Кейс-технологии на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание, Мастер-класс

Классы: 6, 7, 9, 10

Ключевые слова: кейс-технология


Аннотация: В работе рассматривается вопросы использования кейс технологий на уроках истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС ООО. Описываются примеры применения кейс-технологий на уроках.

Ключевые слова: кейс технологии, информация, урок, деятельность, источники.

Тематическая рубрика: средняя школа.

Проблема усвоения знаний учениками давно не даёт покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учебная деятельность, связана с необходимостью усвоения и переработки той или иной информации. Сам термин «усвоение» может пониматься по-разному. Что значит постичь знания? Если ученик прекрасно пересказывает учебную информацию, можно ли сказать, что знания этого материала усвоены им? Каждый учитель понимает, что сведения будут изучены тогда, когда учащиеся смогут воспользоваться ими, применить их на практике, а также в конкретных жизненных ситуациях. Но, как правило, ученики не знают, как это сделать, поэтому способность применять знания, является одним из видов преподавательских умений, которому из урока в урок на разных предметах необходимо обучать, а не надеяться на то, что ученик это умеет делать сразу, как только сел за парту. Научить применять знания, значит, дать возможность ученику приобрести набор умственных действий, с помощью которых он смог бы выдать готовый результат.

Научить слушать, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

  • Индивидуальная работа учащихся с материалами кейса.
  • Работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и её решений.
  • Презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Создание на уроках ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач способствует развитию творческого мышления, столь необходимого каждому ученику в повседневной жизни.

Это «минута мысли», когда каждый ученик пытается сформировать собственный вариант ответа - письменно или устно, зависит, конечно же, от формы урока.

Изучив и переработав материалы по применению, кейс технологий в обучении, я уяснила для себя, как много навыков и умений отрабатывается на таких уроках. Учащиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы из учебника и другие самые различные источники информации. Итогом работы является дискуссия.

На примере фрагментов уроков с использованием кейс технологий, хочу рассказать особенности работы по данной технологии.

В 6-м классе при изучении темы: «Самая долгая война». После просмотра фрагмента из фильма «Жанна д'Арк», ребята должны были проанализировать некоторые моменты, а именно: захват в плен, пытки и гибель Жанны. Ученики отвечали на вопросы, о каком событии идет речь? Кто виноват в гибели Жанны? Могло ли быть иначе? А что было, если бы Жанну освободили? Какую роль в Столетней войне играла Жанна д'Арк?

После просмотра фрагмента из фильма «Жанна д'Арк», учащиеся вначале с замиранием сердца смотрели (по просьбе детей) его повторно. Затем каждый высказывал своё мнение поочерёдно. Применив такой кейс на уроке, я увидела, что после просмотра любого небольшого отрывка дети открываются, с энтузиазмом перебирают варианты той ситуации, которая могла бы произойти, отвечают на простые и сложные вопросы намного активнее, чем при обычном прочтении отрывка в учебнике.

В 7 классе при изучении темы: «Давай помиримся!», за один урок учащимся необходимо понять: сущность конфликта, причины конфликтов, участники конфликта, социальный конфликт, способы разрешения конфликта, роль конфликтов в жизни человека и развитии общества. Для этого я демонстрировала мультфильм про конфликт, после которого был задан вопрос: Что вам было продемонстрировано? – дети легко смогли определить, что это - конфликт. (Причём тема в начале урока не была озвучена учителем.)

По наглядному видеоролику ребята с лёгкостью отвечали на вопросы: кто является инициатором конфликта? Очень быстро назвали причины конфликтов, разобрались в способах их разрешения. В помощь, конечно же, были использованы слайды на экране.

Ученикам в конце урока нравится составлять синквейн по изученному материалу.

Составление синквейна - увлекательное и творческое занятие, подходящее для любого возраста. Оно развивает системное мышление и аналитические способности, учит вычленять главное и формулировать свою мысль.

