Классный час «Уроки жизни и добра в произведениях А.Лиханова» (знакомство с произведениями А.Лиханова)

Разделы: Классное руководство

Класс: 5

Ключевые слова: биография Альберта Лиханова


Цели:

  • Познакомить с жизнью и творчеством Альберта Анатольевича;
  • Пробудить интерес к проблемам, поднятым автором в его произведениях;
  • Понять нравственное содержание доброты, гуманности, милосердия;
  • Мотивировать себя к совершению добрых и гуманных поступков.

Задачи:

  • Воспитывать стремление совершать добрые дела,
  • способствовать воспитанию у подростков добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, милосердия.

Необходимое оборудование:

  •  Книжная выставка произведений А.А.Лиханова.
  • Мультимедийная презентация «Альберт Лиханов в своих произведениях»
  • Объявление конкурса «Рисунки к романам»
  • Объявление конкурса «Отзывы по прочитанным произведениям».
  • Викторина «Знаем ли мы произведения А.Лиханова»

Ход занятия

1. Вступление

Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас. Наша встреча посвящается писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и героям его книг.  Сегодня мы познакомимся со страницами произведений замечательного писателя.

2. Краткая биография А.А.Лиханова и творчество. (приложение 1)

1 учащийся: Родился в простой семье, у которой, однако, была своя тайна. Его отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, коммунист, в первые дни войны ушёл добровольцем на фронт, мать, Милица Алексеевна — медицинский лаборант, всю жизнь проработала в госпиталях. Отец отца, Николай Михайлович был бухгалтером на железной дороге. А вот отец деда, Михаил Иванович, происходил из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии, крещён в Храме Михаила Архангела в Михайловском замке и дослужился до полковника Малоярославского полка, вышел в отставку и поселился в Вятке, прервав, таким образом свою петербургскую историю.

2 учащийся: Альберт (Глеб) Лиханов родился в Кирове, там окончил школу, уехал в Свердловск где в 1958 году окончил отделение журналистики Уральского государственного университета.  Потом возвращается домой и работает литсотрудником газеты «Кировская правда». Там в 1960 году он становится не только свидетелем, но и участником истории, которая 20 с лишним лет спустя легла в основу известной повести «Благие намерения». Но к тому времени он уже будет не новичком в литературе. Так что работа в газете сыграет большую роль в становлении писателя — ведь чуть позже он станет главным редактором газеты «Комсомольское племя» в Кирове (1961—1964), потом отправится собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в Новосибирск (1964—1966).

1 учащийся: Ещё в Кирове он пробует себя в литературе, и ему сопутствует удача. Журнал «Юность» выходивший тогда двухмиллионным тиражом печатает его первый рассказ «Шагреневая кожа» (1962) почти одновременно он становится участником IV Всесоюзного совещания молодых писателей в семинаре классика детской литературы Льва Кассиля. Несколько позже Альберта Лиханова приглашают на работу в Москву. Потом он становится многолетним сотрудником популярного молодёжного журнала «Смена» — сначала ответственным секретарём, а затем, тринадцать с лишним лет — Главным редактором.

2 учащийся: В эти же годы приходит литературная известность. Одну за другой, «Юность» печатает его повести. Все годы своего литературного становления, А.А.Лиханов сопрягает с энергичной общественной деятельностью — избирается секретарём Союза писателей Москвы, членом Правлений Союзов писателей СССР и РСФСР, президентом Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей и юношества Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД). И не расстаётся со своей главной темой и миром подрастающих людей. Его произведения опубликованы только в России 30-и миллионным тиражом. За границей России на 34 языках выпущено 106 книг писателя.

1 учащийся: Сейчас А. Лиханов – председатель правления Российского Детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, академик Российской академии образования, директор научно-исследовательского института детства. Лиханов награжден многими медалями: медалью К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, Л.Толстого, орденами «Знаки Почета» и Трудового Красного знамени, орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, грузинским «Орденом Чести», украинским «За заслуги», болгарским орденом Кирилла и Мефодия I степени, медалями Белоруссии и Армении.

