Технология LEGO-конструирования как средство развития инженерного мышления у младших школьников

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 1, 2

Ключевые слова: ЛЕГО, Лего-конструирование


Системно-деятельностный подход является важной отличительной чертой стандартов нового поколения.

Деятельность выступает как внешнее условие развития у школьника познавательных процессов. Т.е. для того, чтобы обучающийся развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такая стратегия обучения успешно реализовывается через образовательную среду ЛЕГО, которая в последнее время все активнее внедряется в дошкольные и общеобразовательные учреждения. Это такие направления, как ЛЕГО-конструирование и робототехника.

У обучающихся развиваются навыки начального технического конструирования, школьники осваивают современные технологии и получают возможность познакомиться с основами конструирования и программирования.

С помощью лего-технологий формируются учебные задания разного уровня по своеобразному принципу обучения «шаг за шагом», который является ключевым для легопедагогики. Таким образом, каждый ученик работает в собственном темпе переходя от простых задач к более сложным.

1-й набор «Простые механизмы», содержит детали, которые помогают исследовать принципы действия простых и сложных механизмов, встречающихся в повседневной жизни: рычаги, зубчатые колеса, шкивы.

Конструирование – это один из этапов создания изделия.

Выделяют виды конструирования:

1. Конструирование по образцу

Детям предлагают образцы, выполненные из деталей конструктора и показывают способы воспроизведения. В основе лежит подражательная деятельность, а это важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2. Конструирование по модели

Детям в качестве образца предъявляют модель, срывающие от ребенка очертания отдельных элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющихся деталей конструктора. Таки образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способов решения. Этот вид конструирования эффективно активизирует мышление.

3. Конструирование по условиям

Не давая детям образца, рисунков и способов, определяют условия и подчеркивают практическое назначение модели. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма работы обучения способствует развитию творческого конструирования.

4. Конструирование по простейшим чертежам

Этот вид конструирования создает возможность для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате формируется мышление и познавательные способности.

5. Конструирование по замыслу

Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма работы позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

6. Конструирование по теме

Детям предлагают общую тематику конструкций, а они сами создают замыслы конкретных конструкций, выбирают материалы и способы построения. Основная цель – это закрепление знаний и умений по теме.

На занятиях можно применять такие упражнения:

1. Что изменилось?

Педагог собирает модель из 5-7 деталей, показывает ее детям в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель ребятам и просит рассказать, что изменилось.

2. Собери модель по памяти

Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель, собранную из 3-4 (можно более) деталей, а затем убирает ее. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

3. Упражнение «Поиск недостающей фигуры»

Составляются три горизонтальных и три вертикальных ряда фигур, собранными педагогом из деталей конструктора на платах и отличающихся одна от другой несколькими признаками. Детям раздаются платы с одной недостающей фигурой, которую надо подобрать.

4. Собери модель по спецификации деталей и картинке.

«Механическая хваталка»

Спецификация деталей для сборки модели «Механическая хваталка»

Содинительный штифт серый/чёрный

Пластинка 2*2 зелёная

Соединительный кирпичик 1*6 красный

Соединительный кирпичик 1*16 красный

9

2

4

6

Конструктор «Перворобот LEGO WeDo» 9580 предназначен для сборки и программирования 12 простых Лего-моделей, которые подключаются к компьютеру.

В набор входят 158 элементов, включая электромотор, датчики движения наклона, Лего-коммутатор. Программное обеспечение конструктора предназначено для создания программ путем перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и выстраивания их в цепочку программы. Программирование осуществляется простым перетаскиванием пиктограмм по определенному алгоритму.

«Умная вертушка»

- Я предлагаю построить модель механического устройства для запуска волчка и запрограммировать его таким образом, чтобы волчок освобождался после запуска, а мотор при этом отключался.

Этап - Установление взаимосвязей

- Посмотрите фильм этапа «Установление взаимосвязей» и обсудите следующие вопросы:

- Что видят Маша и Макс? Что они делают, чтобы запустить волчок? Что происходит после того, как они запустили волчок?

Другие способы установления взаимосвязей:

- Раскрутите на столе монетку, ручку или еще что-нибудь.

- Как долго крутятся эти предметы?

Большая часть предметов не может стабильно и долго крутиться, и довольно быстро падает на поверхность стола. Замедление вращение обусловлено действие силы трения. Чтобы обеспечить устойчивое вращение объекта, необходимо приложить к нему силы симметрично относительно его центра; в противном случае вращение объекта будет неустойчивым, он будет двигаться из стороны в сторону и очень быстро затормозится.

- Представьте себя волчком и покрутитесь на месте.

- Как можно управлять своим телом, чтобы крутиться как можно дольше? А что нужно сделать, чтобы ускорить своё вращение? (Можно вытянуться во весь рост и балансировать руками, чтобы не упасть. Для уменьшения площади «точки опоры», при вращении следует поставить ноги как можно ближе друг к другу.)

Этап – Конструирование

- Соберите модель, следуя пошаговым инструкциям

Чтобы модель работала лучше, необходимо, чтобы зубчатое колесо на вертушке входило в надежное зацепление с зубчатым колесом, установленным на волчке. При запуске волчка не нужно сильно прижимать его к поверхности стола – волчок должен вращаться свободно.

Энергия передается от компьютера на мотор, вращающий коронное зубчатое колесо. Это зубчатое колесо приводит в движение маленькое зубчатое колесо, установленное на одной оси с большим зубчатым колесом, которое поэтому тоже вращается. Волчок вставляют верхней частью в вертушку. На верхушке волчка закреплено маленькое зубчатое колесо, через которое волчку передается крутящий момент, и когда волчок освобождается, он продолжает крутиться. Сочетание работающих вместе зубчатых колес называется зубчатой передачей.

Энергия превращается из электрической (компьютера и мотора) в механическую (вращение зубчатых колес и волчка.

Этап – Рефлексия

- С помощью наблюдений и испытаний необходимо ответить на вопрос:

При какой комбинации зубчатых колес волчок вращается дольше.

- Выполните наблюдения как минимум 3 раза, для того, чтобы убедиться в объективности результата, поскольку одно наблюдение может быть неверным. Результаты запишите в таблицу.

Образовательная система ЛЕГО предлагает такие методические решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работать в команде. Эта система предлагает обучающимся проблемы, дает в руки инструменты и позволяет и найти своё собственное решение.