Кружок Бисероплетения в дополнительном образовании уже не редкость. Но когда представляешь кружок Бисероплетения на родительском собрании, как правило, возникает шаблонное представление о скучной монотонной работе и преимущественно женском рукоделии. Возникает удивление и интерес к тому, что многие участники кружка – мальчики.
А каков тогда наш кружок бисероплетения? Какова его структура? Как он вписывается в программу «школа плюс ОДОД»? В воспитательный процесс?
Современное бисерное творчество уже вышло за рамки основных известных техник; оно содержит бесчисленное количество всевозможных форм. Этот широкий спектр разнообразия и даёт возможность выбрать то, что возможно реализовать в возрастных рамках участников школьного кружка, разнообразить дело бисероплетения в школе и ещё более возрасти творчеству самих детей.
Кружок организован для ребят начальной школы. Надо сказать, что в этом возрасте и мальчики, и девочки в равной степени с удовольствием создают и окружающие их предметы, и цветы, и фигурки животных, и украшения.
Одна из первых игрушек ребёнка – конструктор. А бисероплетение – конструктор и есть: из малого создаётся большое, а, главное, из крупинок –образ. Формат наших занятий заключается в изготовлении небольших поделок. И ребята с удовольствием, как бы продолжают детскую игру, но уже в школе. Дети сначала овладевают техникой через элемент конструирования и быстро осваивают плетение по схемам. Они, что важно, учатся читать инструкцию. Известно, что работа по инструкции – это уже вторая ступень инженерного конструирования. (Напомним, что первой считается изготовление изделия по образцу). Несомненно, сборка изделия по инструкции – чёткое правило, причём не оторванное от практики; результат его можно видеть и осязать. Верное осмысление такого положения ведёт к познанию жизнью установленных законов. И, напротив, отступление – к дисгармонии.
Правила бисерных техник переплетены творчеством, детской выдумкой, и видением окружающего мира, которые не только украшают базовую форму, но и дают идеи и детям, и педагогам; подталкивают к поиску. И некоторые ребята выходят за рамки схем и вносят собственное видение в изготовлении изделий, таким образом, через новые работы с чёткой структурой появляется умение создавать фантазийные вещи. К такому творчеству мы и стремимся, а именно, к третьей ступени инженерной деятельности (к самостоятельному изобретению).
Данное рукоделие сложно переоценить: начиная со счета и кинезиологических упражнений, так необходимых для гармоничного развития детей именно в раннем возрасте; далее к внимательности, сосредоточенности, аккуратности, умения довести дело до конца, преодолевая сложности, то есть к целеустремлённости. Создавая работу ребёнок начинает уверенно себя чувствовать, поэтому и усложнение работы не вызывает страха непреодоления, а напротив, оно интересно, оно увлекает. Возникает желание добиться результата. Кружок и дает эту возможность. Причём бывают случаи, когда с уроками или поведением не ладится, а именно работа, сделанная в кружке, вселяет уверенность в своих силах и способствует приобщению ребёнка к успешному коллективу.
К тому же в процессе работы расширяется кругозор учащихся.
Постоянными помощниками кружковцев стали математика и история, литература и биология. При этом всегда идёт живая и интересная беседа, безоценочная и поэтому благодатно воспринимаемая детьми.
Мы говорим о русской идентичности, о традициях, разбираем пословицы и поговорки, загадки – учимся размышлять. Информация выходит за рамки школьных предметов и входит в сферу воспитания. Оно входит ненавязчиво, без строгости, как бы через их собственный мир.
Польза такой деятельности не только для рук, тренировки ума, воображения, но и для души: дети с удовольствием делают подарки своим близким. Добрые дела.
Таким образом, ребенок совершенствуется, добровольно и с удовольствием трудясь. Ещё одно важное чувство – это радость, с которой они не только заканчивают свою поделку, но и бегут на кружок. Почему? Нравится!