Цели:
- учебные:
- ознакомить учащихся с традициями, обычаями и культурным наследием приднестровского народа;
- формировать проектное мировоззрение и мышление, ответственное отношение к выбору профессии;
- развивающие:
- развивать творческие способности, познавательный интерес, активность учащихся, умение логически излагать свои мысли, навыки коллективной работы, умение оценивать свои достижения и достижения своих товарищей;
- развивать способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
- воспитательные:воспитывать патриотические и духовно-нравственные чувства учащихся, содействовать трудовому воспитанию и профориентации.
Формирующиеся ценности: Родина, народ, культурное наследие, дружба, коллективизм, самореализация, созидательный труд.
Тип занятия: комбинированный.
Форма работы: занятие-беседа.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оснащение урока: экран, проектор, ПК, конспект и презентация к уроку, банк творческих проектов, презентации проектов учащихся.
Литература для преподавателя:
- Бабилунга Н.В., Бомешко Б.Г. История Приднестровской Молдавской Республики. 10 кл.: Учебник для общеобр. учр.- Тирасполь: ПГИРО, 2014. - 272 с.
- Бабилунга Н.В. и др. Государственность Приднестровья: история и современность/ Авт.-сост. Н.Бабилунга, Б.Бомешко, П.Шорников. - Тирасполь: Полиграфист, 2007. - 344 с.
- Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.В.Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
- Буторина М.А. Знаменитые Тираспольчане/ Авт. - сост. М.А. Буторина; под ред. А.А.Мельничук. - Тирасполь: Союз фотохудожников Приднестровья, 2008. - 27 с.
Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001. - Вебер, С.А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. – № 1.
- Волкова А.З. Приднестровская Молдавская Республика: Энциклопедия/ Авт. - сост. А.З.Волкова и др. Тирасполь: Полиграфист, 2010.799 с.: ил.
- Глухарева, О.Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. – № 1.
- Кострикина, И.С., Порядина Е.Д. Проектная деятельность профессионализации старшеклассников // Психология обучения. – 2013. – № 5.
- Паламарь А. Приднестровье в Великой Отечественной войне 1941-1945: Фотоальбом/ Авт.- сост. А.Паламарь. - Тирасполь, 2010. - 100 с.
- Шульгин, В.П. Создание эффектных презентаций с использованием PowerPoint 2013 и других программ / В.П.Шульгин, М.В.Финков, Р.Г.Прокди. – Санкт-Петербург: Наука и техника, 2015. – 247 с.
Организационная структура и содержание занятия
I. Организационный этап
- Организация занятия
- Постановка учебных и воспитательных целей
- Мотивация и обоснование необходимости изучения темы
II. Подготовительный этап
Актуализация исходного уровня знаний, умений и навыков по теме (вопросы опроса):
- Что вы знаете о Приднестровье?
- Как вы думаете, какое место занимает народ Приднестровья в жизни и развитии республики?
- Как вы считаете, что является культурным наследием страны?
III. Основной этап
Слайд 1
Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня у нас не обычный урок, урок-путешествие. Я предлагаю вам совершить путешествие по нашей республике, вспомнить имена знаменитых людей прославившие нашу республику, кто является уроженцами нашего края, ознакомиться с традициями и обычаями приднестровского народа, открыть для себя новые уголки природы.
Слайд 2
Тема урока «Открой для себя Приднестровье»
Эпиграфом к уроку являются слова президента нашей Республики Вадима Николаевича Красносельского.
«Приднестровье – страна героического прошлого,
успешного настоящего и счастливого будущего!»
В.Н.Красносельсий
2025 год в Приднестровье объявлен Годом Приднестровского народа. Указ об этом подписал президент Вадим Красносельский 26 сентября 2024 года. Это знаковое событие призвано подчеркнуть единство жителей республики, их стремление к сохранению культурного наследия и традиций предков. Край Приднестровья стал родным домом для представителей разных национальностей, которые веками живут в мире и согласии. В целом на территории Приднестровья насчитывается более чем 70 национальностей, среди которых русские, молдаване, украинцы, болгары, гагаузы, белорусы, евреи и другие народы, каждый из которых вносит свой вклад в культурное разнообразие Приднестровья.