2 учащийся: Творческая и общественно-педагогическая деятельность Альберта Лиханова удостоена многочисленных наград: Государственная премия России, премия Ленинского комсомола, Международная премия имени М. Горького, Международная премия имени Януша Корчака, Международная культурная премия имени Виктора Гюго, премии – имени Н. Островского, имени Б. Полевого, Большая литературная премия России, премия Президента РФ в области образования. За создание семейных детских домов он удостоен премии Президента Российской федерации в области образования, а за дилогию «Русские мальчики» и «Мужская школа» награждён в 2009 году Премией Правительства Российской федерации в области культуры.

1 учащийся: По произведениям А.Лиханова поставлено несколько фильмов:

  • 1977 — «Семейные обстоятельства», по мотивам повести «Обман». Режиссёр Л.Мартынюк, автор сценария А.Лиханов; Минск, Беларусьфильм.
  • 1979 — «Мой генерал», 2-серийный телевизионный фильм. Режиссёр А.Бенкендорф, автор сценария А.Лиханов; Киев, Киностудия им. А. Довженко.
  • 1984 — «Благие намерения», по одноименной повести. Режиссёр А.Бенкендорф, автор сценария А.Лиханов; Киев, Киностудия им. А. Довженко.
  • 1986 — «Карусель на базарной площади», по повести А.Лиханова «Голгофа». Режиссёр Н.Стамбула, автор сценария А. Лиханов. Москва, «Мосфильм»(снимался в г. Слободском Кировской области).
  • 1987 — «Команда 33». По мотивам повести А.Лиханова «Воинский эшелон». Режиссёр Н.Гусаров, автор сценария В. Черных. Свердловск, Свердловская киностудия.
  • 1998 — «Высшая мера» (на словацком языке), по мотивам одноименной повести А.Лиханова. Братислава (Словакия), Словацкое телевидение.
  • 1999 — «Последние холода», по мотивам одноименной повести А.Лиханова. Режиссёры Б.Калымбетов, Б.Искаков, авторы сценария Б.Калымбетов, С.Нарымбетов, Б.Искаков. Казахстан.

Знакомство с произведениями А.Лиханова

Знакомство с героями повести «Никто» (приложение 2)

В какие моменты и почему повторяются слова: никто, ничто, нигде, никогда?

Коля прекрасно понимал, что в этой жизни ему предстоит всего добиваться самому, но он избрал путь наименьшего сопротивления, он доверился Валентайну, и это стало его ошибкой.

Никто, ничто, нигде, никогда – страшные слова, они звучат в пустоту, обозначают безвыходность, безнадежность. А ведь таких людей, как наш главный герой, никому не нужных, очень много и, действительно, страшно, что наше общество допустило такое.

Бывают минуты в душе у каждого человека, когда вдруг хочется взглянуть правде в глаза, переосмыслить действия и сделать вывод: кто я, человек, или всё-таки ещё подобие на него? Вот он, тот психологический пик, сердце стучит быстрее, и мысли все приходят одновременно.

Когда ты «никто», это сразу заметно, даже если и нет характерных признаков.

«Никто» – это порыв твоей же фантазии, которая и является фантазией с большой буквы.

«Нигде» – значит не найти спокойствия.

«Никогда» получается в процессе собственной жизни.

Все эти, конечно же, философские понятия настолько верны, что от них не спрятаться.

Как представлена тема предательства в романе?

Предательство – самая страшная вещь, на которую, в принципе, способен каждый человек. Вопрос только в том, каков уровень этого предательства, насколько оно непростительно.

«Нет ничего горше предательства. Друга – другом, любимого – любимой.

Но нет предательства более непростительного, нежели предательство малого человека взрослым», – это слова Альберта Анатольевича Лиханова, которые всплывают в памяти при малейшем лишь упоминании о нем. Предательство «малого человека взрослым» – сквозная тема, проходящая через все творчество писателя. Последнее его произведение, с которым мы познакомились, – роман «Никто».

