Чтобы быть наиболее приспособленным к жизни, к активному взаимодействию с окружающей средой, ребенок должен прожить дошкольный период в соответствии с законами психофизиологического развития, отработать различные психомоторные взаимодействия, совершенствуя координацию и согласованность работы слуховых, зрительных, моторных и других анализаторов.
Движения тела ребенка и восприятие им различных тактильных, зрительных, слуховых, вкусовых, кинестетических ощущений на начальных этапах развития являются первоначальным средством познания мира. Процессы роста и развития протекают непрерывно, то есть каждая последующая стадия развития имеет корни в предыдущей и определяется ею (закон непрерывности). Перепрыгивание через стадию развития без ущерба для него невозможно. Развитость движения - основной показатель развития в дошкольном возрасте, дальнейшее развитие вообще, и тем более интеллектуальное, будет зависеть именно от этого.
Ритмически организованные движения, моторика всего тела в целом, включая пальцы рук, ускоряют созревание не только сенсомоторных зон мозга, как уже подробно отмечалось выше, но и центра речи.
Занятия для детей раннего возраста, являющиеся в какой-то степени коррекционными, а в какой-то степени профилактическими, должны решать многие задачи, и включать в себя элементы различных дисциплин: музыкальные занятия, физическая культура, ИЗО - деятельность и т.д.
Одной из коррекционных методик для детей с речевой патологией, является логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.
Основная цель логоритмики — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.
В логоритмической деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития можно выделить 2 звена:
1. Развитие и коррекция неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства ритма и темпа в движении.
2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений: создание мотива к речевой деятельности, стимуляция речевой активности, расширение и активизация импрессивного словаря, развитие темпа и ритма дыхания (сначала без речи, а потом с речью), развитие орального праксиса, просодики, фонематического слуха.
Благодаря многогранности коррекционных возможностей работа по преодолению ЗРР у детей раннего возраста, главным образом, формируется средствами логопедической ритмики.
Условно средства логопедической ритмики разделены на три группы:
1. Музыкально-двигательные средства логоритмики.
2. Двигательно-речевые средства логоритмики.
3. Речевые упражнения.
Однако, на занятиях с детьми раннего возраста, возможно использование лишь некоторых, адаптированных к данной возрастной категории детей, приемов коррекционного воздействия.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук. |
|
Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти. |
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. |
|
Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. |
Логопедическая (артикуляционная) |
|
Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. |
Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения. |
|
Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. |
Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы. |
Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения. |
|
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. |
|
Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы. |
Упражнение на развитие словотворчества. |
|
Расширение активного запаса детей. |
На занятиях используются различные музыкально-двигательные средства логопедической ритмики и элементы психогимнастики. Например, мимикой показать человека пробующего кислый лимон и сладкое яблоко; веселого и грустного человека; показать боль, гнев, радость, ликование.
Упражнения на развитие дыхания, способствующие выработке диафрагмального дыхания, достаточно продолжительного, сильного и постепенного выдоха, реализуются в игре. Дети учатся сдувать легкие предметы, надувать мыльные пузыри, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на листья («Листочки полетели»), дуть на метелочки из елочного «дождика».
Так же в этот комплекс могут включаться упражнения на развитие голоса, которые способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Сила голоса развивается путем произнесения гласных более громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения. В упражнения включаются звукоподражания, выражающие восклицание (А!, Ах, О!), сожаление ( Ай-ай! Ох! ), удивление (О! У! Ах!), способствующие развитию орального праксиса; а также артикуляционные упражнения, выполняемые под счет и ритмичную музыку. Например, «раз» — губы в улыбке, «два» — вытянуты вперед и т.д.
Безусловно, на занятиях нам не обойтись без упражнений на развитие мелкой моторики, которые не только способствуют развитию движений пальцев рук, а так же их взаимодействие, координацию, а также стимулируют развитие речевых зон коры головного мозга.
В занятия обязательно включаются упражнения на регуляцию мышечного тонуса, с помощью которых дети учатся напрягать и расслаблять мышцы. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки или голоса взрослого.
В связи с тем, что у детей практически отсутствуют речевые средства общения, в занятия включаются упражнения, стимулирующие речевую активность. Используются приемы договаривания простых слов или звукоподражаний, чтение небольших стихов, со зрительным сопровождением.
Дятел сел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук! Тук-тук!»
Молока налили мало
Замяукал котик: «Мяу!»
