Гуманный подход в процессе воспитания детей дошкольного возраста как основа повышения эффективности педагогического образования

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: Гуманистический подход


Гуманное воспитание поколения является одной из актуальных проблем современности. Одно из основных направлений развития современного общества его - гуманизация, нравственное совершенствование общества, благополучие его членов непосредственно зависят от наличия гуманных отношений между людьми. Отсюда особая социальная и личностная значимость формирования гуманных отношений у подрастающего поколения. Сензитивным периодом для становления доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботливости, справедливости является старший дошкольный возраст.

Актуальность и значимость данной проблемы определяется тем, что в России последние десятилетия полным ходом идет становление демократического общества, которое значительно зависит от утверждения человечности и гуманности в отношении между людьми. Именно поэтому гуманное воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных тем современности.

Одной из современных тенденций развития образования в нашей стране является гуманизация, предполагающая переход к системе сотрудничества, обновление содержания, форм и методов обучения, что должно привести к формированию качественно новых личностных черт субъектов образовательной деятельности.

Гуманистический подход в образовании предполагает создание благоприятных обстановок для развития личности; равноправном взаимодействии педагога и воспитуемого, основанном на признании индивидуальности и ценности каждого ребенка как личности. Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

О смысле и значении гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили пишет: «Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождая человечество, напоминает о непреложности воспитания Души и Сердца, через раскрытие личности человека, его талантов, интеллекта, его неповторимости. Для многих величайших мыслителей человечества, для многих учителей прошлого и сегодняшнего дня гуманное педагогическое мышление стало основой их мировоззрения и творчества. Вот почему эпоха Сердца и Духовности, взаимности и любви, в которую вступает человечество, требует глубокого обновления всего образовательного процесса, основой которого является гуманное педагогическое мышление. [6]

Воспитание - специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. [3, с.37]

Нравственное воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведения воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. [4, с. 296]

Гуманность - человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. [2, с.32]

Воспитание гуманности - это процесс, который содействует лучшему пониманию необходимости сострадания и уважения по отношению к окружающей среде, признаёт взаимозависимость всех живых существ.

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций.

Педагоги и психологи Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.А. Козлова, М. И. Лисина, Л.А. Венгер, Я.Л. Коломинский и др. доказали, что оптимальным для воспитания гуманности является старший дошкольный возраст. В этом возраста дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и их анализ.

В работах Р.С. Буре, И.С. Хомяковой и других прослеживается тесная связь гуманности с другими нравственными качествами: ответственностью, организованностью, инициативностью. Причем гуманность выделяется как основа, вокруг которой группируются нравственные качества.

В исследованиях А.В. Запорожца, А.Д. Кошелевой, Я.З. Неверович, Н.Н. Тарасевич, И.С. Хомяковой и других гуманность рассматривается как один социальных мотивов, заключающийся в проявлении сочувствия, сопереживания, помощи. Кроме того, подчеркивается тесная связь мотивационных и эмоциональных сфер личности дошкольника. «Эмоции – то звено, с помощью которого и через которое мотивы становятся актуальными и осознаются дошкольниками». [5, c. 32]

Я.Л. Коломинский, Н.Л. Кряжева предполагают, что при воспитании гуманности большую роль играет активность детей, их собственное отношение к гуманным проявлениям.

Наша опытно - педагогическая работа по воспитанию гуманности у детей старшего дошкольного возраста состояла из двух этапов.
На первом этапе была этапе была проведена работа с детьми по повышению уровня гуманности у детей 5-6 лет с помощью различных методов и средств воспитания: игр, проблемных ситуаций, бесед, литературного слова и пособий предметно-развивающей среды, а именно пособие « Хороший поступок», «Шкатулочка мудростей», «Воздушный шар», выставка иллюстраций «Твори добро».

На втором этапе нами проведена работа с родителями, а именно проведена консультация с родителями по теме: «Сочувствие»
Наша работа была систематической и последовательной, так как мы работали в соответствии с составленным нами планом по воспитанию гуманности у дошкольников.

Основой опытно-педагогической деятельности по воспитанию гуманности стали беседы, решение проблемных ситуаций, игровая деятельность и художественная литература.

Мы провели 4 малоподвижных игры: «Поступки»; «Профессор»; «Вежливые слова»; «Хорошо и плохо» и 3 дидактических: «Хорошо или плохо»; «Что было дальше»; «Как ты поступишь?».

Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игра способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника. В результате игр дети формируют адекватные нормы поведения и коммуникативные навыки. В игре каждый ребенок стал активным членом игрового коллектива, была создана доброжелательная атмосфера, были созданы между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

Мы убедились, что такие игры способствуют формированию и воспитанию гуманности у ребенка, которые необходимы для его гармоничного развития.

Нами было проведено 3 этических беседы по содержанию художественного текста: «Что такое добро?» ; «Чтение и анализ рассказа В.А.Сухомлинского «Чтобы бабочка не укололась»; «Будь вежлив. Стихотворение Н.Юсупов "Простите"»

Беседа - это организованный, целенаправленный разговор с детьми, с целью формирования нравственных чувств, представлений, суждений и оценок. Беседы побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Благодаря этическим беседам мы на конкретных примерах показали, что содержат в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба» и т.д. Художественная литература использовалась нами как средство воспитания гуманных качеств личности.

Кроме того, мы проводили решение проблемных ситуаций. Нам были проведены следующие проблемные ситуации: "Игра в мяч"; "Как бы ты поступил?"; "Опоздание" ; "Вниз о лестнице".

Проблемная ситуация – это начальный момент мыслительного процесса детей, когда у них появляется потребность что-то понять, осмыслить. Нами были созданы такие условия, чтобы ребенок мог самостоятельно проявить доброту, отзывчивость, чуткость по отношению к другим людям.

Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников методом проблемных ситуаций позволяет осознать ребенку свои возможности и реализовать свои интересы в общении со сверстниками, сформировать представление о себе как о значимом субъекте для детского сообщества, которое он обогащает своими интересами, знаниями, умениями, и ощутить поддержку со стороны окружающих. [1]

Для того чтобы быстрее воспитать чувство гуманности у детей нами было разработано и изготовлено пособие «Шкатулочка мудростей». Это пособие было разработано для запоминания и анализирования пословиц и поговорок, способствующих воспитанию гуманности у детей. Пособие «Шкатулочка мудрости» помогает детям запомнить пословицы и поговорки, увидеть поучительную мысль пословицы и изменить свое поведение. Пособие «Воздушный шар» оказалось очень интересной задумкой. Два раза в неделю я утром приносила голубой воздушный шар, после прогулки, ребенок который совершил хороший поступок, оставлял краской отпечаток пальчика на шаре.

Детям очень понравилась задумка, она мотивировала их на совершение хороших поступков. Пособие «Хороший поступок» представляло из себя фигурка в форме солнца, на лучиках были наклеены картинки с поступками детей, в серединке был сделан кармашек, там лежали карточки - веселые и грустные смайлики. Ребенок должен был разложить смайлики с эмоциями на лучики.

Нами была проведена консультация для родителей: «О сочувствии» (цель: повышение компетентности родителей в вопросах воспитания гуманных качеств). Во время консультации внимание родителей было обращено на такое качество детей, как сочувствие. Консультации близки к беседам. Мы стремились дать родителям квалифицированный совет. Главное назначение консультации родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. После окончания консультации каждому родителю я дала буклет с рекомендациями воспитания сопереживания у детей.

Взаимодействие с родителями помогло повысить их педагогическую компетенцию, а значит они стали нашими помощниками по воспитанию гуманности.

По окончанию нашей исследовательской деятельности у большинства детей повысился уровень гуманности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жигайло Е.М. Воспитание гуманных чувств детей 5–7 лет на основе проблемных ситуаций. – Сыктывкар, 2012.- Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/617818/ - (Дата обращения: 21.04.2020г) – Текст: электронный.

2. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с. – Текст: непосредственный.

3. Козлова, С.А., Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.А.Козлова, Т.А.Куликова – 15-е изд. перераб. и доп. – М: Издательский центр «Академия», 2015. – 432с. – Текст: непосредственный.

4. Микляева, Н.В., Теоретические основы дошкольного образования: учебник для СПО / Н.В.Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт 2017. – 496с. – Серия: Профессиональное образование. – Текст: непосредственный.

5. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраст/ под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. – М.: Педагогика, 1986. – 172 с. – Текст: непосредственный.

6. Цветкова О.А. Чаша Мудрости от Амонашвили как источник гуманистического педагогического мышления.– Новошахтинск , 2014.- Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/05/04/chasha-mudrosti-ot-amonashvili-kak - (Дата обращения: 21.04.2020г) – Текст: электронный