Главный герой, Коля Топоров, сирота, интернатовец, воспитанный государством, а не родной матерью, не согретый теплом ее рук, не успокоенный ее открытой улыбкой. Он – никто, но, к огромному сожалению, он не один – сирота России, он рос среди десятков таких же, но если умножить это число на количество всех детских домов и интернатов нашей необъятной Родины, то число это станет устрашающим.

«Мамашки», описанные в романе, не имеют ни внешности, ни характеров, ни имен, это просто собирательные образы всех тех, кому остатки совести позволили предать своих детей, бросить на произвол судьбы, которая обошлась с ними довольно жестоко, но от того предательство это становится еще больше непростительным...

Тема предательства раскрывается в изображении взаимоотношения детей сирот со своими «родителями» и просто с окружающими людьми.

Предательство, по мнению детей, заключалось в том, что взрослые, их родители, просто забыли о них. Маленькие личности, не успев родиться, познать красоту природы, окружающего мира, познать человеческие чувства, такие, как любовь, нежность, доброта, красота, уже были брошены. И только поэтому они узнали, что такое злость, ненависть, неуважение.

Во всем этом виноваты родители! Да и в какой-то степени вина ложится на общество, которое не способно развивать полноценных людей, не зависимых от социального положения, морально деградированных людей, не способных мыслить разумно.

Тема предательства прослеживается полностью во всем произведении, так как является главной основой создания всех жизненных принципов главных героев-интернатовцев в романе.

Знакомство с героями повести «Лабиринт» (приложение 3)

Живет себе в одном городе обычная семья. Живет в коммуналке, в одной большой комнате. Доход 180 рублей плюс пенсия. Таких историй через одну во всем мире. Но показана она глазами ребенка, все понимающего и знающего, откуда появляются все беды. Бабушка, мамина мать не дает никому жизни, она главная в семье, контролирует весь бюджет и жизнь своей дочери. Она пилит день и ночь своего зятя, в случае ослушания даже может применить ремень по отношению к своему внуку. Ей достаточно поджать губы и замолчать, чтобы все вокруг чувствовали себя виноватыми. Мама Толика, дочь этой самой бабушки, готова свою личную жизнь и свою собственную семью пустить под откос, чтобы не обидеть пенсионерку.

Второй темой книги является дружба, крепкая, подростковая. Без лжи, с самоотдачей, что также происходит редко. Вообще, у Лиханова в произведениях для детей часто встречается крепкая дружба и если она заканчивается, персонажи честно себе в этом признаются.
Люди не видят того, что происходит у них под носом, пускают свою жизнь на самотек, не становятся кузнецами своего счастья. На примере отдельно взятой ячейки общества Лиханов заявляет: “Смотрите в оба, не всегда заканчивается так, как у персонажей повести, не всегда хороший финал получается. Думайте, оглядывайтесь, живите”.

Знакомство с героями произведения «Солнечное затмение» (приложение 4)

“Не родись красивой, а родись счастливой”… Это вот про нее, про Лену. Пшеничные косы вокруг головы и синие огромные глаза – как на иконе, в пол-лица. А еще у Лены замечательные родители — красавица-мамуля и папа-геолог Петр Силыч, которым девочка очень гордится. И учиться Лена очень любит. И очень много читает. Но у Лены нет ног. Вернее они есть, но их на самом деле нет — это просто две повисшие плети, бесполезные и никчемные. Большую часть своей жизни Лена провела в интернате, среди таких же как она больных детей — инвалидов-колясочников. А ей так хочется дружить и со здоровыми ребятами! Вот наблюдает она из своего окошка за соседским пареньком Федором и так хочется ей вместе с ним забраться на голубятню и погонять голубей! Как же завидует она здоровым ногам Федора!

