Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук и речи.
Задачи:
- Учить детей различным приемам самомассажа;
- Развивать тактильную чувствительность сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с предметами домашнего обихода (прищепки, крупы, пальчиковые игрушки);
- Совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику, координацию речи с движениями, сопровождаемыми звукозаписью;
- Активизировать речь, стимулировать использование детьми в активной речи слова, обозначающие название пальчиков;
- Использовать в работе по развитию мелкой моторики приемы нетрадиционного рисования (рисование пальчиком по манной крупе);
- Формировать познавательный интерес, эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками.
Воспитатель: Здравствуйте, коллеги! София, Давид и Тимур! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Нас ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши помощники. Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.
Пять да пять — родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку —
Держат все они лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
Вот такие «пять да пять».
Угадайте, как их звать?
(Пальчики)
Воспитатель: Верно, эти помощники — наши пальчики. Наши пальчики дружные и послушные. Давайте покажем как они умеют здороваться.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Я вас всех приветствую!
(Дети на каждую строчку стихотворения поочередно соединяют одноименные пальчики).
Воспитатель: На каждой руке живут пять пальчиков. Они хоть и похожи, но у каждого пальчика есть свое имя. Давайте вспомним, как зовут наши пальчики.
Маленькие пальчики -
Озорные мальчики!
Вот большой во двор помчался,
В грязной луже искупался.Указательный - щенка
Подразнить решил слегка.
Но щенок терпеть не стал -
Хулигана покусал.Веселится средний пальчик -
Он играет с Муркой в мячик.
Уронили вазу с полки -
На полу теперь осколки!Безымянный ест печенье
И клубничное варенье.
А цыплята тут как тут:
Крошки сладкие клюют.А мизинчик краски взял,
Братьев всех нарисовал.
Собрались опять братишки
На ладошке в этой книжке.
(Дети постепенно разжимают свои кулачки сначала на левой руке, дотрагиваясь пальцами правой до каждого пальчика, делают движения пальцами повторяя за воспитателем по тексту стихотворения.)
Воспитатель: Наши пальчики — наши волшебные помощники. Они обязательно должны трудиться. Давайте разбудим их перед тем, как приняться за работу.
Большой палец встал один,
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!»
На работу им пора.
(Сжать пальцы в кулачок, поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все». широко расставить пальцы в стороны).
Кто-то стучится в группу. Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь.
— Слышите, к нам кто-то пришел. Кто это? (Воспитатель вносит большого медведя). Это наш друг - Миша. Здравствуй, Миша! (Дети здороваются с Мишей). Ребята, Миша принес с собой волшебную коробочку. Что же в этой коробочке лежит?
Воспитатель: Что ж, попробуем открыть коробочку. (Пытается приподнять крышку, не получается). Что же это получается?
Коробочка опять не открывается!
Погодите, мы не станем унывать,
Надо Мишины загадки отгадать!
Но для начала Миша приготовил нам задание.
(Воспитатель ставит перед детьми коробку с гречневой крупой, наполненную прищепками).
— Сейчас наши пальчики превратятся в волшебных гномиков и помогут нам отыскать «сокровища», которые спрятал Миша.
(Дети достают из коробки с гречкой прищепки).
Воспитатель: Для чего же эти прищепки? Послушайте первую загадку:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю. (Рыба)
(Воспитатель достает бумажную заготовку рыбы без плавников и хвоста).
— Ребята, чего не хватает нашей рыбке. Давайте починим ее с помощью прищепок, которые мы нашли. (Дети прикрепляют прищепки на место плавников и хвоста).
— Молодцы! Послушайте вторую загадку.
Зимой и леток одним цветом. (Ель)
(Дети прикрепляют прищепки вместо иголок).
Всех лохматых расчесать,
Кудри в косы заплетать,
Делать модную прическу
Помогает нам. (Расческа)
(Дети чинят поломанную расческу. Вместо недостающих зубчиков прикрепляют прищепки).
Он в лесу живет под елкой,
Носит острые иголки.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь колючий братец. (Ёжик)
(Дети прикрепляют прищепки ежику вместо иголок).
Ночью спрячется оно —
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьется радостное. (Солнце)
(Дети прикрепляют прищепки вместо лучиков).
Воспитатель: Мы отгадали все Мишины загадки.
(Воспитатель выставляет на мольберт солнышко).
— Ребята, почему стало так светло и тепло?
А на что похоже солнышко? Можно сказать, что оно похоже на цветок? Чем? А какое оно, солнышко? Если бы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в волшебные карандашики, и каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас будет еще светлее и теплее.
(Дети подходят к подносам с манной крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе).
Воспитатель: Еще наши пальчики умеют рисовать в воздухе.
Мы кружок нарисовали
Наши пальчики устали.
Мы руками потрясем
И рисовать начнем.
(Дети под песенку указательным пальчиком обводят в воздухе фигуры: круг, черту, волну, точку).
— Ребята, вы все молодцы! Вы выполнили все Мишины задания, и ему очень понравилось у вас в гостях! А выполнить все задания нам помогли наши волшебные помощники — наши пальчики. Они обязательно должны трудиться, чтобы помочь язычку научиться хорошо говорить.
А теперь Мише пора домой! Он прощается с нами. Давайте скажем ему до свидания!
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам опять,
До свиданья, до свиданья,
Будем мы с тобой играть,
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам еще,
До свиданья, до свиданья,
Мы вас любим горячо.
(Дети под песенку машут руками на прощанье и обнимаются с воспитателем, Мишей и друг с другом).