Интеллектуальная игра по математике "Что? Где? Когда?"

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс: 9

Ключевые слова: игра по математике «Что? Где? Когда?»


Цели:

  • Обучающая цель – привитие интереса к истории развития математики, к вопросам, изучаемым в ней, к истории жизни и научной деятельности ученых-математиков; привитие навыков делового общения;
  • Развивающая цель – развитие кругозора учащихся, логического мышления, повышение уровня математической культуры, внимания, развитие сообразительности, находчивости, тренировка памяти, совершенствование навыка работы в группе при выборе правильного ответа;
  • Воспитательная цель – воспитание чувства товарищества, взаимовыручки, умения работать в команде, нести ответственность перед коллективом.

Использованные технические средства:

  • компьютер; проектор; экран; колонки, ноутбуки
  • флипчат, плакаты
  • барабан; 21конверт с заданиями, песочные часы, черный ящик, макет ракеты, циркуль
  • диски с видеофильмом « Прорицатель Омар Хайям»
  • похвальные листы для участников игры
  • сладкие призы и подарки

Межпредметная связь: Связь с литературой, русским языком, историей, географией, астрономией, физикой, биологией, статистикой, экономикой, музыкой, биологией.

План:

  1. Вступление.
  2. Раунды.
  3. Подведение итогов.
  4. Награждение учащихся

Во время проведения мероприятия демонстрируется 21 видеовопрос (запись видео, на котором каждый учитель задает свой вопрос), а также презентации из 7 слайдов и литературные инсценировки. В ходе всей игры звучит музыкальное сопровождение.

Одной из форм проявления педагогического мастерства служит использование стихотворной или художественно-прозаической цитатой, занимательной задачей, игровыми элементами как средством возбуждения в сознании учащихся "чувственной мысли. Такая форма - одно из эффективных средств возбуждения в учащихся увлеченности математикой. Через занимательность проникает в сознание ученика желание изучать математику, находить ответы на поставленные вопросы. Поэтому очень важно проводить такие внеклассные мероприятия, как интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».

Вступление

Слово учителя: - Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады видеть Вас на интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» Сегодня против команды зрителей (учителей) играет команда знатоков. Давайте поприветствуем тех, кто своим умом и эрудицией завоевал честь представлять команду знатоков! Это учащиеся (называются фамилии учащихся. Под музыкальное сопровождение знатоки садятся за игровой стол).

(Далее участникам игры предлагается выбрать капитана команды, после чего озвучиваются правила игры)

Правила игры

За барабан садится команда. Крутится барабан, стрелка указывает на конверт. Конверт открывают участники игры. В это время видеовопрос демонстрируется на экране. Ведущий объявляет, кто в данном раунде играет против команды знатоков. Команде дается 1 минута на обсуждение вопроса, после которой ребята должны дать правильный ответ. Если команда правильно отвечает на вопрос, ей засчитывается один балл. Если команда не ответит на вопрос, то ведущий отвечает сам, при этом баллы засчитываются команде зрителей (в нашей игре ими являются учителя). В течение игры участники могут один раз воспользоваться помощью зала. Если выпадет конверт «блиц», то ответы на каждый из трех вопросов должны прозвучать сразу.

Конверты с вопросами для данной игры прилагаются.

В конце игры ведущий подводит итог игры. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Зрители в конце игры выбирают лучшего игрока. В нашей игре победила команда знатоков. Участникам игры вручаются индивидуальные похвальные грамоты, а в качестве подарков – диски с видеофильмом «Прорицатель Омар Хайям»

Раунд 1

Перед вами картина "Старый рыбак" венгерского художника-примитивиста Тивадара Чонтвари Костки 1902 года. Некоторые искусствоведы полагали, что в этой картине художник хотел показать, что в каждом человеке живет и бог, и дьявол. С помощью чего они доказывали свое утверждение?

Ответ:

В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари пишет картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее скрытый подтекст, при жизни художника так и нераскрытый. Если вы внимательней приглядитесь, то увидите, что слева рыбак сидит на фоне спокойного моря, а справа – на фоне шторма. Левая и правая части лица тоже не похожи. Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика). А доказано это было с помощью свойства симметрии.

Рисунок 1

Раунд 2

Против вас играет учитель (ФИО учителя). Итак, вопрос.

- Джонатан Свифт, автор “Путешествия Гулливера”, осмотрительно избежал опасности запутаться в геометрических отношениях. У лилипутов все было в 12 раз меньше.

