План-конспект урока в 7-м классе по теме "Закон Архимеда"

Разделы: Физика, Организация школьной библиотеки

Класс: 7

Ключевые слова: физика, закон Архимеда


Цели урока:

  • изучить содержание закона Архимеда, приблизиться к раскрытию физической сути плавания тел;
  • закрепить знания через решение качественных и расчетных задач.

Планируемые результаты:

  • Предметные: сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе; научить выводить формулу для определения выталкивающей силы, путем исследования сделать вывод о зависимости силы Архимеда от различных физических факторов, работать с текстом учебника, анализировать полученные результаты.
  • Метапредметные: способствовать развитию у учащихся речи, мышления, навыков самостоятельной исследовательской работы, умения делать обобщения, способствовать развитию коммуникативных навыков.
  • Личностные: расширить представления школьников о познавательных возможностях методов наблюдения и эксперимента, способствовать формированию научного мировоззрения, умению планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, работать в группе, корректировать и оценивать свои действия и действия других.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, учебник 7 класса по физике, электронная презентация, демонстрационное оборудование: ведерко Архимеда, три стакана с соленой водой различной плотности, штатив, динамометр, карточки-тренажеры.

План урока

1. Организационный момент (1 мин.)

Учитель приветствует обучающихся и отмечает отсутствующих на уроке.

2. Мотивация, целеполагание (7 мин.)

1) Учитель формулирует проблемный вопрос: «Почему мы в воде можем легко поднять камень, который с трудом поднимаем в воздухе?» (слайд 1). Обучающиеся высказывают свои предположения.

2) Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока (с помощью кроссворда) и постановке целей и задач (слайд 2-5).

Кроссворд:

  1. Какой учёный вывел закон, который утверждает: «Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку жидкости или газа» (Паскаль)
  2. Каким прибором измеряют силу (динамометр)
  3. Куда направлена выталкивающая сила? (вверх)
  4. Наука о природе (физика)
  5. Величина, которая вычисляется произведением длины, ширины и высоты (объём)
  6. Какая сила действует на опору или подвес? (вес)
  7. А ну-ка быстро посмотри,
    И разреши сомненья
    Скажи нам, как узнать внутри
    У жидкости… (давление)

3) Учитель проводит фронтальный опрос с целью повторения необходимых физических понятий. Обучающиеся выполняют задания на соответствие, восстанавливая в памяти понятия, необходимые для восприятия нового материала (слайд 6-9).

Задание 1. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения.

Физическая величина

Единица измерения физической величины

а) сила
б) масса
в) давление
г) плотность
д) объём

1) кг
2) Н
3) Па
4) м³
5) кг/м³

Задание 2. Установите соответствие между физическими величинами и их обозначениями.

Физическая величина

Обозначение физической величины

а) сила
б) плотность
в) вес тела
г) давление
д) масса

1) p
2) m
3) P
4) ρ
5) F

Задание 3. Установите соответствие между физическими величинами и формулами.

Физическая величина

Формула

а) Давление твёрдого тела
б) Давление жидкости
в) Сила давления
г) Вес тела
д) Плотность вещества

1) F = pS
2) P = mg
3) p = F/S
4) ρ = m/V
5) p = ρgh

Задание 4. Установите соответствие между функциями приборов и названиями приборов.

Функции прибора

Название прибора

а) Прибор для измерения силы
б) Прибор для измерения массы
в) Прибор для измерения объёма
г) Прибор для измерения длины
д) Прибор для измерения атмосферного давления

1) Весы
2) Динамометр
3) Линейка ученическая
4) Мензурка
5) Барометр

3. Изучение нового учебного материала (20 мин.)

1) Учитель проводит опыт с пружинным динамометром и металлическим цилиндром, подводит обучающихся к выводу о том, что вес тела в жидкости меньше, чем в воздухе.

2) Учитель организует работу в 5 группах, инструктирует обучающихся по постановке эксперимента, руководит обсуждением.

Задание группе № 1

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, 2 алюминиевых цилиндра разного объема.

