Креативный урок по окружающему миру

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому в школе все больше внимание должно уделяться развитию творческого мышления. Занятия в школе должны стать креативными.

Именно уроки окружающего мира, как нельзя лучше подходят для развития креативного мышления школьников. Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. (в презент «Воображение важнее знания» – А.Эйнштейн.)

Что же такое креативный урок? Креативный урок - это урок особого типа. Это урок, на котором ученики не просто считают, пишут, читают, слушают учителя, а исследуют, изобретают, сочиняют, выдвигают и доказывают гипотезы, то есть самостоятельно создают новый для себя образовательный продукт. Участвуя в таком уроке, ученики развивают свои способности, реализуют свой творческий потенциал. 

Структура креативного урока существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки.

На слайде показана структура сдвоенного креативного урока, в многоуровневой системе непрерывного формирования творческого мышления, сокращено НФТМ-ТРИЗ.

Я приведу пример креативного урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Вода в трех состояниях».

Цель урока:

  • познакомить детей с состоянием воды в природе;
  • в процессе опытов и практических работ познакомить учащихся с некоторыми свойствами воды;
  • формировать умения вести наблюдения;
  • учить детей делать выводы по результатам наблюдений.

Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.

На этом этапе показываю опыт «Наживка для льда»

1.Опустим лед в воду.

Задаю детям проблемный вопрос:

- >Можно лис помощью нитки вытащить кубик льда из стакана с водой, не замочив рук? (выслушиваю предположения детей)

- Оказывается можно и объясняю как.

2. Нитку положим на край стакана, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.

3. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5 минут.

Пока ждем растворения соли в воде, проверяю готовность к уроку и определяем тему урока:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.

- Для этого детям предлагаю загадку, отгадав ее ученики делают вывод, что тема урока – это вода.

- Вернемся к нашему опыту, возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана. (Что же произошло, а оказывается, соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.)

Блок 2 содержит программный материал учебного курса.

Прошу детей вернутся к загадке про воду и ответить на вопрос, почему вода-это, и туча, и туман, и лед? (дети делают вывод, что вода может существовать сразу в трех состояниях)

Прошу детей прочитать стихотворение и ответить на вопрос, можно ли сказать, что вода находится «везде»?

- Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В супе, в чае, в каждой капле.
Вы согласны? Это так ли?

(выслушиваю высказывания детей) и сообщаю, что

- Сегодня на уроке при помощи опытов мы узнаем о чудесных превращениях воды в природе.

1 ОПЫТ

Рассказываю ребятам, что с утра разлила на тарелке воду, измерила лужу, она была 10 см, давайте измерим сейчас какого она размера. Лужа уменьшилась, что случилось с водой, она же не может деться в никуда? Куда девается вода, когда высыхает? Выслушиваю ответы детей и делаем вывод, что вода испаряется, превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе.

2 ОПЫТ

Предлагаю детям еще посмотреть, как вода превращается в пар.

Нальём в чайник воды и доведём до кипения.

– Что происходит с водой? (дети отвечают, что на дне и стенках сначала появляются мелкие пузырьки воздуха, затем образуются большие пузырьки.)

– Из чего состоят эти пузырьки? (Из пара.)

– Что с ними происходит? (Они быстро поднимаются вверх и лопаются.)

– Чем заполняется наш чайник? (Паром, но мы его не замечаем, так как он невидим, как воздух.)

Объясняю детям, что этот процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние называется испарением.

– Где находится водяной пар? (Он находится над кипящей водой, у самого основания носика.)

– Что это за туман над чайником? (Остывая на воздухе, пар превращается в туман.)

– Из чего состоит туман? (Это мельчайшие капельки жидкой воды. Его-то мы и видим, когда он струёй вырывается из носика чайника вверх.)

– Делаем вывод, Так что же происходит с водой во время кипения? (Во время кипения вода превращается в пар. Это переход воды в газообразное состояние.)

– Задаю проблемный вопрос: Что произойдёт, если мы закроем носик чайника пробкой? (Она вылетит.)

