Разработана для обучающихся 8-х классов, рассчитана на 17 часов.
Пояснительная записка к рабочей программе
Современная школа должна формировать целостную систему знаний, универсальных умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Овладение учащимися общими универсальными учебными действиями то, что сейчас принято называть ключевыми компетентностями, является необходимым условием современного качества результатов образования.
В быстро меняющемся мире, огромном потоке информации очень важно сориентировать детей на умение правильно с ней работать, отбирать главное и важное, делать собственные умозаключения. Данный вид деятельности должен иметь место на каждом уроке, но в силу определённых причин (ограниченности времени, необходимость выполнения учебной программы, преобладание знаниевой составляющей) учитель отводит этому процессу недостаточно учебного времени.
В основной образовательной программе основного общего образования (5–9 классы) Гимназии формирование таких ключевых компетентностей как – смысловое чтение, работа в сотрудничестве и рефлексивная деятельность, являются приоритетными. Создание краткосрочных курсов даёт возможность реализовать потенциал учащихся и способствовать формированию универсальных учебных действий.
Важное место среди ключевых компетентностей занимает исследовательская компетентность. Исследовательская компетентность в классификации А.В.Хуторского рассматривается как составная часть познавательной компетентности и включает в себя "элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии".
Формирование данной компетентности возможно лишь в деятельности. [1]
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, которые включают в себя личностные, предметные и метапредметные результаты. Овладение технологией исследования позволяет формировать метапредметные умения и навыки.
В связи с этим была разработана программа краткосрочного курса в технологии исследования для учащихся 8 классов «Удивительное рядом». Основная идея курса заключается в следующем: привлечь учащихся к занятию исследовательской деятельностью.
Цель курса – формирование исследовательской компетентности учащихся.
Задачи:
- способствовать развитию познавательного интереса к предмету через занятие исследовательской деятельностью,
- формировать информационную культуру,
- способствовать социализации учащихся через овладение технологией исследования,
- создать оптимальные условия для развития творческой активности учащихся, навыков общения и взаимодействия.
Курс рассчитан на 17 часов и носит практико-ориентированный характер. Он предполагает учебные занятия, образовательные события, мастерские по подготовке исследовательских работ, индивидуальное консультирование. При такой организации курса принципиально меняется роль учащегося и учителя. Учащиеся являются активными участниками образовательного процесса. Сотрудничество с педагогом по принципу «коллега – партнёр» помогает учащимся сформировать компетенции самоорганизации, умения делать собственный выбор и нести за него ответственность. Учитель в свою очередь также занимает иную позицию: общается с ребёнком на принципах равенства, не является источником знаний, а выполняет функцию проводника или модератора, предоставляет ему большую самостоятельность в образовательной деятельности.
______________
- https://urok.1sept.ru/articles/610554/ Глазунова Л.А. Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Данный курс формирует, прежде всего, метапредметные компетенции, такие как: планирование и управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность,работа с текстом, поиск информации и правила работы с информацией, публичные выступления, оценка выступлений своих одноклассников, работа в команде, распределение ролей, умение нести ответственность за свой выбор, рефлексия.
Знать | 1. виды творческих работ, их различия; |
Уметь |
1. самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути её достижения; |
Понимать |
1. сущность понятий, |
Применять |
навыки практических исследований в различных видах деятельности и областях знаний |
Анализировать и оценивать |
1. полученную информацию, |
Внутренний результат выражается в изменении потребностей обучающихся, в развитии их коммуникабельности, что позволяет зафиксировать образовательный мониторинг. Это осуществляется путем наблюдений, анкетирования, собеседований, проведения конференций, защиты исследовательской работы, анализа и рефлексии.
Применяются следующие технологии: проблемно-поисковая, технология сотрудничества, метод критического мышления, информационно-коммуникативная технология.
План проведения мониторинга
Сроки проведения |
Содержание мониторинга |
Формы |
Сентябрь |
Определение уровня исследовательской позиции |
Анкетирование |
Октябрь |
Сформированность компетентности в целеполагании |
Рефлексия |
Ноябрь |
Сформированность компетентности по решению проблемной задачи |
Рефлексия |
Декабрь |
Уровень овладения технологией исследовательской деятельности |
Анализ (индивидуальная карточка учёта овладения технологией исследования) |
Анкетирование по определению уровня исследовательской позиции
- Имел ли ты ранее опыт исследовательской деятельности?
- В чём этот опыт заключается?
- Что дал тебе опыт исследовательской деятельности?
- Чем на твой взгляд, исследование отличается от других видов учебной деятельности?
Анкетирование по определению сформированности компетентности в целеполагании
- Включился ли ты в исследовательскую деятельность?
