Ход праздника
Дети сидят в актовом зале по кругу. Окна затемнены. В центре стоит стол. За столом сидит ведущий, на столе горит свеча. (слайд 1)
Ведущий. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. (слайд 2)
Звучит запись с голосом Левитана:
«Сегодня в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города… Теперь, когда нападение на Советский Союз уже свершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ-отбить разбойничье нападение… Не первый раз приходится нашему народу иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом… Красная Армия, весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за Родину, за честь, за свободу… Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.»
Громко звучит запись песни «Священая война» (муз. А.Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). Постепенно звук музыки почти стихает, дети читают стихи.
Ученик 1.
Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходили поротно,
Кумачевые звезды
На полотнах знамен унося.
Ведущий. Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи.
Ученик 2.
Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
(слайд 3)
Ведущий. «Все для фронта, все для победы» - повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. А с фронта долетали долгожданные весточки, «треугольники», так как письма в годы войны посылали без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес.(слайд 4)
Детям раздают бумагу и показывают, как делались треугольники.
Ведущий. Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма будет прекрасен.
Тихо звучит песня «Землянка» (муз. К.Листова, сл. А.Суркова). Три мальчика изображают у «костра» бойцов на привале, которые пишут «письма». (слайд 5)
Боец 1.
Дорогая мамочка!
Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу.
Неблизок путь, далек родимый край,
Но я вернусь к знакомому порогу!
Боец 2.
По-прежнему моя любовь с тобой,
С тобою Родина, ты не одна, родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Свое большое счастье защищая.
Боец 3.
На голос твой я сердцем отзовусь,
И на заботу подвигом отвечу,
Я далеко, но я еще вернусь.
И ты, родная, выйдешь мне навстречу.
Мальчики складывают письма-треугольники, встают и уходят.
Ведущий. На фронтах и в партизанских отрядах наравне со взрослыми сражались совсем юные бойцы. Рядом с именами легендарных героев войны Панфилова, Карбышева, Гастелло и многих других мы называем имена юных героев, отдавших жизнь за победу. (слайд 6)
Группа детей выстраивается в шеренгу спиной к классу, у каждого в руках плакат с портретом пионера-героя. Затем они по очереди поворачиваются, показывают портрет и громко и четко называют имя героя: Володя Дубинин, Валя Котик, Марат Казей, Валера Волков, Леня Голиков, Зина Портнова.
Ученик 3.
Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Ученик 4.
Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтешь, а впрочем, все равно,
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, в легком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
Ученик 5.
И сильнее кажемся мы втрое,
Словно тоже крещены огнем,
Юные безусые герои,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы сегодня мысленно идем.
(слайд 7)
Ведущий. Трудно было. А выжить помогала песня. Особенно дороги нам песни военных лет. Песня жила в душе солдата. Песня звала на подвиг, приближала победу.
Группа детей исполняет попурри из песен военных лет.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой. (слайд 8)Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте. (слайд 9)Эх, дороги…Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли ветер
Вспомним, друзья…
Нам дороги эти
Позабыть нельзя. (слайд 10)Вьется в тесной печурке огонь.
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза. (слайд 11)
Ведущий. Более 20 миллионов жизней унесла та война. Государство увековечило подвиг безымянных героев Вечным огнем Славы над могилой Неизвестного солдата в Москве, у Кремлевской стены. Там написано: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Не все дожили до Дня Победы. Миллионы людей отдали свои жизни для того, чтобы мы счастливо жили, учились, работали. Давайте почтим память погибших минутой молчания. (слайд 12)
Звучит метроном.
Звучит первый куплет песни «Журавли» (муз. Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова). На фоне музыки ведущий читает слова.
Ведущий. (слайд 13) Память о Великой Отечественной войне не уходит с поколением поседевших ветеранов. 9 мая 1982 года в нашем городе на самой высокой точке Соколовой горы состоялось торжественное открытие величественного монумента. «Журавли» - так ласково называют горожане памятник-напоминание об огненных страницах в судьбе родного города, о дорогой цене Победы. (слайд 14) В начале аллеи, ведущей к "Журавлям", горит вечный огонь и установлен памятный камень, на котором выбиты слова: "Более 300 тысяч саратовцев не вернулись с Отечественной войны. Далеко от родных берегов легли они в землю, свою и чужую. Вам, своим землякам, отцам и дедам нашим, товарищам, однополчанам, братьям и сёстрам, мы, живущие, памятник этот воздвигли». Наши благодарные соотечественники приходят к нему в праздничные дни и в будни, чтобы поклониться памяти павших, возложить цветы, постоять в раздумье.
Ученик 6.
Касаюсь мрамора могильных плит,
Как шрамы, под рукой шершавы даты…
Здесь спят в боях погибшие солдаты,
Но наша память никогда не спит.
Ученик 7.
Все помнится, ничто не позабыто,
Все помнится, никто не позабыт,
И днем, и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
Ведущий. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы. (слайд 15)
Звучит песня «День Победы» (муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова). Демонстрируются кадры кинохроники тех лет. Затем включается свет или отодвигаются шторы. (слайд 16, 17)
Ученик 8.
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Ученик 9.
Уже нигде не затемняли света
В промышленной Европе города.
Ценою крови куплена Победа,
Пусть это помнит шар земной всегда!
Ученик 10.
Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех,
Кто уже не придет никогда –
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны,
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Ведущий. По установившейся традиции каждый год в эти праздничные дни ученики нашего лицея возлагают цветы к мемориальной доске Памяти учителей и выпускников школы, павших в боях за освобождение Родины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Право возложить цветы предоставляется (называются фамилии). (слайд 18)
Звучит музыка. Дети возлагают цветы.
Под музыку песни «День Победы» (муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова) учащиеся расходятся по классам. (слайд 19)