Категория одушевленности и неодушевлённости существительных

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: имя существительное


Предмет: русский язык.

Тип урока: изучение нового материала.

Продолжительность: 40 минут.

Класс: 5.

Технологии: информационно-коммуникативная, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающая, проблемного обучения, «критического мышления», «дебаты», развивающего обучения.

Аннотация: данный урок русского языка «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» разработан для 5 классов по ФГОС при изучении темы «Имя существительное» по учебнику Т.А.Ладыженской (УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.). Урок активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует основательному закреплению знаний, предоставляет новые возможности для творчества (приём «Письмо по кругу»), повышает эффективность самостоятельной работы (приём «Шести шляп»), позволяет реализовывать новые формы и методы обучения в соответствии с ФГОС (проектная работа). Мультимедийная презентация позволяет школьникам легче воспринимать новый материал, а затем применять умения и навыки на практике.

Материал может быть использован учителями русского языка при подготовке урока в соответствии с ФГОС.

Цели урока:

Образовательная:

  • продолжить развитие понятия о морфологических категориях имени существительного;
  • знать на чем основываются различия между одушевленными и неодушевленными существительными;
  • уметь находить олицетворения и определять их роль в тексте;

Развивающая:

  • продолжить развитие монологической речи, навыков выразительного чтения;
  • продолжить развитие памяти, мышления, внимания, воображения;
  • Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению истинных жизненных ценностей.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, построение рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

предметных результатов:

  • распознавать одушевлённые и неодушевлённые существительные;
  • находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать их от других частей речи.

Задачи урока:

  • расширять лексический запас учеников;
  • воспитывать читательскую культуру;
  • выполнять и учиться защищать проект;
  • выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста.

Оборудование: тетрадь, учебник, компьютер, проектор, экран, орфографический словарь, толковый словарь, словарь трудностей русского языка, словарь иностранных слов, кукла, рыба, шахматный ферзь, колокольчик, раздаточный материал.

Ход урока

Этап урока

Временные рамки

Описание этапа урока

1. Самоопределение
к деятельности

2 мин.

Подготовка класса к уроку. (Слайд № 1). Здравствуйте, ребята. Здравствуйте уважаемые гости, мы рады вас видеть.
Сегодня, ребята, мы будем работать в командах. (Деление на команды, распределение по цвету жетона).

2. Актуализация знаний и мотивация.

4 мин.

Обратим внимание на стихотворение. (Слайд № 2. Прочитаем.
Я очень впечатлительное
Имя _________________.
Убедят меня легко
Два вопроса: кто? и что?
Обозначу все предметы:
Кто? Ворона. Что? Кометы.
Кто? Зайчонок. Что? Гроза,
Книга, речка, стрекоза.
Так предметы называю,
По вопросу узнавая.
Ребята, скажите, с какой частью речи мы только что работали. Можем ли мы разделить эти слова на группы?
(Слайд № 3) По какому признаку? Как вы думаете? (Ответы учащихся).

3. Постановка учебной задачи

2 мин.

Как вы считаете, какова тема нашего урока? Предложите вариант формулировки темы. (Ответы учащихся). (Слайд № 4)
Запись в тетрадь темы урока.
(Диалог, похвала учащихся).
(«Письмо по кругу»). (Приложение №1)

4.«Открытие» детьми нового знания

5 мин.

Слайд № 4. Перечислите живые существа и вещи. (Фронтальный опрос). (Слайды № 5,6)
Создание проблемной ситуации (кукла, колокольчик, рыбка). Ребята, как вы считаете, какие предметы из представленных являются живыми, а какие неживыми? (Слайд № 7)
Слово учителя: Многие носители русского языка уверены, что одушевлённые существительные – это те, которые называют живые предметы (людей, животных), а неодушевлённые – все остальные. Например, волк живой – «кто?», дом неживой – «что?». Но дуб – «что?», хотя растения вообще – то живые. Дальше ещё удивительнее: мертвец – «кто?» (какой же он живой?), снеговик – «кто?», а народ – «что?», - хотя из живых людей состоит. (Слайд № 8). Что же заставляет нас вопреки значению слова, вопреки реальному делению на живое и неживое именно так подбирать вопросы? Оказывается, грамматика. Грамматике всё равно, кто дышит, ест и растёт, а кто нет. А что ей не всё равно? (Слайд № 9). Сравните склонения слов дуб, народ и человек, снеговик. Если форма винительного падежа совпадает с именительным, для нас это «что?», если с родительным – «кто?». (Слайд № 10).
Для языка «живыми» оказываются кукла, воздушный змей, шахматный ферзь, а неживымитолпа, человечество.
(Слайд № 11).)