 «Родителей не выбирают»… А это вот про него, про Федора. Разве выбрал бы он себе такого отца — местного алкаша с нелепым именем Джон Иванович? Или вечно усталую, забитую мать? Он их любит, очень любит! Но ведь стыдно, как же стыдно ему за родителей! Ведь бывают же родители и другие. Как же завидует он этой девушке с косой!

Пронзительная, горькая повесть о первой любви. Герои еще почти совсем дети, но много бед и боли они узнали за свою жизнь. А впереди — неизвестность. Есть ли у них будущее? Смогут ли они сохранить и сберечь то чувство, которое зарождается между ними?
«Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!»

Знакомство с героями произведения «Обман» (приложение 5)

В этой повести автор выворачивает читателя наизнанку этими вечными проклятыми вопросами – что лучше, горькая истина или сладкая ложь? Что для ребенка больнее: узнать неприглядную правду в раннем возрасте и примириться с ней или, будучи подростком пережить крушение всего, во что верил? Разумеется, второе! И по какому праву взрослые решают, что “ему лучше не знать”? Самые любящие родственники совершают эту ошибку. А последствия будут ужасны.

Но здесь речь не только об обмане. Еще и о семейных отношениях, сложных и запутанных. Какими ребенок видит взрослых? Прежде всего он отвечает на отношение к себе и к тем, кто ему дорог. Сереже не нравится Никодим, но он видит, как мама счастлива, как изменилась к лучшему! Да сын готов принять любого, ради кого мама будет так радостно улыбаться!… И он искренне привязывается к этому человеку, и главное, верит ему. Тем больнее мальчику видеть, что и здесь он обманулся…

А Никодим – кто он, какой он? Искренне любящий вначале, он так старается завоевать симпатию Сергея, так нежно относится к его маме! А случилась трагедия – и мы видим совсем другого человека! Чужого. Подлого. Равнодушного. Так ли он мерзок на самом деле? Или это просто закон жизни – люди смиряются с обстоятельствами и идут своей дорогой, не вспоминая о прошлом? “Я еще молодой. Мне надо устраивать свою жизнь” – говорит Никодим, и разве это плохо? Это нормально и каждому понятно! Только сердце 14-летнего подростка наполнено едкой горечью. В этом возрасте совесть еще не так эластична…

Самый прекрасный персонаж в повести – бабушка Сережи. Она готова прощать внуку любую провинность, любой грех. Пусть наивно, неумело, но она как тигрица защищает подростка от напастей. Она осталась его единственным непоколебимым тылом после всего случившегося и только ей он может доверять. И все равно, даже любовь бабушки не смогла спасти ребенка от того, что разом на него свалилось. Сережу растили в тепличных условиях, не думая, каково ему будет, если он внезапно столкнется с суровой правдой жизни.

Знакомство с героями произведения «Благие намерения» (приложение 6)

Молоденькая выпускница пединститута Надежда Георгиевна случайно оказывается воспитательницей сирот-первоклассников. Но выбор ее прям и благороден. Тяготы чужого предательства она принимает на себя и служит детям. По книге был снят одноименный фильм в 1984 году.

Знакомство с героями произведения «Высшая мера»  (приложение 7)

Повесть, написанная в 1982 году, экранизирована в 1998 году на словацком языке, Братислава (Словакия)

Высшая мера – трагичная история о нелюбви, об одиночестве, о трагедии и чувстве вины.

Быть никому ненужным – это самое худшее, что может произойти с человеком и не каждый способен просто так начать сначала и по другому. Особенно когда ты вчерашний мальчишка, когда опыта жизненного еще кот наплакал, а боли уже много. Когда ты не нужен своей же собственной семье, куда идти? И стоит ли вообще идти дальше?

Высшая мера – самое большое наказание – это чувство вины, которое никогда не пройдет ни у одного из трех причастных к трагедии.

Альберт Лиханов гениально умеет передавать чувства, эмоции. Думаю дело в том, что сам он прекрасно знал о чем пишет. Наверное, это и есть тот ключ, который открывает сердца.