Уважаемые знатоки, за 1 мин. ответьте на вопросы:

  • Во сколько раз Гулливер съедал за обедом больше еды, чем лилипут?
  • Во сколько раз Гулливеру требовалось больше сукна на костюм, чем лилипутам?

Ответ: Гулливер съедал за обедом пищи – в 123=1728 раз, ткани Гулливеру требовалось – в 122=144 раза больше.

Раунд 3 (интернет-вопрос)

Против вас играет (ФИО учителя)

Итак, вопрос.

- Английский математик и логик Чарльз Латуидж Доджсон в течение 26 лет был профессором Оксфордского университета, написал много трудов по алгебре и геометрии. Одна из его книг стала любимой детской книгой не только в Англии, но и во всем мире. Что это за книга?

Ответ: “Алиса в стране чудес”, Л.Кэролл.

Л.Кэролл – Это псевдоним, настоящее имя математика Чарльз Латуидж Доджсон.

Раунд 4 (интернет-вопрос)

Против вас играет (ФИО учителя). Итак, вопрос.

- В своем знаменитом романе “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий” Сервантес пишет об одном арабском алгебраисте. Но это был не математик. Кого древние арабы называли алгебраистами? Что делали эти люди?

Ответ: В переводе с арабского “аль джебр” – восстанавливать. Это были хирурги-костоправы, которые вправляли вывихнутые кости при вывихах и переломах. В старых изданиях этого романа так и писали “алгебраист”, а в новых изданиях переводчики заменяют это слово на “врач”, “хирург”.

Раунд 5

Против вас играет учитель русского языка (ФИО учителя). Внимание, вопрос:

- Один господин написал о себе: «Пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой, да на ногах десять». Что он забыл?

Ответ: поставить двоеточие.

Раунд 6

Против вас играет учитель экономики (ФИО учителя). Внимание, вопрос.

- Товар сначала подорожал на 10%, а затем на 10 % подешевел. Когда цена его была ниже: до подорожания или после подешевления?

Ответ: Цена товара ниже после подешевления

Раунд 7

Внимание! Отрывок из рассказа Чехова “Накануне поста”:

Учащиеся-артисты представляют вниманию инсценировку.

Действующие лица: Степа, Пелагея Ивановна, Павел Васильевич.

— Учишься? — спрашивает Павел Васильич, подсаживаясь к столу и зевая. — Так, братец ты мой... Погуляли, поспали, блинов покушали, а завтра сухоядение, покаяние и на работу пожалуйте. Всякий период времени имеет свой предел. Что это у тебя глаза заплаканные? Зубренция одолела? Знать, после блинов противно науками питаться? То-то вот оно и есть.

-— Да ты что там над ребенком смеешься? — кричит из другой комнаты Пелагея Ивановна. — Чем смеяться, показал бы лучше! Ведь он завтра опять единицу получит, горе мое!

- Ты чего не понимаешь? – спрашивает Павел Васильевич у Степы.

- Да вот… деление дробей! – сердито отвечает тот.

- Гм… чудак! Чего же тут? Тут и понимать нечего. Отзубри правило, вот и все…

«Чтобы разделить дробь на дробь, то для этой цели нужно числителя первой дроби помножить на знаменателя второй, и это будет числителем частного… Ну-с, зосим знаменатель первой дроби…

Внимание, вопрос: закончите правило, формулируемое Павлом Васильевичем

Ответ: …знаменатель первой дроби помножить на числитель второй, и это будет знаменателем частного.

Раунд 8

Внимание! Сцена из литературного произведения!

(Вниманию зрителей и знатоков предлагается сцена из комедии «Недоросль» Фонвизина)

Внимание вопрос!

Отрывок какого произведения был представлен. Кто его автор?

Раунд 9

Против вас играет учитель (ФИО учителя). Внимание, вопрос.

- Откуда взялась поговорка: «Быть на седьмом небе»?

Ответ: Придумал это выражение древнегреческий ученый 4 столетия до нашей эры Аристотель. Он считал, что мир состоит из семи неподвижных хрустальных сфер (небес), на которые крепятся все звезды и планеты. А на седьмом небе живут боги, которые проводят свое время в радости и веселье.

Иногда это выражение произносят и так – "быть на седьмом месте от счастья".

Раунд 10

Против вас играет учитель биологии (ФИО учителя). Внимание, вопрос.

Мясная муха откладывает в мясе за раз до 20 000 яиц. Выполните расчет эволюции потомства пяти мясных мух за три поколения.

Ответ: 40 триллионов мух

К счастью, шанс яичек дойти до взрослого насекомого составляет 1/10 000. Какое потомство может иметь одна муха от трех поколений?