Слайд 3
Обычаи и традиции русских, молдаван, украинцев, болгар и гагаузов органично дополняют друг друга – как итог, в Приднестровье есть своя, уникальная культура, которая закономерным образом сказывается на особенностях менталитета.
В этом году наша Республика будет отмечать 35-летие. Президент Вадим Красносельский отметил: «Прекрасный возраст, молодости и зрелости одновременно, когда есть чем гордиться, и при этом самое время строить обдуманные планы. Если говорить о приднестровском народе, то он гораздо старше республики, но, безусловно, молод душой. И эту его черту не меняют ни время, ни обстоятельства. 2025-й год мы посвятим именно приднестровскому народу».
За годы существования края, на территории которого мы с вами живем, не одно поколение подарило цивилизованному миру тех, кто своим упорным трудом, смекалкой и целеустремленностью добился успехов в различных областях общественной жизни и тем самым внес неоценимый вклад в развитие страны, прославил ее своим ратным подвигом, своими открытиями стал известен всему миру.
Слайд 4
Нам есть кем гордиться! Приднестровье – Родина многих знаменитых людей, которые обладают яркими личностными качествами, сумевшие внесшие заметный вклад в судьбы народа и страны, добившиеся успехов в различных областях общественной жизни. Их талант реализовывается нередко в дали от родных мест, но все они внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры. Наш край богат человеческими талантами.
Слайд 5
Уроженцы Приднестровья:
- Берг Лев Семенович – академик, ученый-энциклопедист известный ихтиолог, этнограф, почвовед, создатель современной физической географии, основоположник ландшафтоведения (г. Бендеры);
- Вершигора Петр Петрович – писатель, активный участник партизанского движения в годы Великой Отечественной войны (с. Севериновка, Каменского района);
- Гедройц Константин Каэтанович - российский и советский почвовед-агрохимик (г. Бендеры);
- Гросул Яким Сергеевич – академик-историк (с. Карагаш Слободзейского района);
- Дога Евгений Дмитриевич – молдавский композитор, народный артист МССР и СССР (с. Мокра, Рыбницкого района);
- Зелинский Николай Дмитриевич – академик, химик-органик, создатель первого противогаза (г. Тирасполь);
- Ларионов Михаил Федорович – русский живописец, график, книжный иллюстратор, театральный художник, лидер русского авангарда (г. Тирасполь)
- Рубинштейн Антон Григорьевич – русский пианист, композитор, дирижер (с. Выхватинцы, Рыбницкого района);
- Румянцев Петр Александрович – выдающийся русский полководец XVIII века (с. Строенцы Рыбницкого района);
- Склифосовский Николай Васильевич – заслуженный российский профессор (с. Дзержинское, Дубоссарского района);
- Тарасевич Лев Александрович – советский иммунолог, эпидемиолог, микробиолог, (г. Тирасполь).
Слайд 6
Участники Великой Отечественной Войны, Герои Советского Союза:
- Бочковский Владимир Александрович – (г. Тирасполь);
- Жарчинский Федор Иванович – (с. Рашков, Каменского района);
- Павлоцкий Михаил Аркадьевич – (г. Тирасполь);
- Солтыс Ион Сидорович – (с. Кузьмин, Каменского района) и др.
Слайд 7
Почетные граждане Тирасполя:
- Дьяченко Игнат Дмитриевич – человек, который построил наш город. Заслуженный строитель МССР, ветеран Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда.
- Смирнов Игорь Николаевич – советский и приднестровский государственный, общественный деятель. Первый президент Приднестровской Молдавской Республики.
- Синев Виктор Григорьевич - оставил яркий след в истории Тирасполя. Прошел путь от инженера-электромеханика до главы города, став самым молодым главой города.
- Соловьева Валентина Сергеевна - легендарный руководитель – директор швейной фабрики им. 40 лет ВЛКСМ (ЗАО «Одема»).
- Фойницкий Александр Фёдорович – Российский и советский художник, педагог, заслуженный деятель искусств МССР.
И это далеко не весь список знаменитых людей, прославивших Приднестровскую землю.