Чувство вины. Да не пожелаю я его и врагу. Особенно тогда, когда “отработать” вину уже не перед кем.

Знакомство с героями произведения «Голгофа»  (приложение 8)

Голгофа – это гора, на которой был распят Иисус. Но до распятия он вынужден был нести свой крест, в терновом венце, без посторонней помощи. Так и Алексей, главный герой произведения, оказавшись за баранкой грузовика в то злополучное утро, вмиг лишился и прежней жизни, и покоя. Одного покаяния было мало, признания невиновности также было мало и несмотря на старания бывшей жены Зинаиды выбрал свой крест и решил нести его до конца. Стоит отметить, что все происходит в последние годы Великой Отечественной войны, когда женское население в десятки раз превышало мужское, когда есть было практически нечего, а то, что давали по карточкам или удавалось выменять за дорогие сердцу вещи, – съедалось очень быстро.

Алексей становится ангелом-хранителем трех сироток и больной бабушки. Он работает, крутит карусель в парке отдыха и иногда разгружая вагоны, зарабатывая гроши и слушает как играет Анатолий, ставший лучшим другом, знаменитую песню со словами “Крутится вертится шар голубой”. Много случается в период, когда весь Советский Союз ждет победы, надеется, что она придет в самое ближайшее время. Случается не только со страной, но и с главными персонажами книги.

У каждого своя “Голгофа”, у каждого свой крест. Стоит отметить, что из всех прочитанных мною произведений Лиханова на данный момент эта далась тяжело, с перерывами. Жить с камнем в душе, с виной, с грехом, не находить покоя и самопрощения – это ужасно. Об этом невозможно читать легко и непринужденно. Об этом нельзя не думать после чтения.

Знакомство с героями произведения «Сломанная кукла»  (приложение 9)

“Сломанную куклу” можно назвать такой небольшой семейной сагой, которая рассказывает о трех женщинах разных поколений – бабушку, мать и дочь. Всех их объединяет, помимо родственных связей, и общее имя — Мария. Семья, казалось бы, любящих друг друга людей, интеллигентных, хорошо образованных. Бабушка Мапа (милое семейное прозвище) – хирург-стоматолог. Всю свою жизнь проработала в районной поликлинике, а в 90-е перешла в один из первых медицинских кооперативов и ставшая его лицом. Мама Маня – инженер-программист, окончившая Бауманский институт. Умница, красавица, отличница, но с не очень счастливой женской долей. Потеря первого ребенка, рождение второго, но тут погибает муж. И молодая еще женщина хлебает полной ложкой быт, безденежье, женскую тоску… И тут появляется он, Вячик. Сначала как работодатель, потом ухажер и, не успела оглянуться, муж. Любви нет, это, своего рода, сделка: ему, солидному бизнесмену, нужна семья, а ей… Ей тоже нужна семья и еще страшно, до зубовного скрежета, надоела нищета. И все устраивается. Вячик, получив семейный статус и умницу-жену, вырастает в глазах партнеров. Маня холит и лелеет наступившую беременность. Но за все в жизни надо платить. И платой становится маленькая Маша-Мася… Похотливый мужик, не получая должного внимания жены, просто насилует девочку и где-то угрожая, где-то уговаривая, требует, чтобы та стала его постоянной любовницей! Он и жене практически открыто говорит обо всем, прикрываясь лживыми фразами о подростковой фантазии и буйстве гормонов. И ведь материнское сердце знает где правда, чувствует, что случилось непоправимое, но… Угроза отлучения от кормушки для нее оказывается дороже дочери.