С синквейном на уроках справляются практически все учащиеся как сильные, так и слабые.

В 9-м «Б» классе по истории России при изучении темы: «Либеральные реформы 1860-1870 годов», учитель учащимся предлагает задания, в которых нужно написать причины военной реформы. На первом этапе группы пишут всевозможные причины, учитель фиксирует их на доске. Далее ученики выбирают три причины.

После работы над кейсом делаются вывод, о том, что причины, предложенные ими, являются основными положениями данной реформы.

Хочется отметить, что такой кейс больше подходит учащимся, заинтересованным в предмете, то есть более сильные учащиеся могут справиться с таким кейсом. Что касается слабых учеников, то при проверке домашнего задания они называли Либеральные реформы 1860-1870 годов и характеризовали их.

В 10 классе, на уроке Всеобщей истории при изучении темы: «Восток в первой половине 20 века» можно рассмотреть следующий кейс:

«Летом в 1938 году японская армия быстро продвигалась на Запад по долине реки Хуанхэ. Китайцы не обладали достаточной силой, чтобы воспрепятствовать этому продвижению. Как китайцам удалось остановить японские войска?»

Хочется остановиться на способе суждения. Каждый учащийся, не советуясь ни с кем, записывает четыре способа решения проблемы, далее эти способы анализируются, и выбирается одна из наиболее приемлемых проблем.

Создание кейса - долгий и кропотливый труд, поэтому в основном я как учитель стараюсь сама разрабатываю кейсы.

Изучив материалы по применению, кейс технологий в обучении и испытав его, мне стало понятно, как много навыков и умений отрабатывается на таких уроках.

Когда я начала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее, увеличилась мотивация к предмету.

Кейс-метод или метод ситуативного анализа привлёк меня тем, что решает много задач и отрабатывает много умений:

  • Активизирует деятельность учащихся.
  • Подводит учеников к необходимости заняться исследовательской работой.
  • Укрепляет навыки работы с различными видами источников.
  • Требует применения исследовательских методов: синтеза, анализа, сравнения, моделирования, обобщения, прогнозирования.
  • Формирует умения публично выступать в ходе дискуссии.

Используя кейс технологию, я перед собой выявила ряд преимуществ:

  • Акцент обучения учеников переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.
  • Обучающиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
  • У учащихся развивается умение слушать и понимать других, работать в команде.

Так как в образовательных стандартах значительно увеличены нормативы времени на самостоятельную работу учащихся, то кейс технологии на сегодняшний день представляют собой наиболее эффективный метод образования, у которого, несомненно, большое будущее.

Кейс-технологии – это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. В отличие от традиционных методов обучения, кейс технологии предназначены для развития у учеников умения самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы.

Таким образом, необходимо отметить следующие моменты:

  • Применение информационных технологий на уроке в настоящее время является достаточно актуальным.
  • Имеющиеся материалы достаточно объёмны и информативны, предполагают комбинации новых форм и подходов.

Практика применения этой формы обучения даёт возможность сделать выводы:

  • Учащиеся работают более активно, целеустремлённо.
  • Повышается стимул к получению прогнозируемого результата.
  • Создаются равные условия для каждого.
  • Учащиеся легко адаптируются в новых социальных условиях.

Проблемы с использованием кейс-технологий заключаются в том, что источники подготовить непросто. Тем не менее, в современных школах такой метод должен иметь место. Поскольку подготовить уроки с его использованием возможно и интересно.
Сделать урок интересным, увлекательным, запоминающимся, заинтересовать учащихся - значит добиться хороших результатов при изучении истории и обществознания, сделать эти предметы любимыми – важная задача для учителя.

Список литературы

  1. Долгоруков А. Метод кейс технологии как современная технология профессионально-ориентированного обучения.
  2. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Под редакцией А.В.Вемехановой.
  3. Большой энциклопедический словарь. Шакирова Д.М. «Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология».