков.

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся.
Необходимо выявить основные  цели и задачи выполнения проекта. Например, разработка и изготовление изделия, или модернизация, ремонт чего-либо в соответствии с определенными условиями, требованиями.

Пример выполнения творческой работы

Ученик определяет и согласовывает с преподавателем цель проекта: к примеру, изготовить  предмет для пользования в его семье.

Определяются задачи:

1. Изучить литературу, выбрать один из способов выполнения намеченного изделия.
2. Составить банк идей, исследовать  и выбрать лучший вариант.
3. Подготовить инструменты и материалы, организовать рабочее место.
4. Изготовить изделие, оформить его.
5. Оценить качество работы.

Требования к изделию

Изделие должно быть: практичным, качественно исполненным, оригинальным, красивым по внешнему виду, компактным, экономичным.

Разработка идеи

На этом этапе необходимо разработать несколько вариантов формы и конструкции изделия, проанализировать их и выбрать наиболее подходящий по критериям.

Поиск лучшей идеи

Необходимо проанализировать идеи и выбрать ту, которая больше подходит по разработанным критериям.

Исследование

В этом разделе необходимо проанализировать или провести исследование правильности выбора своего изделия.

Технологический этап

В этом пункте необходимо показать всю технологию изготовления изделия.

1. Необходимо продумать форму изделия;
2. Разработать его конструкцию, способы соединения деталей в изделии.
3. Подобрать материалы для изготовления деталей изделия.
4. Определить наличие необходимых для выполнения работ инструментов.
5. Определить рабочие размеры изделия и его деталей.
6. Разработать или выбрать технологию изготовления деталей.
7. Продумать безопасные способы изготовления изделия.
8. Продумать способы декоративно-художественного оформления изделия.

Расчет себестоимости изделия

В этом разделе ученик должен представить расчет затрат на  изделие, выбирать наиболее рациональный  и экономичный расход материалов.

Экологичность

Необходимо выбрать для своей работы только экологически чистые материалы, чтобы изготовление и эксплуатация изделия не повлекло за собой изменение в окружающей среде и не принесло вред здоровью.

Заключительный этап

Ученик должен сделать выводы по своей работе. Рефлексия.

Реклама

В этом разделе можно предложить школьнику дать рекламу своему изделию. Это еще раз позволит ему проанализировать правильность своего выбора и выполнения работы.

Решение учащимися задач урока выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.