Цель: Выявить наиболее эффективные приемы формирования источниковедческих навыков в процессе преподавания истории и обществознания.
Задачи:
- актуализировать исторические и обществоведческие знания учащихся;
- развить навыки работы с различными видами источников;
- выработать необходимость самостоятельного анализа источников и понимания их.
Актуальность темы
Сейчас в современной мире учащимся приходится работать с большим объемом информации и часто они не могут выделить главное и проанализировать источник. Сложность также заключается в том, что сами источники достаточно сложны для понимания. Перед учителем по новым ФГОС и поставлены многие задачи, одна из них «Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информации о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней».
Основные проблемы
В процессе работы над данной методической темой мною было выявлено ряд очевидных проблем, главная из которых – отсутствие интереса учащихся к изучению источников.
Основа обучения – умение читать, анализировать карты и источники возможно только при наличии знаний по курсу истории и обществознания. Вот здесь я и столкнулось с главной проблемой – нежеланием учащихся читать, рисовать, заполнять, анализировать и работать с источниками.
Отсюда вывод - учащиеся не имеют четкого представления о том, что именно источники дают больше количество информации и знаний, не имеют желания заниматься теоретическими основами, необходимыми для достижения их целей.
Решение проблемы
На основании вышеизложенного стало понятно, что обучение истории и обществознания невозможно без мотивации учащегося и изучения источников. Только искренний интерес со стороны ученика способен пробудить в нём желание к изучению материала. Среди большого количества способов сделать это, я остановилась на таких методах как: «мозговые штурмы», «исторические суды», «круглые столы», «дискуссии», «деловые игры» и др. Нет ничего лучше для мотивации ученика, когда есть понятие о том, зачем это надо и где можно будет это применить. Учащемуся необходимо самостоятельно определить цель, дать четкое объяснение своего запроса на данном уроке. Не секрет, что самые скучные и утомительные занятия для учащихся – это уроки по овладению теоретическим материалом, изучением источников, однако они же и являются основными, а значит, и их можно и нужно подвести под ситуацию, понятную и актуальную для ученика. Необходимо объяснить суть работы на таких уроках – все мнения у учащихся будут разными, необходимо быть готовыми принять и выслушать любой вариант. При любой форме работы (парной, групповой и пр.) задавать вопросы – дополнительные, уточняющие и пр. Одним из основных вопросов, который возникает у учащихся – зачем и где можно будет использовать полученные умения. Здесь и приходит на помощь задания в системе ЕГЭ. Основные темы, которые я определила для работы, были выбраны мной совместно с учащимися, а точнее сказать, были предложены ими (суд над Иваном Грозным, Сталиным, Наполеоном; дискуссии «Мои права и обязанности в обществе» и др). Иными словами мотивация возможна только тогда, когда «запрос» идет от самого учащегося. А учитель лишь следует за ним.
Не стоит забывать и об обязательной, на мой взгляд, рефлексии, которая тоже должна предполагать разнообразие вариантов. И на этом этапе урока ученик должен иметь возможность выбирать – высказаться публично или анонимно, предложить своё мнение на обсуждение или поделиться с учителем в письменной форме.
Выводы
1. Работа в данном направлении должна быть системной. Невозможно достичь желаемых результатов, проводя подобные занятия от случая к случаю. У учащегося должно войти в «хорошую привычку» принимать участие в подобного рода уроках.
2. Формирование навыков работы с источниками возможно только при наличии мотивации у учащихся. Учение – это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения истории и обществознания.
3.Судить о целесообразности своей деятельности, свободно сравнить себя с другими (ведь ученику большинство решений надо попробовать на практике), иметь возможность увидеть результаты своих действий (с успехами или неудачами других детей) – всё эти этапы являются важнейшими составляющими ситуативных уроков. Такая оценка, выработанная своими усилиями, гораздо точнее. Она способствует дальнейшей активизации деятельности ребенка.