Тема самообразования: «Использование ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности в целях активизация учебно-познавательной деятельности и повышения качества образования учащихся».
Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности как география, и в тоже время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география. (Н.Н.Баранский)
Актуальность
География - самый интересный, романтичный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках географии помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды.
В современном информационном обществе, где повседневная жизнедеятельность практически каждого человека насыщена взаимодействием со средствами переработки и передачи информации, важным актуальным условием является умение самостоятельно, творчески, аналитически работать с различного рода информацией. Учитель в современной школе все больше становится организатором познавательной деятельности учащихся, способным помочь в освоении навыков работы с информационными технологиями, в самостоятельном получении и сортировке информации.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания образования;
- приоритетными являются репродуктивные методы обучения;
- в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность.
Поэтому информационно-коммуникативные технологии занимают важное место в современном образовательном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках географии текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.
Компьютер, как универсальное средство обработки, хранения и представления информации за последние годы прочно вошел в нашу жизнь. Использование компьютерных технологий обретает особую актуальность для школьной географии. Ведь именно в географии мы находим множество значимых в исследовательском, творческом плане задач, требующих привлечения интегрированного знания глобального мышления, исследовательского поиска для их решения, а учителя географии испытывают постоянную потребность в обновлении и актуализации используемых материалов.
Цель программы: совершенствование педагогического мастерства.
Задачи:
- Систематическое обновление знаний в педагогике и психологии, методике преподавания географии и знание новых активных технологий обучения.
- Развитие положительной мотивации к профессиональной деятельности
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных образовательных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей обучающихся;
- формировать интерес обучающихся к предмету география,
- организовать работу с обучающимися на уровне современных психолого-
- педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
- выбирать и творчески применять методы, средства и современные технологии в соответствии с решаемыми задачами;
- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в современном мире;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися, педагогами, родителями;
- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.
- Совершенствование способности к рефлексии и самоанализу.
Механизм реализации (циклограмма)
Подготовительный период – август
- Планирование работы;
- Определение приоритетных направлений деятельности.
Основной период – в течение 5 лет
- Реализация программы.
Заключительный период
- Подведение итогов;
- Оформление материалов;
- Пополнение методической копилки учителя географии.
Разделы программы
Содержательная часть программы
Результаты: методическое портфолио учителя географии.
Портфолио как инструмент педагогического роста учителя географии.
Содержание программы
1. Повышение уровня эрудиции, правовой и общей культуры.
- Знакомство с законодательными актами в области образования.
- Продолжение педагогического самообразование.
2. Изучение документов и материалов по национальному проекту «Образование».
3. Совершенствование знаний в области классической и современной географии, психологии и педагогики.
- Продолжить чтение серии книг по педагогике.
- Работа по теме самообразования: «Использование ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности в целях активизация учебно-познавательной деятельности и повышения качества образования учащихся».
4. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни России, ХМАО, г.Белоярский, села.
5.Знакомство с передовым педагогическим опытом и его использование в практике.
- Знакомство с методической, педагогической и предметной литературой.
- Знакомство с новинками современной педагогической литературы.
- Подписка на журналы «География в школе», «Педагогические науки».
6. Обзор в Интернете информации по географии, педагогике, психологии, педагогическим технологиям.
- Изучения опыта коллег, обмен опытом в сети Интернет и на сайтах фестиваля педагогических идей «Открытый урок», «Школлеги», «ПроШколу.ру», «Инфоурок», «NUMI» и др.
7. Изучение научной литературы с целью повышения эффективности и качества образования.
- Руководство исследовательской деятельностью обучающихся.
8. Участие в городском фестивале методических идей.
- Мониторинг познавательного, интеллектуального и личностного развития учащихся, в т.ч. из числа КМНС. (данные психологического мониторинга).
- Рабочая тетрадь по географии (обобщение опыта и публикации в методических сборниках).
9. Разработка методических материалов, подготовка сценариев логопедических занятий, внеклассных мероприятий.
- Разработка сценариев мероприятий в рамках Недели географии.
10. Работа по теме окружной экспериментальной площадки по теме «Индивидуально-личностный подход к обучению и воспитанию школьников КМНС – важнейший фактор их социально-профессионального самоопределения в жизни».
- ü Проведение уроков с использованием компьютерных программ, сайта, ЦОР.
11. Апробация новых дидактических комплексов по обучению географии, т.ч. обучающих дисков по географии.
12. Изучение и внедрение новых педагогических технологий. Апробация на уроках инновационных педагогических технологий.
13. Продолжение внедрения в учебный процесс приемов проектной и исследовательской деятельности.
- Через систему развивающих и разноуровневых заданий и работ в урочной и внеурочной деятельности, ИКТ технологии.
14. Дальнейшее совершенствование в овладении компьютером.
- Пользование самоучителем, консультации со специалистами, создание сайта.
- Изучение и анализ компьютерных программ по географии.
- Изучение и использование мультимедиа-уроков с обучающимися.
15. Посещение уроков коллег.
- Обмен опытом с коллегами.
16. Активное участие в работе школьного методического объединения учителей учителей общественных и естественных наук».
- Выступление на школьном методическом объединении из опыта
использование ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности в целях активизация учебно-познавательной деятельности и повышения качества образования учащихся. - корректив в образовательный и воспитательный процесс.
Создание дидактического материала
- Разработка комплектов заданий (школьный этап).
- Разработка разноуровневых и развивающих заданий по географии.
- Создание комплектов раздаточных материалов.
- Создание пакета дополнительных материалов для проведения внеклассных мероприятий, подготовке к олимпиадам разного уровня с использованием программ xls, MyTest.
- Разработка пакета тестового материала.
- Создание базы данных ЦОР.
- Презентации к занятиям по географии.
- Публикация работ в сборниках.
- Создание и организация работы персонального сайта.
- План работы по направлениям и срокам реализации (Приложение 2)
- План-график прохождения курсов повышения квалификации учителем географии Максимовской Е.Ю. (Приложение 3)
- Инструментарий для самодиагностики учителя географии (Приложение 1)