Программа самообразования и профессионального роста учителя географии на 2018–2021 гг.

Разделы: География, Профессия — педагог


Тема самообразования: «Использование ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности в целях активизация учебно-познавательной деятельности и повышения качества образования учащихся».

Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности как география, и в тоже время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география. (Н.Н.Баранский)

Актуальность

География - самый интересный, романтичный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках географии помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды.

В современном информационном обществе, где повседневная жизнедеятельность практически каждого человека насыщена взаимодействием со средствами переработки и передачи информации, важным актуальным условием является умение самостоятельно, творчески, аналитически работать с различного рода информацией. Учитель в современной школе все больше становится организатором познавательной деятельности учащихся, способным помочь в освоении навыков работы с информационными технологиями, в самостоятельном получении и сортировке информации.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания образования;
  • приоритетными являются репродуктивные методы обучения;
  • в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность.

Поэтому информационно-коммуникативные технологии занимают важное место в современном образовательном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках географии текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.

Компьютер, как универсальное средство обработки, хранения и представления информации за последние годы прочно вошел в нашу жизнь. Использование компьютерных технологий обретает особую актуальность для школьной географии. Ведь именно в географии мы находим множество значимых в исследовательском, творческом плане задач, требующих привлечения интегрированного знания глобального мышления, исследовательского поиска для их решения, а учителя географии испытывают постоянную потребность в обновлении и актуализации используемых материалов.

Цель программы: совершенствование педагогического мастерства.

Задачи:

  • Систематическое обновление знаний в педагогике и психологии, методике преподавания географии и знание новых активных технологий обучения.
  • Развитие положительной мотивации к профессиональной деятельности
  • творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных образовательных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей обучающихся;
  • формировать интерес обучающихся к предмету география,
  • организовать работу с обучающимися на уровне современных психолого-
  • педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
  • выбирать и творчески применять методы, средства и современные технологии в соответствии с решаемыми задачами;
  • формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в современном мире;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися, педагогами, родителями;
  • аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.
  • Совершенствование способности к рефлексии и самоанализу.

Механизм реализации (циклограмма)

Подготовительный период – август

  • Планирование работы;
  • Определение приоритетных направлений деятельности.

Основной период – в течение 5 лет

  • Реализация программы.

Заключительный период

  • Подведение итогов;
  • Оформление материалов;
  • Пополнение методической копилки учителя географии.

Разделы программы

Содержательная часть программы

Результаты: методическое портфолио учителя географии.

Портфолио как инструмент педагогического роста учителя географии.

Содержание программы

1. Повышение уровня эрудиции, правовой и общей культуры.

  • Знакомство с законодательными актами в области образования.
  • Продолжение педагогического самообразование.

2. Изучение документов и материалов по национальному проекту «Образование».

3. Совершенствование знаний в области классической и современной географии, психологии и педагогики.

  • Продолжить чтение серии книг по педагогике.
  • Работа по теме самообразования: «Использование ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности в целях активизация учебно-познавательной деятельности и повышения качества образования учащихся».

4. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни России, ХМАО, г.Белоярский, села.

5.Знакомство с передовым педагогическим опытом и его использование в практике.

  • Знакомство с методической, педагогической и предметной литературой.
  • Знакомство с новинками современной педагогической литературы.
  • Подписка на журналы «География в школе», «Педагогические науки».

6. Обзор в Интернете информации по географии, педагогике, психологии, педагогическим технологиям.

  • Изучения опыта коллег, обмен опытом в сети Интернет и на сайтах фестиваля педагогических идей «Открытый урок», «Школлеги», «ПроШколу.ру», «Инфоурок», «NUMI» и др.

7. Изучение научной литературы с целью повышения эффективности и качества образования.

  • Руководство исследовательской деятельностью обучающихся.

8. Участие в городском фестивале методических идей.

  • Мониторинг познавательного, интеллектуального и личностного развития учащихся, в т.ч. из числа КМНС. (данные психологического мониторинга).
  • Рабочая тетрадь по географии (обобщение опыта и публикации в методических сборниках).

9. Разработка методических материалов, подготовка сценариев логопедических занятий, внеклассных мероприятий.

  • Разработка сценариев мероприятий в рамках Недели географии.

10. Работа по теме окружной экспериментальной площадки по теме «Индивидуально-личностный подход к обучению и воспитанию школьников КМНС – важнейший фактор их социально-профессионального самоопределения в жизни».

  • ü Проведение уроков с использованием компьютерных программ, сайта, ЦОР.

11. Апробация новых дидактических комплексов по обучению географии, т.ч. обучающих дисков по географии.

12. Изучение и внедрение новых педагогических технологий. Апробация на уроках инновационных педагогических технологий.

13. Продолжение внедрения в учебный процесс приемов проектной и исследовательской деятельности.

  • Через систему развивающих и разноуровневых заданий и работ в урочной и внеурочной деятельности, ИКТ технологии.

14. Дальнейшее совершенствование в овладении компьютером.

  • Пользование самоучителем, консультации со специалистами, создание сайта.
  • Изучение и анализ компьютерных программ по географии.
  • Изучение и использование мультимедиа-уроков с обучающимися.

15. Посещение уроков коллег.

  • Обмен опытом с коллегами.

16. Активное участие в работе школьного методического объединения учителей учителей общественных и естественных наук».

  • Выступление на школьном методическом объединении из опыта
    использование ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности в целях активизация учебно-познавательной деятельности и повышения качества образования учащихся.
  • корректив в образовательный и воспитательный процесс.

Создание дидактического материала

  • Разработка комплектов заданий (школьный этап).
  • Разработка разноуровневых и развивающих заданий по географии.
  • Создание комплектов раздаточных материалов.
  • Создание пакета дополнительных материалов для проведения внеклассных мероприятий, подготовке к олимпиадам разного уровня с использованием программ xls, MyTest.
  • Разработка пакета тестового материала.
  • Создание базы данных ЦОР.
  • Презентации к занятиям по географии.
  • Публикация работ в сборниках.
  • Создание и организация работы персонального сайта.
  1. План работы по направлениям и срокам реализации (Приложение 2)
  2. План-график прохождения курсов повышения квалификации учителем географии Максимовской Е.Ю. (Приложение 3)
  3. Инструментарий для самодиагностики учителя географии (Приложение 1)