Использование контекстных задач для формирования читательской грамотности обучающихся во внеурочной деятельности

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии

Классы: 8, 9


В 2019-2020 гг. обязательным курсом внеурочной деятельности, реализуемой в образовательных организациях Самарской области является курс развитие функциональной грамотности обучающихся. Методологической основой его является утвержденная министерством образования и науки Самарской области и разработанная ГАУ ДПО Самарской области «СИПКРО» программа учебного курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся (5-9 классы)».

Педагогическим коллективом школы была проведена адаптация программы к условиям нашей школы и определено ее методическое наполнение. В качестве определяющей в процессе формирования фукнциональной грамотности определена читательская грамотность и определён эффективный метод ее формирования – контекстная задача.

Данные методические рекомендации содержат предложения по составлению технологической карты занятия внеурочной деятельности по формированию и развитию читательской грамотности. В основу взят анализ заданий PISA осуществляющий международный мониторинг функциональной грамотности обучающихся и на его основе определены основные этапы занятия и его содержание.

Особенностью технологической карты является ее классификация по образовательным областям (гуманитарная и естественно-научная). Это деление определяет разницу в ее содержательном наполнении, а так же содержании и формате текстов с которыми осуществляется работа в ходе решения контекстной задачи. Вместе с тем технологическая карта является универсальной поскольку при сохранении целостности ее структуры возможно разное содержательное наполнение.

Целевая аудитория методических рекомендаций – педагоги внеурочной деятельности, работающих с учениками 8-9 классов по формированию читательской грамотности

Актуальность проблемы формирования функциональной грамотности очевидна. Она определена как на государственном, так и на личностном уровнях системы образования. В 2018 году Указом президента определена задача - Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования (Указ Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018 « О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»). Что предполагает усиление внимания к формированию функциональной грамотности как одному из результатов качественного образования. А повышение качества образования позволит каждому человеку развивать свои компетенции и добиваться высоких результатов в профессиональном и социальном плане.

О необходимости формирования навыков использования обучающимися полученных знаний на практике, умение самостоятельно приобретать знания, совершенствования своего социального опыта, в педагогической литературе говорится на протяжении многих лет. При введении ФГОС эти умения определены как один из образовательных результатов – универсальные учебные действия. Однако эти образовательные результаты не в полном объеме включают в себя понятие функциональной грамотности обучающихся. Так определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» (PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019 )

Таким образом, на наш взгляд проблема формирования ФГ – это с точки зрения педагогики и методологии – проблема определения конкретных умений, которые ученики должны приобрести к 15-летнему возрасту, а также определение способов и методов получения этого результата в условиях современной школы. Этот образовательный результат требует конкретизации для разных возрастных групп учеников и определения, какими средствами может формироваться разными учебными предметами.

На государственном уровне проблема состоит в определения критериев сформированности функциональной грамотности (ФГ), ее содержательных компонентов, создания единой системы мониторинга данного образовательного результата.

Но решение многих задач зависит от профессионализма педагогических кадров, от грамотного выбора средств и методов достижения поставленной задачи. Образовательная организация в зависимости от своих ресурсов должна определить инструментарий и составить алгоритм получения результата таким образом, чтобы он стал обязательным и постоянным для достижения каждым учеником.

Поэтому целью представленного методического продукта является разработка методических указаний для педагогов внеурочной деятельности по формированию ФГ (а именно читательской грамотности) на занятиях внеурочной деятельности посредством контекстных заданий.

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев (Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М., Просвещение, 1969г, переиздано 2002 г.):

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Институтом стратегии развития образования РАО функциональная грамотность определена как совокупность следующих компонентов:

  • Математическая грамотность,
  • Читательская грамотность,
  • Естественнонаучная грамотность,
  • Финансовая грамотность,
  • Глобальные компетенции,
  • Креативное мышление.

Каждый из компонентов является обязательным элементом качественного образовательного результата. Значение каждого из аспектов функциональной грамотности невозможно переоценить, однако в условиях общеобразовательной школы при наличии ограниченного количества ресурсов целесообразно сосредоточиться на одном из ее элементов, тем более что все они тесно взаимосвязаны. Целенаправленное формирование одного из элементов ведет к положительной динамике всех элементов функциональной грамотности ученика. В нашей школе в качестве такого элемента определена читательская грамотность.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность помогает человеку «достигать своих целей, расширять свои знания и возможности», обеспечивая, например, возможность закончить учебное заведение или найти работу, а также удовлетворить менее конкретные и близкие желания – расширять и обогащать личную жизнь. Читательская грамотность помогает человеку «участвовать в социальной жизни», позволяя не только вносить вклад в жизнь общества, но и удовлетворять свои собственные нужды – и социальные, и культурные, и политические. Грамотным людям, к примеру, легче ориентироваться в сложных институтах – медицинских, правовых, банковских. Им легче принимать разумные решения в гражданских выборах, так как читательская грамотность делает человека более критичным и независимым, создавая условия для личной свободы. (РАО Институт содержания и методов обучения. Отдел оценки качества общего образования 7 декабря 2010 года Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA-2009 Оценка читательской грамотности Г.А.Цукерман Материалы к обсуждению МОСКВА 2010)

Поэтому основой формирования функциональной грамотности ученика авторы считают именно читательскую грамотность и исходят из этого, считают что, сосредоточив усилия педагогического коллектива на этом аспекте можно добиться образовательного результата во всех других аспектах ФГ.

Читательская грамотность включает в себя следующие

Читательские умения:

  • Извлечение информации из текста
  • Создание общего понимания текста
  • Понимание информации, сообщенной в тексте, ее перевод на язык читателя (интерпретация)
  • Размышление о содержании текстового сообщения и его оценка
  • Размышление о форме текстового сообщения и ее оценка

В условиях классно-урочной системы при предметном преподавании в целом идет работа на все читательские умения при более активном формировании первых двух. Предметы гуманитарной направленности позволяют так же формировать умения размышлять и оценивать текстовые сообщения. Однако предметные рамки не всегда позволяют уделять достаточное время именно для формирования и развития навыков ФГ. Эта проблема может быть успешно решена в условиях внеурочной деятельности где педагог более свободен как в определении содержания, так и форм организации работы.

Многие формы и методы работы широко известные в педагогической практике могут быть использованы для решения проблемы формирования функциональной грамотности.

Выбор в качестве инструмента – метода контентных задач, обусловлен, прежде всего, тем, что умения ФГ должны демонстрироваться в социальной жизни ученика, при решении жизненных ситуаций, а этот метод и позволяет моделировать бесконечное число таких ситуаций. Кроме того, содержание (наполнение) этих задач не связано с какой-нибудь конкретной образовательной областью, а значит, является универсальным в любом курсе внеурочной деятельности, в любой программе. Этот метод позволяет работать с умениями читательской грамотности определенными PISA как умения читательской грамотности с опорой на внетекстовые знания, то есть умение применить уже имеющиеся знания и умения при решении проблемы, что соответствует возрастной категории школьников для которых реализуется программа (ученики 8-9 классов).

Контекстная задача - это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с проблемой и осознание её личностной значимости. (Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с).

В разных источниках дается разное объяснение понятия «технологическая карта урока». Термин пришел в образование из области технических наук и сегодня широко применяется педагогами.

Рассмотрим некоторые варианты этого понятия.

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта в дидактическом контексте – современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата.

Технологическая карта урока представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которой присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и технологичность.

Представленная технологическая карта нацелена на проведение занятия, ориентированного на приобретение учениками, прежде всего личностного результата. Это определило логику построения занятия: создание условий для вовлечение ребенка в процесс принятия решений, актуализация имеющихся знаний и опыта и обобщение новых приобретенных умений через личную оценку успешности деятельности.

Технологическая карта (занятие) состоит из следующих этапов:

  • Эмоциональное включение (организация межличностного взаимодействия);
  • Пропедевтический (подготовительный) этап (создание условий для успешного включения в деятельность);
  • Деятельностный (контекстная задача) - Скрытое руководство деятельностью учащихся, для учеников решение задачи через работу с разными видами и форматами текста
  • Эмоционально-рефлексивный (оценочный) - Неперсонифицированная оценка личностных и метапредметных результатов внеурочного занятия.

Во внеурочной деятельности учитель более свободен во временных рамках проведенного занятия, поэтому конкретных рекомендаций по протяженности того или иного этапа не предусмотрено. Однако целесообразно исходить из пропорции (Приложение 1 и Приложение 2):

  • Эмоционально установочный (эмоциональное включение) – 10%
  • Пропедевтический (подготовительный) = 10-15%
  • Деятельностный (Игровая, исследовательская, проектная, контекстная задача) – 55-65 %
  • Эмоционально-рефлексивный (оценочный) – 15-20%.

Личностные результаты для обучающихся определены в программе внеурочной деятельности «Формирование функциональной грамотности» СИПКРО. В зависимости от предметной области они варьируются и конкретизируются. Так ожидаемый результат – умение «Осмысливать и оценивать содержание текста» при гуманитарном содержании контекстной задачи раскладывается на

  • Формулировать личное отношение к информации.
  • Аргументировать личное отношение, подкреплять внетекстовыми знаниями.

А при естественно-научном содержании контекстной задачи умение конкретизируется:

  • Формулировать вывод из противоречивых данных, разных точек зрения.
  • Формулировать вывод при неполной информации, использовать внетекстовые знания, контексное содержание.

И так все личностные результаты. Это продиктовано тем, что содержание образовательных областей в силу особенности их содержания может быть эффективно в формировании конкретных отдельных навыков и умений.

По этой же причине в технологических картах предусмотрены разные виды деятельности учеников (хотя каждый из них не может быть абсолютно исключен в зависимости от предметной области, они только меняют последовательность и частоту использования). (Приложение 1 и Приложение 2).

Контексные задачи учителю составлять самостоятельно не надо, в настоящее время существует достаточное количество сборников и сайтов, посвященных этой проблеме. Достижение хорошего результата связано с использованием контекстных задач поскольку ее использование позволяет организовывать читательскую деятельность во всех ее составляющих элементах:

  • Ситуации – разнообразные цели чтения и контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст.
  • Текст – разнообразные материалы для чтения.
  • Читательские умения – когнитивные стратегии и способы работы с текстом.

Контекстная задача позволяет моделировать различные ситуации, в которых ученику понадобятся умения функциональной грамотности. Разделение их по областям знания позволяет строить занятие в соответствие с ситуациями более свойственными той или иной области (например Дебаты хорошо «ложатся» на историю или литературу, а расчет семейного бюджета на математику).

При работе с контексной задачей могут широко использоваться различные тексты (по формату, по типу, по содержанию). По типу текста (условно, поскольку один и тот же текст может принадлежать к разным типам) можно выделить:

  • Описание – тип текста, информация которого относится к объектам и их пространственным свойствам.
  • Повествование – тип текста, информация которого относится к объектам и их временным свойствам.
  • Толкование – тип текста, который дает законченную характеристику понятия в сложном взаимодействии его элементов
  • Рассуждение – тип текста, который описывает отношения между утверждениями.
  • Инструкция (иногда называемая предписанием, приказом) – тип текста, который содержит указания к действию и отвечает на вопрос «что делать?».
  • Переговорный текст направлен на организацию взаимодействия для достижения общей цели.

Формат текста может быть определен следующим образом:

  • Сплошные тексты
  • Несплошные тексты
  • Смешанные тексты
  • Составные тексты

В контекстной задаче могут быть использованы все варианты форматов текста, в последовательности и сумме, которую определит учитель в зависимости от ситуации, рассматриваемой на занятии и образовательной области к которой относится содержание задания.

О формировании читательских умений посредством контекстной задачи говорилось выше. Таким образом, контекстная задача является эффективным способом организации работы по формированию читательской грамотности обучающихся на занятиях по внеурочной деятельности.