Ответ: 8 мух

Раунд 11

Против вас играет математики (ФИО учителя). Внимание, вопрос.

- Запишите самое маленькое натуральное число, используя все цифры, и только в одно действие.

Ответ: 1=1234567890 или 1=1234567890

Раунд 12

Против вас играет английского языка (ФИО учителя). Внимание, вопрос (демонстрируется видео, на котором учитель задает вопрос на английском языке. Вопрос: назовите наибольшее шестизначное число)

Ответ: Наибольшее число: 999 999.

Раунд 13

Против вас играет учитель физики (ФИО учителя).

Внимание, черный ящик.

Черный ящик

Как орудие войны это изобретение упоминается в источниках с 13 века. Оно используется и в мирных целях. Предполагается, что родиной этого изобретения является Китай. В Европе его разновидность получила название «летающий огонь» или «огненный волан», а в сороковых годах 20 века – имя миловидной девушки. Принцип действия этого устройства основан на математическом вычислении физического закона сохранения импульса.

Что находится в черном ящике?

Ответ: ракета.

Раунд 14

Против вас играет учитель (ФИО учителя). Внимание, вопрос.

- Сколько минут в одном високосном году?

Ответ: 527040 минут.

Раунд 15

Против вас играет учитель (ФИО учителя). Внимание, вопрос.

- В Лондонской газете «Таймс» Было опубликовано объявление: «16 февраля 1925 года на N-стрит собираются герои, принявшие участие в 1 Мировой войне.».

Вопрос: Почему это объявление не может соответствовать действительности?

Ответ: Эта война стала называться 1-й только в 1939 году

Раунд 16

Против вас играет учитель (ФИО учителя). Внимание, вопрос.

- Кто из великих русских писателей открыл народную школу для детей, сам преподавал в ней математику и историю, составлял задачи.

Ответ: Л.Н.Толстой.

Раунд 17

Против вас играет учитель информатики (ФИО учителя). Внимание, вопрос.

- От имени какого великого ученого произошел термин «алгоритм»?

Ответ: Аль-Хорезми.

Раунд 18 (Блиц)

Против вас играет учитель русского языка и литературы, учитель английского языка и учитель физкультуры Внимание, на экран.

  1. Просклоняйте по падежам составное числительное 2473
  2. Кто из великих ученых древности был олимпийским чемпионом по боксу, участвовал в Олимпиадах? (Ответ: Пифагор)
  3. Белая собака бежит за серым зайцем со скоростью 10 км/ч.

Пробежав 2 км, собака перестала преследовать зайца. Кто через потовые железы больше вспотел и на сколько процентов? (Ответ: никто не вспотел, т.к. у собаки нет потовых желез)

Раунд 19

Против вас играет преподаватель учитель (ФИО учителя).

Задача «Фальшивые монеты» Как одним взвешиванием определить в каком из десяти мешках находятся фальшивые монеты, если настоящая монета весит 10 гр, а фальшивая – 9 гр?

Ответ: Берём для взвешивания 1 монету с первого мешка, 2-е монеты со 2 мешка, 3-и монеты с третьего мешка, 4-е монеты с 4 мешка…….9 монет из 9-го, 10 из 10-го мешка. Всего получается:1+2+3+4+5+6+7+8+9+10=55.

Если они бы были настоящими, то весили бы 550 грамм. Допустим на весах они весят не 550, а 540 грамм, значит на 10 грамм меньше,а так как 10 грамм = 10 фальшивых монет, то монеты из 10 мешка фальшивые.

Раунд 20

Против вас играет учитель (ФИО учителя).

- Почему арабские цифры записываются именно таким образом?

Ответ: Написание арабских цифр состояло из отрезков прямых линий, где количество углов соответствовало величине знака. Вероятно, кто-то из математиков когда-то предложил идею - связать числовое значение цифры с количеством углов в ее начертании.

Выглядели они приблизительно так:

Раунд 21

Вопрос от учителя (ФИО учителя).

Черный ящик

- То, что лежит в черном ящике, изобрел очень талантливый юноша, он же придумал гончарный круг и первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом мастерства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума и высокого положения в обществе. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За сотни лет конструкция его не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник. Что в черном ящике?

Ответ: Циркуль.

Видеовопрос зрителям

- Вашему вниманию представлен отрывок из кинофильма. Скажите, о каком великом ученом-мыслителе идет речь?

Ответ: Омар Хайям.

Подведение итогов

Жюри подводит итоги игры, заполняются и вручаются дипломы.

Использованная литература

  1. «Занимательная математика», Я.И.Перельман
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. https://pandia.ru/text/77/153/16403.php