5. Первичное закрепление
(обучение в сотрудничестве)

3 мин.

Работа с презентацией. (Слайды № 12, 13). Работа в командах.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

3 мин.

Заполнение таблиц и самопроверка. (Слайд № 14).

7. Физминутка

3 мин.

Если услышите существительное одушевлённое, поднимаете руки вверх, если неодушевлённое, приседаете. Но я приготовила вам ловушки, слова, которые не относятся к существительным. Если вы их услышите, маршируете на месте.
Лодка, девочка, мороз, суровый, ягод, котёнок, машина, воробей, прилетел, мама, любимый, дождь, солнышко, рыбка, плавает, бабочка, учитель, берёза, белая, крокодил, щенок. (Слайд № 15).
+ стихотворение О.Высотской «Весёлая грамматика» (технология «Дебаты»). (Приложение №2)

8. Включение в систему знаний и повторение.
Проверка домашнего задания.

12 мин.

Учимся читать и понимать тексты в группах. (Приложение №3)
Книги без собес..дника мертвы. Они могут м..лчать годы и ож..вают, когда приход..т собеседник. В отличие от вещей они умеют ощущать печаль и радость, потому что, кроме ума и догадливости, в них вл..жены страсти. Ещё нас не было на свете, а в книгах уже жили чу..ства, те самые, которые переж..ваем мы. Мы размышляли о жизни, а в книгах уже давно были прол..жены тропы наших размышлений. Книги ждут от нас усилия души. В середине XIX века в Москве не было ни одной публичной библиотеки. Тот, кто хотел прочесть книгу, должен был купить её в книжной лавке или пройти в отдельную комнату при той же лавке и за особую плату получить разр..шение читать разл..женные там на столах книги…
(По К.Ушинскому)
Задание № 1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте морфему, в которой они находятся.
Задание № 2. В тексте найдите существительные, определите одушевлённые/ неодушевлённые.
Задание № 3. Заполните таблицу.

Имя существительное

Склонение

Род

Число

Собеседник

Вещь

Ум

Чувства

Книги

Задание № 4. Определите стиль текста (научный, художественный, публицистический или официально-деловой) и тип речи (повествование, описание или рассуждение). (Подчеркните правильный ответ).
Задание № 5. Какие доказательства приводит автор, чтобы убедить читателя в том, что книги нуждаются в собеседниках? (Подчеркните в тексте найденные вами доказательства).
Задание № 6. Сформулируйте на основе текста ответ на вопрос:
Задание для группы. (Слайд № 16).
Выполните проект «Книги – наши лучшие друзья?», используя схемы, ребусы, рисунки, надписи, на ватмане.
(10 мин.)
Защита проекта (2–3 мин.). (Приложение №5)

9. Контроль:

2 мин.

(Слайды № 17, 18, 19, 20)
Укажите неверное утверждение:
1. Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов.
2. Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными.
3. Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными.
4. Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?
5. Слова, называющие людей, – одушевлённые существительные.
6. Слова, называющие животных, – неодушевлённые существительные.
7. Слова, называющие растения, – одушевлённые существительные.
(Приложение №4)
Ответы:
1. Нет. 2. Да. 3. Да. 4. Нет. 5. Да. 6. Нет. 7. Нет.

10. Домашнее задание

1 мин.

П. 90, выучить правило, (Слайд № 21) упр. 486 (выполнить разборы № 3, № 5)

11. Рефлексия деятельности (итог урока)

3 мин.

(Нарисуйте своё настроение).
(Слайд № 22).
Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? («Письмо по кругу»).
Какие предположения подтвердились?
Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? (Слайд № 23).
Спасибо за работу!