- Если ДА – что повлияло на выбор направления и темы исследования?
- Если НЕТ – что помешало это осуществить?
- Кто помог определиться с темой исследования?
- В чем заключается актуальность твоего исследования?
- Какие этапы работы ты уже прошел?
- Какие цели ставил на каждом этапе работы?
- С какими трудностями столкнулся?
- Какая помощь тебе необходима?
Рефлексия сформированности компетентности по решению проблемной задачи
Показатели |
Низкий уровень 1 балл |
Средний уровень 2 балла |
Высокий уровень |
Постановка проблемы |
Ученик обосновал идеальную (желаемую) ситуацию |
Ученик проанализировал реальную ситуацию и назвал противоречие между идеальной и реальной ситуацией |
Ученик сформулировал проблему и привел анализ причин ее существования |
Целеполагание и планирование |
Ученик сформулировал цель исследования на основании проблемы, совместно с учителем |
Ученик предложил способ убедиться в достижении цели исследования, зафиксировал результаты текущего контроля |
Ученик обосновал достижимость цели и предложил возможные способы решения проблемы |
Оценка результата |
Ученик сделал вывод о соответствии результата деятельности первоначальному замыслу. Ученик назвал слабые стороны работы в ходе выполнения исследования |
Ученик оценил полученный результат в соответствии с заранее заданными учителем критериями, привел причины успехов и неудач (трудностей) исследовательской деятельности |
Ученик предложил несколько критериев для оценки своей деятельности, предложил способ(ы) преодоления трудностей с которыми он столкнулся при выполнении исследования |
- Высокий уровень 9–8 баллов
- Достаточный уровень 7–6 баллов
- Средний уровень 5–4 балла
Карточка уровня овладения технологией исследовательской деятельности учащегося
(заполняется учащимся самостоятельно после защиты исследовательской работы)
Фамилия, имя учащегося_____________________
Уровни успешности
Показатели |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень (оценивается |
Примечание |
1. Теоретическая подготовка ученика
|
|
|
|
|
2. Практическая подготовка ученика
|
|
|
|
|
3. Общеучебные умения и навыки
4. Овладение технологией исследовательской деятельности
|
|
|
|
|
- Сумма баллов от 12 до 11- высокий уровень становления исследовательской позиции
- Сумма баллов от 10 до 8 - средний уровень становления исследовательской позиции
- Сумма баллов от 7 и ниже - низкий уровень становления исследовательской позиции
Критерии оценивания устного ответа
Высокий уровень: ответ полный и правильный на основании изученного материала; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Достаточный уровень: ответ полный и правильный на основании изученного материала; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя или учащимися.
Средний уровень: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Низкий уровень: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерии оценивания презентации для представления исследовательской работы
Критерии оценивания |
Показатели, оцениваемые в 2 балла |
Показатели, оцениваемые в 1 балл |
Стиль оформления |
Единый |
Разные стили оформления |
Фон слайдов |
Холодные тона |
Теплые тона |
Цветовая гамма слайдов |
Не более трех цветов |
На слайдах присутствует 4 и более цвета |
Наличие анимаций |
Анимации не мешают восприятию информации |
Анимаций много, они мешают восприятию информации |
Разнообразие видов слайдов |
Слайды разнообразные – текстовые, с рисунками, графиками, диаграммами, звуком |
Слайды однообразные |
Использование текстовой информации |
Текстовая информация используется для пояснения, не загромождает презентацию |
Текстовой информации очень много |
- Высокий уровень - 12-11 баллов
- Достаточный уровень - 10-8 баллов
- Средний уровень - 7-6 баллов
Критерии оценивания исследовательской работы
Критерии оценки |
Показатели |
Баллы: |
Тип работы | работа носит исследовательский характер | |
Создание исследовательской работы |
|
|
Оригинальность подхода | тематика работы по новым, перспективным направлениям | |
Качество оформления работы | оформление работы соответствует заявленным требованиям | |
Качество доклада и ответов на вопросы |
|
|
Необязательные критерии |
|
|
- Оценка «5» ставится, если ученик набрал 26-22 балла, это 100-85 % выполненного объема
- Оценка «4» ставится, если ученик набрал 21- 7 баллов, это 84–65 % выполненного объема.
- Оценка «3» ставится, если ученик набрал 16 3 баллов, это 64–50 % выполненного объема.
- Оценка «2» ставится, если ученик набрал меньше 13 баллов, что соответствует менее 50 % выполненной работы или не явился на защиту исследовательской работы.
Ключевые понятия и термины, разработка образовательных событий, определение области интересов, представление промежуточных результатов, карта «Основные этапы учебно-исследовательской деятельности» представлены в приложении.