Исследовательская деятельность как фактор развития психологической культуры обучающихся гимназии

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сегодняшние выпускники школ должны обладать психологической культурой: навыками самоорганизации, саморегуляции, способностью к саморазвитию как одними из важнейших личностных результатов.

Саморазвитие - это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Проблемой саморазвития личности в учебной деятельности занимались педагоги (Ю.К.Бабанский, Л.Г.Вяткин, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин) и психологи (Л.С.Выготский, Н.Ф.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

Движущими силами саморазвития являются внутренние противоречия личности как субъекта деятельности, возникающие между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к сложившимся стереотипам, между старым и новым в жизни человека.

Особую значимость сегодня приобретает организация научно-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление.

Организация исследовательской деятельности - это широко распространенная форма учебной деятельности в современных образовательных учреждениях, целью которой является «достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников».

Именно в исследовательской деятельности обучающиеся вырабатывают умение самостоятельно добывать знания, навыки самоорганизации; испытывают потребность в непрерывном самообразовании. Для того чтобы обучающиеся захотели участвовать в научно-исследовательской работе, у них необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть обучающиеся должны захотеть решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными и информационными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать себя и других.

В нашей гимназии проектно-исследовательской деятельности уделяется большое внимание.

К подбору темы исследования обучающихся подходим очень серьезно, так как необходимо, чтобы ребенок не только научился искать информацию, но и смог решить проблемы, которые у него существуют.

Обучающиеся 9х классов пишут и защищают проекты четвертый год (с 2017 года). С 2020 года обучающиеся 10-х классов так же пишут проекты и защищают, но уже в новом формате - с учетом взаимодействия с социальными партнерами. Основная тематика проектов старшеклассников в области психологии направлена на профориентацию, выявление способностей, эмоциональное состояние, межличностные отношения, детско-родительские отношения.

На базе нашего учреждения проходит городская научно-практическая конференция «Первоцвет» (для обучающихся начальных классов) и «Серебряный росток» (для обучающихся 5-8 классов).

Так, например:

  • если у ребенка проблемы в период адаптации в пятом классе, проблемы в обучении, выбирают такие темы: «Тайм-менеджмент», «Организация времени для выполнения домашнего здания», «Как развивать память», «Как побороть лень», «Спать или не спать: вот в чем вопрос» и др.
  • проблемы во взаимоотношениях: «Как правильно дружить», «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей», «Мой характер», «Как воспитать себя»», «Самооценка подростков», «Речевая агрессия младших школьников» и др.
  • развитие способностей - «Детские фантазии», «Как развивать способности», «Развитие творческих способностей» и др.

Работая над выбранной темой, учащиеся начинают задавать вопросы, искать информацию в интернет, некоторые увлеченно начинают читать книги. Включаясь в поиск информации, дети пропускают ее через себя. Появляется все больше вопросов: А я какой? А у меня как? Как это можно изменить? В это время, необходимо помочь ребенку, направить его, вдохновить, помочь организовать свое самообразование и самореализацию.

Роль учителя заключается в том, чтобы не готовыми ответами, а вопросами научить ребёнка осваивать мир через учебную деятельность. Необходимо, чтобы ребенок считал - «Я сам осваиваю мир», а это и будет импульсом к развитию.

Какими могут быть результаты при саморазвитии? На самом деле, самые разные, от выдающихся, до еле заметных. Но при этом, поверьте, они есть всегда. И эти результаты обязательно сделают жизнь ребенка лучше. Кто-то просто мыслить начинает лучше, эффективнее, практичнее, кто-то обучается новому навыку, и обретя его, меняет свою деятельность, кто-то в своем деле становится лучше и ребята начинают его высоко ценить, а кто-то становится более жизнерадостным, добрым, отзывчивым, работая над своими качествами. Расти всегда есть куда. Есть к чему стремиться. Есть в чем добиваться успеха.