Невозможно переоценить трудовой и ратный подвиг простых людей, которые внесли свой вклад в обустройство нашего государства в мирное время и его защиту во времена лихих военных лет. Это люди, ставшие олицетворением сильного духа, мужества, патриотизма приднестровского народа. Все они достойны добрых слов, являются золотым фондом нашей Родины – Приднестровья.
Знаменитые люди Приднестровья (Приложение 1).
Самостоятельная работа учащихся – работа в группах
Класс разбивается для работы на уроке на 3 подгруппы (в зависимости от расположения столов в учебном кабинете можно заранее их расставить так, чтобы учащиеся сразу же сидели по группам).
Каждая группа получает по 5 вопросов по краеведению (выбирают как билеты на экзамене), чистый лист бумаги А4, ручки, карандаши.
Слайд 8
Задание 1
Чтобы выяснить на сколько хорошо вы знаете свой край, проведем викторину «Знай свой край». Ваша задача постараться ответить на вопросы викторины используя первую подсказку. Если будет сложно ответить, можно воспользоваться еще двумя. Вопросы викторины (Приложение 2).
Вы хорошо справились с заданием.
Слайд 9
В Правительстве утвердили Комплексный план развития экологического туризма в Приднестровской Молдавской Республике. Он охватывает период с 2024 по 2026 год. Согласно плану, на 2025–2026 годы запланированы масштабные проекты. Некоторые из них:
- развитие государственного заповедника «Ягорлык»;
- создание и благоустройство экологических троп в различных районах республики;
- организация информационных туров для представителей туристических агентств и другие.
В первую очередь планируется задействовать достопримечательности Каменского и Рыбницкого районов. На 2025 год также запланировано благоустройство трехуровневого водопада в долине Томашлык в 15 километрах от Григориополя.
План призван создать условия для развития внутреннего и въездного туризма, появления новых туристских маршрутов, направленных на сохранение природного и культурного наследия республики, улучшения туристической инфраструктуры и увеличения количества туристов, посещающих Приднестровье.
Слайд 10
В Стратегии развития ПМР на 2019-2026 годы сфера туризма обозначена как одно из приоритетных направлений развития государства.
Можно выбрать любое направление в организации отдыха и отправиться в путешествие по маршрутам, которые позволят познакомиться с традициями народов, проживающих в Приднестровье, их культурой, бытом и попробовать блюда, приготовленные по старинным рецептам. Например:
- спортивные маршруты: сплав по реке Днестр, на велосипеде, пешеходные и др.;
- маршруты по местам боевой славы;
- маршрут по историческим местам еврейских поселений;
- г. Григориополь – знакомит с историей и колоритом, который когда-то стал домом для армян;
- туристический маршрут, посвященный польской культуре;
- маршрут по историческим местам села Парканы – уникальное, единственное в Приднестровье болгарское поселение, в котором 80% населения являются болгарами;
- маршрут, который позволит поближе познакомиться с молдавскими традициями, культурой, бытом, попробовать блюда и напитки молдавской национальной кухни;
- маршрут, который знакомит с немецкими поселениями Приднестровья –посвящен истории колонистов из Германии, которых в Приднестровье пригласила Екатерина II;
- гастрономический тур «Вкусы Приднестровья», где можно совершить глубокое погружение в культуру через национальную кухню.
Для приобщения к приднестровской мультикультурности и нашей самобытности можно принять участие в праздничных мероприятиях и этнических фестивалях, направленных на укрепление дружбы между народами и сохранение культурных традиций народов Приднестровья.
Например, еврейская община отмечает такие праздники, как Ханука и Пурим, а молдавская предлагает посетить зимний праздник Киралейса, который по сложившейся традиции проходит в доме-музее Каса Караман. На масленицу можно отправиться в Казачий гостевой дом в селе Валя-Адынка, где проводы зимы отмечают с блинами, народными забавами и сожжением чучела. Встретить весну можно на Международном фестивале искусств «Мэрцишор», который на протяжении десятилетий остается символом весны и культурного многообразия Приднестровья. Коллективы и артисты из разных городов Приднестровья представляют богатство культурного наследия, объединяя молдавские, украинские, русские, болгарские и гагаузские мотивы.