Когда воду кипятят в открытом сосуде, то пар свободно расходится во все стороны. Если сосуд закрыт, то пару некуда деваться, и он начинает с большей силой давить на стенки, ища выход.

– Люди давно заметили это свойство пара и воспользовались им для того, чтобы заставить пар работать. Изобрели паровые машины, которые приводят в движение паровозы, пароходы.

Когда построили первый пароход, то сначала никто не хотел на нём плыть. Многие думали, что его приводит в движение «нечистая сила». Не находилось смельчака, который решился бы сесть на пароход. Когда, наконец, нашёлся такой храбрец, строитель парохода прослезился от радости.

Почти то же было и с паровозом. Тёмные люди отказывались ехать по железной дороге, считая, что «огненный змей», «нечистая сила» тащат поезд.

3 ОПЫТ

- Подставим холодную ложку над кипящим чайником. Что с ней произошло? (Она покрылась мельчайшими капельками воды.)

– Положим ложку в морозильник. Что с ней произойдет? (Она покроется ледяной корочкой.)

– Внесём её опять в комнату. Что мы увидим? (Мы вернули воду в начальное состояние.)

– Какой можно сделать вывод?

- Вода прошла все три состояния: жидкое, газообразное, твёрдое.

ВЫВОД:

- Так что же мы можем сказать о воде? (вода необыкновенное вещество, может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.)

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает, и снова в поход!

Блок 3 представляет собой систему заданий психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.

На этом этапе

- Загадываю загадки, если отгадка – это вода в жидком состоянии, то вы руками показываете волну, если отгадка - это пар, то есть вода в газообразном состоянии, то вы кружитесь, а если отгадка – это лед, то есть вода в твердом состоянии, то вы садитесь и сжимаетесь.

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(Облака.)

Утром падаю всегда –
Не дождинка, не звезда –
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах.
(Роса.)

Над рекой, над долиной
повисла белая холстина.
(Туман.)

По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течёт вода.
(Тучи.)

На дворе лежал горой,
В дом занес, он стал водой.
(Снег)

Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает?
(Дождь)

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.
(Лед)

Блок 4 представляет собой систему головоломок, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.

На этом этапе дети должны собрать разрезанные части и у них получится снежинка, спрашиваю что такое снежинка - это вода в твердом состоянии.

Блок 5 представляет систему заданий, направленных на развитие мотивации, логического мышления и творческих способностей учащихся.

Предлагаю детям подумать над таким заданием

Катя налила воду в бутылку и выставила на балкон. Утром она обнаружила кусок льда и разбитую бутылку. Можете объяснить, что произошло? (размышляют)

Объяснение учителя.

- 0º С – это граница, при которой вода замерзает, а лед и снег начинают таять.

Когда вода охлаждается, то она начинает сжиматься. Но, как только температура воды понижается до 0 градусов, происходят непонятные вещи: превращаясь в лед, вода начинает расширяться! Вы когда-нибудь видели, что происходит со стеклянной бутылкой, которую оставили с водой на морозе? Она лопается, то же самое происходит и с водопроводными трубами. Если в них вода замерзнет, то они разрываются. В сильные морозы из-за этого происходят аварии, и люди остаются без тепла и воды.

Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления.

На этом этапе предлагаю пройти тест на компьютере и посмотреть, как ребята поняли материал.

Нажми на «лишнее»

1.Дождь - это вода ….
в твердом жидком газообразном состоянии

2.При температуре ниже нуля вода находится в…..
в твердом жидком газообразном состоянии

3.В воздухе всегда находится вода в…..
в твердом жидком газообразном состоянии

4.Переход воды в природе из одного состояния в другое называется……
нагревание круговорот

5.Вода в твердом состоянии – это …
роса снег пар лёд

6.Под действием солнечных лучей происходит…
охлаждение испарение выпадение осадков

7.В жидком состоянии находится …..
пар вода снег

Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.

Предлагаю составить детям синквейн.

Например:

Вода.
Твердая, жидкая
Замерзает, испаряется, преобразуется в пар.
Вода - чудесное вещество!

Я попыталась рассказать, как можно построить занятие на основе инновационной структуры креативного урока.