А маленькая Мася? Да все тут понятно. Когда даже родные мама с бабушкой поддерживают тебя как-то так, в полсилы, чтобы не изменить существующий порядок, не навредить себе…

Отношение взрослых к произведениям А.Лиханова

У Альберта Лиханова - десятки светлых и умных книг, обращённых и к детям, и к взрослым.  Они помогают читателям стать внимательнее к людям, добрее и чище, они закаляют душу в борьбе за торжество реального гуманизма. Все произведения Лиханова не просто о подростках, а прямо или косвенно в защиту подростка. В защиту права юного человека на свой мир, на собственную личность, на дружбу, на любовь, на творчество, на человеческие отношения.

Объявление конкурса «Рисунки к романам» (приложение 10)

Объявление конкурса «Отзывы по прочитанным произведениям»

Викторина «Знаем ли мы произведения А.Лиханова»  

(предлагается познакомиться с произведениями и ответить на вопросы викторины)

«Чистые камушки»

1.Как зовут главного героя? (Михаська)
2.Имя друга Михаськи. (Сашка)
3.Как звали учительницу? (Юлия Николаевна)
4.Какие награды имела учительница? (2 ордена Ленина)
5.Какую работу нашел Сашка всем в День Победы? (Сажать деревья возле дороги, которая ведет в Москву)
6.Где находилась фабрика? (В бывшем магазине купца Кардакова)
7.На что был похож узор на окне? (На орден Александра Невского)
8.Кого звали Николаем третьим? (Это был Колька Савватеев)
9.Что отнял Колька Савватеев у Михаськи? (Альбом с марками, который собирал его отец до войны)
10.Кто такая Ивановна? (Уборщица в школе)
11.Кто такая Фролова? (Продавщица мороженым)
12.Чем занималась Фролова во время войны? (Всю войну она «жила собаками»)
13.Почему Михаська не любил собак? (Фашисты напускали их на наших раненых бойцов, овчарки хватали за горло и душили раненых)
14.Что такое «завариха»? (Мука, заваренная горячей водой)
15.Что сказала мама о картошке? (картошка - она наша спасительница, милая)
16.Какие награды были у отца Михаськи? (« медали «За отвагу», орден Красной Звезды, медали за освобождение разных городов)
17.На что любил смотреть Михаська? (На облака)
18.Что сделали мама и папа Михаськи, когда пришли на картофельное поле? (Поклонились, а потом пели пионерскую песню про картошку)
19.Кого встретили в пивной Михаська и его отец? (Седова)
20.Что там делал Седов? (Обмывал купленную корову)
21.Какой фильм смотрел Михаська со своим отцом? («Маугли»)
22.Почем « вдруг отец словно в землю врос?» (Он увидел выпившего инвалида)
23.Как сдал Михаська экзамены? (Изложение написал на 5, а остальные хорошо)
24.Что раздавала Юлия Николаевна перед первым уроком? (Витаминки)
25.Почему Михаська жалел учителя математики – Ивана Алексеевича? (Было 2 тяжелых ранения и 1 (среднее))
26.кто такая Русалка? (Нина Петровна, она преподавала русский язык)
27.Что продавала на базаре Катька, внучка Ивановны? (Квас)
28.За что получил Михаська 2? (Не выучил правила про суффикс и не смог привести пример)
29.Что случилось с родителями Катьки и Лизы? (На отца получили похоронку, а маму раздавил грузовик)
30.К какой столовой была прикреплена школа, в которой учился Михаська? (Столовая № 8)
31.Где работал отец Михаськи после войны? (На заводе)
32.В какой момент Михаська смотрел на отца со страхом, с ужасом, с обидой и в глазах у него стояли слезы? (Когда отец взял за тазик, который запаял, 2 рубля у Ивановны )
33.Назовите фамилию обувщика.(Зальцер)
34.Где работала мама Михаськи всю войну? (В госпитале, дежурила возле умирающих солдат)
35.Кто лучший школьный товарищ Михаськи? (Сашка Свиридов)
36.На что решился Михаська ради своего друга? (Решился пройтись мимо фроловских псов)
37.На что была похожа картошка, которую выкопал Михаська? (На сжатый кулак)
38.Почему Ивановна просила: «Спаси её Виктор Петрович!» (Внучка Катя его конфеты продавала и попала в облаву)

