Проект «Ознакомление старших дошкольников с родным краем через нетрадиционные формы работы»

Разделы: Работа с дошкольниками, Краеведение

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями


Цель проекта «Азбука Терского края»: взаимодействие с родителями по воспитанию у детей познавательного интереса к родному краю через ознакомление с буквами и созданию совместного методического пособия.

Презентация

Данный проект позволяет:

1. Развивать нравственно-патриотические качества личности дошкольников через позитивное отношение к родному краю.

2. Знакомить детей с историческим и культурным наследием Терского района и социальным окружением посёлка.

3. Систематизировать работу по ознакомлению детей с буквами через материал по краеведению.

4. Создать благоприятные условия для привлечения родителей к сотрудничеству, к совместной деятельности детей и родителей по отбору и систематизации материала для изготовления совместного методического пособия.

Этапы мероприятий реализации проекта

1. Подготовительный этап: сбор литературы; беседы с детьми; ознакомление родителей с проектом; составление плана работы; изготовление шаблонов для Азбуки; консультации для родителей; подбор информации для Азбуки.

2. Основной (практический) этап проекта. Формы и методы работы с детьми включают в себя несколько видов деятельности.

Игровая деятельность осуществляется с помощью таких игр, как настольно-дидактические игры: «С какого дерева листок», «Чьи следы»», «Времена года» и т.д.; сюжетно-ролевые игры; оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Карта моего посёлка», «Мой край родной», «Вот моя улица, вот мой дом родной»; развлечение «Мы в лесу гуляли».

Познавательное развитие реализуется с помощью просмотра видеороликов и презентаций по данной теме; экскурсий в музей терских поморов, музей аметиста; мероприятия в музее Поморского быта «Предметы быта поморов»; совместных мероприятий в детской районной библиотеке «Богатства нашего края», «Северные реки», «Улицы Умбы»; квест-игры «Путешествие на Север»; беседы по темам: «Рыбы наших водоёмов», «Растения нашего края» и др.; «Север. Времена года», «Береги природу», «С чего начинается Родина»; знакомства с символикой Мурманской области; открытого занятие для родителей «Береги природу»; знакомства с народными промыслами; целевых прогулок в лес.

Продуктивная деятельность: выставка рисунков «Родина моя», «Умба осенью», «Герб Умбы» и. др.; конкурс поделок из природного материала; участие в областном конкурсе рукописной книги «Гордость наша-хлеб родной; лепка «Поморская козуля»; аппликация «Флаг Мурманской области»; создание папки рисунков «Наш край глазами детей»; экологические акции с изготовлением кормушек для птиц «Покормим птиц», «Наведём порядок на участке»; оформление уголка краеведения в группе.

Деятельность по развитию речи включает в себя чтение книг по данной теме; участие в конкурсе чтецов «Мой край родной» и составление творческих рассказов «Моя улица, мой дом».

Деятельность в природе реализовывалась через наблюдения детьми за особенностями природы и климата нашего края; сборе гербария «Растения нашего края»; участии в районном празднике цветов «Красота на Севере».

Музыкальная деятельность реализуется с помощью слушания песен поморского хора  п.Умба; оркестра поморских инструментов; поморских игр.

Также, на данном этапе, проводится работа с родителями. Работа строится одновременно по трём направлениям: развивающая среда, дети, взрослые.

Согласно требованиям ФГОС предметно-развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [1].

При активном участии семей и педагогов в группе создается соответствующая развивающая среда, построенная с учетом данных требований.

Работа с родителями в сборе информации для «Азбуки»; участии в фотовыставках «Осень золотая», «Красоты северной природы», «На рыбалку всей семьёй»; участии в конкурсе поделок из природного материала; создании мини-библиотеки «Этот прекрасный север»; выставке книжек-самоделок «Сокровища нашего края»; участии в озеленении территории детского сада; консультациях «Воспитание патриота», «Какую литературу о родном крае читать»; сборе гербария; создании фотоальбома «Мы на севере живём», подготовке выступлений на презентации «Азбуки» в музее «Петроглифов» пгт. Умба.

3. Заключительный этап. Данный этап заключается в оформлении фотоотчета по проекту, защите проекта на педагогическом совете ДОУ, презентации «Азбуки» на методическом объединении и в музее «Петроглифов» в пгт Умба.

Благодаря реализации данного проекта дошкольники знают особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, охраняемые растения); наиболее важные исторические события истории родного края; символику края; национальный состав края, обычаи, игры, предметы быта, элементы народного творчества.

Благодаря реализации данного проекта дошкольники научились вести самостоятельные наблюдения в природе; знают особенности  растений и животных; используют  элементы народного творчества; играют в народные  игры  для организации собственного досуга; творчески мыслят и рассуждают.

Заключение

Дошкольное краеведение прививает любовь к родному краю, учит истории, традициям, воспитывает умение ценить своеобразие той местности, в которой проживает.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.

Процесс краеведческого обучения и воспитания включает  в себя различные формы работы с воспитанниками: беседы, викторины, игры и развлечения, прогулки, экскурсии, походы, наблюдения и множество других форм.  Значимым в работе по краеведению является метод проектов.

Посредством реализации проекта «Азбука Терского края» дошкольники знакомятся с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Дети узнают основные достопримечательности Терской района и посёлка, в дальнейшем используют в речи слова местного диалекта.

Проект «Азбука Терского края» подразумевает осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т. е. выбор ими той деятельности, в которой они хотели бы выразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству участка детского сада, охране природы и т. д.).

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).

2. Болтушкин В.В. Краеведение: учебное пособие. -Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2013.-130с.

3. Буртасова Н.И. Краеведение в образовательной деятельности// Дошкольное образование: опыт и перспективы развития: Сборник материалов Междунар. науч.-практ. Конф., 2017. - С. 55-60.

4. Герасимова О. Люби и знай родной свой край // Дошкольное воспитание. - 2014.- №8 -С.4.

5. Дорохов В.Г. Краеведение. -Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013. -152с.

6. Зиганшин И.И.  Краеведение: учебное пособие. - Казань: Изд-во «Познание», 2014. -216с.

7. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. - СПб: Изд-во «Детство-пресс»,2015. -176с.

8. Федорова А.Г. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ// Молодой ученый. - 2016. - №28. - С. 953-954.