Слайд 11
Задание 2
Любое путешествие начинается с планирования – это ключевой этап подготовки к любому путешествию. Следующее задание, которое я вам предлагаю, с помощью путеводителей составить свой неповторимый маршрут, предложить эмблему и рекламу этого тура.
Составляя маршрут, в первую очередь необходимо определить цель и предпочтения. Нужно понять, что именно хочется получить от путешествия: какие места посетить, сколько времени на это есть, какой бюджет выделить, какие виды активности интересуют. Также надо определить, каким образом вы будете перемещаться между точками: на автомобиле, общественном транспорте, велосипеде или во время пеших прогулок.
Каждая группа представила интересные маршруты и рекламу к ним.
Слайд 12
Сегодня мы говорим о туризме и о профессиях в сфере туризма:
- Туроператор – рассчитывает стоимость путёвки, бронирует билеты и проживание, оформляет визу и страховку, рекламирует и продвигает собственные услуги, занимается организацией групповых и индивидуальных путешествий.
- Турагент – консультирует клиентов на предмет туристических услуг, которые предлагает компания. В его обязанности входит оформление договоров и продажа путевок. Работает в турагентстве, является посредником между туроператором и клиентом.
- Экскурсовод – специалист по проведению экскурсий. Они проводят экскурсии по достопримечательным местам, выставкам, экспозициям, музеям, заповедникам, архитектурным сооружениям или садово-парковым ансамблям.
- Гид – сопровождает туристов и показывает им достопримечательности страны, города и т.п.; экскурсовод, проводник-профессионал. Он может работать с приезжими туристами или сопровождать туристическую группу в поездках в другие города и страны.
- Менеджер по туризму – это специалист в отрасли туризма, который занимается организацией туристических поездок клиентов. Помогает с выбором тура, оформляет документацию, бронирует билеты и номера.
- Специалист по туристическим услугам – работает в туристических агентствах, в гостиницах, в музеях. Оказывает услуги в сфере туризма: планирование турпоездок, подготовка документов, информирование клиентов о туристических предложениях, туристическое сопровождение, экскурсии.
- PR-менеджер - помогает продвигать услуги туристической компании, разрабатывает новые туристические направления, интересные программы по привлечению клиентов, анализирует рынок туристических услуг, регулирует затраты туристического агентства, занимается рекламой.
Говоря о профессиях, нельзя не вспомнить и профессиональные праздники:
- Всемирный день туризма – 27 сентября
- День тур-менеджера или День менеджера по туризму – 17 сентября
- День гостиничного работника – 27 сентября
- День турагентств – 5 июля
- День PR-специалиста – 28 июля
- Международный день экскурсовода и гида – 21 февраля
Сейчас самое время поговорить о том, где можно получить в нашей республике образование связав свою профессиональную деятельность с туризмом и краеведением.
Слайд 13
Приднестровский Государственный Университет им. Т.Г.Шевченко
Естественно-географический факультет:
Специальности:
- «География»;
- «Геология»;
- «Туризм».
Слайд 14
Приднестровский колледж технологий и управления
- Специальности:
- Очная форма обучения:
- «Туризм»;
- «Туризм и гостеприимство».
- Заочная форма обучения:
- «Туризм»;
- «Гостиничное дело».
Слайд 15
Тираспольский межрегиональный университет (ТМУ)
Высшее профессиональное образование:
- «Менеджмент»;
- «Реклама и связи с общественностью»;
- «Туризм»;
- Среднее профессиональное образование (колледж):
- «Туризм»;
- «Реклама».
Слайд 16
Главное наше богатство – люди. Их трудом, умом и энтузиазмом созданы и приумножаются наши материальные и духовные ценности. Ведь мы не просто граждане одного государства – мы единая семья, в жестокой борьбе отстоявшая свою независимость и свободу!
Слайд 17
Год Приднестровского народа является знаковым для республики и станет прочной основой для дальнейшего развития и процветания Приднестровья.
IV. Заключительный этап (рефлексия)
- Что нового узнали на этом уроке?
- Опишите тремя словами сегодняшний урок.
- Что еще хотели бы узнать?
Слайд 18. Всем успехов в выборе профессии. Спасибо за работу на уроке!