«Мой генерал»

  • Назовите фамилию Антона - Рыбаков
  • Кем работают папа и мама - санитарный врач района , заместитель главного инженера
  • Какой язык преподавала Анна Робертовна – французский язык
  • Что такое актированные дни – температура ниже 50 градусов
  • Сколько деду лет - 68
  • В каком году происходят события – 1973
  • Что натворил дед на второй день приезда – вымыл полы, напек пирожков
  • С какой целью Антон заболел – чтобы встретились дедушка и Анна Робертовна
  • Что особенного в том, чтобы быть генералом, по мнению дедушки - ответственность
  • Кто помог Антону стать председателем отряда - Газовый Баллон
  • Что произошло на субботнике – Антон отказался от своего деда
  • Что сделал дед Антона во время войны с дедом Кешки – отдал под арест
  • Зачем дед устроился работать кладовщиком – замещал деда Кешки
  • Назовите случаи, когда Антон стыдился своего деда?

«Последние холода»

1.Как звали учительницу? (Анна Николаевна)
2.Какой ум был у Анны Николаевны? (Полководческий)
3.Какой первый документ должен получить рассказчик? (Свидетельство об образовании)
4.Какой шел год войны? (1945)
5.С кем жил рассказчик? (С мамой и бабушкой)
6.Какое ощущение не покидало героя? (Несытости)
7. Как звали гардеробщицу? (Тетя Груша)
8.Как называли еду в столовой№ 8? (Дополнительное питание)
9.Как звали детей, которые были из эвакуации? (Марья и Вадька)
10.Где была их мама? (Лежала в больнице, болела тифом)
11.Из какого города были дети? (Из Минска)
12.Что приготовила бабушка для детей? (Большую кастрюлю заварихи)
13.Что рассматривали бабушка и мама будто документы? (Одежду Марьи и Вадима)
14.Почему дети проспали до самого утра как убитые? (Они хорошо поели за долгое время)
15.Почему Вадькам пропускал школу? (Он ходил и попрошайничал еду)
16.Зачем дети ходили на маслозавод? (За жмыхом)
17.За что шпана исколола ножом офицера? (В мешке у него был большой
паек)
18.Что держала нищенка в руках? (Мороженую морковку)
19.Сколько кроватей было дома у Вадьки? (2)
20.Кто был изображен на фотокарточке в деревянной рамке? (Родители Вадьки и Марьи)
21.Почему Марья не хочет, чтоб был конец войне? (Не хочет, чтоб отец умирал)
22.Где работала мама рассказчика? (Лаборантом в госпитале)
23.Зачем Марью вызвал директор школы? (Дал талоны в восьмую столовую)
24.Что передавали дети в больницу своей маме? (Письма)
25.Из чего советовала делать тетрадки Анна Николаевна? (Из довоенных газет)
26.Какой английский сыщик упоминается в произведении?(Шерлок Холмс)
27.Благодаря кому Вадьке и Марье предложили жить в детском доме? (Маме рассказчика)
28.На кого похожа мама ,когда стояла скрестив руки на груди? (Совсем как Наполеон Бонапарт)
29.Что случилось с мамой Вадьки и Марьи? (Она умерла)

В заключение

Какие уроки жизни вы усвоили познакомившись с произведениями А.Лиханова? (предлагается сделать выбор и обосновать его)

  • Научился быть храбрым и не бросать друга в беде.
  • Мужеству, стойкости, преданности.
  • Научился переживать.
  • Любви и уважению к любому человеку.
  • Научился быть Человеком.
  • Трудолюбию.
  • Смело смотреть трудностям в глаза.
  • Научился правильно жить.
  • Помогать людям.
  • Любить родных и близких людей.

Сегодня мы с вами учились понимать самые главные мысли о жизни, учились быть людьми, способными заглянуть в события, увидеть и почувствовать сердцем боль и радость.

Приложение