Безусловно, очень многое на таких занятиях основывается на музыке и позволяет решать различные коррекционные задачи: эмоциональное стимулирования речевого развития, формирование положительной мотивации для проведения занятии, установление эмоционального контакта со взрослым, а так же развитие дыхания, высоты и силы голоса, формирование ритмической основы и многое другое.
Музыка прекрасно стимулирует и уточняет слуховое восприятие, развивает мелодику речи. На занятиях могут решаться и проблемы формирования пространственных представлений, и проблемы координации движений. Именно музыка с бесконечностью мотивов, мелодий, оттенков и настроение способна открыть дверь к душе ребенка.
Каждое занятие, которое длится не больше 5-7, а максимум 10 минут – это небольшая история, в которой дети являются непосредственными ее участниками и помогают придумывать ее вместе со взрослым. Такие занятия проводятся очень эмоционально; взрослые участники должны быть искренне вовлечены в происходящее и сами получать удовольствие от того, что они делают.
Только при этом условии педагоги смогут «заразить» своим настроением детей, увлечь их игрой. Если же кто-то из участников играет без желания, занятие может не произвести нужного коррекционного эффекта.
Большой объем информации усваивается детьми в играх, в движениях и нам никак не обойтись без так называемой двигательной терапии. Реализация двигательных упражнений происходит в пространстве игрового зала, где размещается как бы большой мир: леса, поля, реки; ребенок выходит в этот мир и изучает его. Дети путешествуют: «плавают», «летают». Например:
ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ
Зайчик серенький сидит
(Сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так!
(Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
(Прыгаем, как зайчик)
Такие занятия задают ритм и темп, способствуют развитию координации движений, произвольной регуляции мышечного тонуса, ориентации в пространстве, обучению детей движению в заданном темпе — то, что можно откорректировать именно на музыкально-игровых занятиях, где все познается через движения.
ЛАДЫ-ЛАДЫ
Ой, лады, лады, лады!
(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)
Не боимся мы воды!
(Мотаем головой)
Часто умываемся,
(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)
Маме (папе, бабе) улыбаемся!
(Улыбаемся, разводим руки в стороны).
Необходимым условием работы на логоритмических занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.
Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием на занятиях масок, костюмов зверей и птиц, детских игрушек, иллюстраций стихов, песен, созданием художественных образов посредством музыки. Игры и упражнения должны подбираться таким образом, чтобы они были по сложности доступны для выполнения. Усложнение двигательных, речевых и музыкальных заданий должно происходить постепенно.
Рекомендации для родителей:
- Используйте музыкальные инструменты, предлагайте отгадать ребенку, что звучит (ребенок при этом не должен видеть источник звука) – бубен, дудочка, барабан, пианино. Можно использовать в игре спрятанные музыкальные игрушки, которые длительно воспроизводят звуки. Предложите малышу отыскать звучащую игрушку (вначале не прячьте ее полностью, а только прикройте платочком).
- Следующим направлением в развитии речи ребенка является формирование и развитие грамматического строя речи. Следует начинать заниматься с развития способностей понимать грамматические категории, а затем использовать их в экспрессивной речи.
- Ребенка нужно учить понимать единственное и множественное число существительных, а затем использовать в собственной речи.
- Как только ребенок начал произносить 5 или более слов, необходимо формировать умение образовывать множественное число существительных (туча – тучи, нога-ноги и т.д.).
- Учить называть форму винительного падежа существительных (Дай лису, медведя).
- Вводить в состав, используемые формы слов, простого предложения.
- Учить согласовывать существительные в именительном падеже с глаголами: «Таня моет. Петя лежит. Мама несет»
- Учить изменять форму глагола неопределенной формы в форму повелительного наклонения (летит – лети, катит – кати, сидит - сиди).
- Развивать умение образовывать новые формы слов суффиксальным способом (кот-котик, мама-мамочка).
- Развивать умение использовать форму предложного падежа с использованием предлога «на»: «булка лежит на столе». Таким образом учим детей распространять предложение, опираясь на вопросы логопеда: «На чем лежит булка»?
- Усваиваются дательный и творительный падежи в ед. числе (Дам булку маме.).
- Усваивается число в изъявительном наклонении глагола (летит – летят, идет – идут), изменение по лицам, настоящее и прошедшее время.
- Усваиваются формы возвратных глаголов, приставок.
- Начинают усваиваться суффиксы принадлежности.
Именно комплексная работа, основанная на эмоциональном стимулировании развития речи, может приносить успехи, и прерывать затянувшееся молчание детей.