Указания к работе:

1. Подвесьте малый алюминиевый цилиндр к крючку динамометра, измерьте вес тела в воздухе P1 .Опустите цилиндр в сосуд с водой, измерьте вес тела в воде P2. Рассчитайте выталкивающую силу Fа =P1 - P2. Запишите результат.

2. Подвесьте большой алюминиевый цилиндр к крючку динамометра, измерьте вес тела в воздухе P1. Опустите цилиндр в сосуд с водой, измерьте вес тела в воде P2. Рассчитайте выталкивающую силу Fа =P1 - P2. Запишите результат.

3. Сравните силы Архимеда. Сделайте вывод о зависимости выталкивающей силы от объема тела.

Задание группе № 2

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, 2 цилиндра одинакового объема, изготовленные из разных веществ: латунный и железный.

Указания к работе:

1. Подвесьте латунный цилиндр к крючку динамометра, измерьте вес тела в воздухе P1. Опустите цилиндр в сосуд с водой, измерьте вес тела в воде P2. Рассчитайте выталкивающую силу Fa =P1 - P2. Запишите результат.

2. Подвесьте железный цилиндр к крючку динамометра, измерьте вес тела в воздухе P1. Опустите цилиндр в сосуд с водой, измерьте вес тела в воде P2. Рассчитайте выталкивающую силу Fa =P1 - P2. Запишите результат.

3. Сравните результаты. Сделайте вывод о зависимости (или независимости) силы Архимеда от плотности тела.

Задание группе № 3

Оборудование: сосуд с чистой и соленой водой, динамометр, латунный цилиндр.

Указания к работе:

1. Подвесьте латунный цилиндр к крючку динамометра, измерьте вес тела в воздухе P11.Опустите цилиндр в сосуд с чистой водой, измерьте вес тела в воде P2. Рассчитайте выталкивающую силу  Fa =P1 - P2. Запишите результат.

2. Опустите цилиндр в сосуд с соленой водой, измерьте вес тела в соленой воде P3. Рассчитайте выталкивающую силу Fa =P1 – P3. Запишите результат.

3. Сделайте вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости.

Задание группе № 4

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, латунный цилиндр.

Указания к работе:

1. Подвесьте цилиндр к крючку динамометра, измерьте вес тела в воздухе P1.

2. Опустите цилиндр в сосуд с водой, измерьте вес тела в воде P2. Рассчитайте выталкивающую силу Fa = P1 - P2. Запишите результат.

3. Измените глубину погружения. Меняется ли вес тела в воде? Меняется ли выталкивающая сила?

4. Сделайте вывод о зависимости (или независимости) выталкивающей силы от глубины погружения.

Задание группе № 5

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, два тела из пластилина одинакового объема, но разной формы.

Указания к работе:

1. Подвесьте пластилиновое тело в форме прямоугольного параллелепипеда к крючку динамометра, измерьте вес тела в воздухе P1. Опустите тело в сосуд с водой, измерьте вес тела в воде P2. Рассчитайте выталкивающую силу Fa =P1 - P2. Запишите результат.

2. Подвесьте пластилиновый шар к крючку динамометра, измерьте вес шара в воздухе P1. Опустите пластилиновый шар в сосуд с водой, измерьте вес тела в воде P2. Рассчитайте выталкивающую силу Fa = P1 - P2. Запишите результат.

3.Сравните результаты опытов для шара и прямоугольного параллелепипеда. Сделайте вывод о зависимости (или независимости) выталкивающей силы от формы тела.

3) Обучающиеся проводят самостоятельные исследования, опираясь на карточки с заданием, делают вывод о зависимости (или независимости) выталкивающей силы от различных факторов (объема тела, плотности тела, плотности жидкости, глубины погружения, формы тела). Представители групп докладывают о результатах (слайд 10).

4) Учитель подводит учеников к размышлению о силах, действующих на верхнюю и нижнюю грани тела, находящегося в воде (слайд 11). Обучающиеся участвуют в обсуждении, высказывают предположения о причине уменьшения веса в жидкости, делают вывод о существовании выталкивающей силы в жидкости и газе; выводят формулу для выталкивающей силы под руководством учителя (один ученик работает у доски)

5) Учитель показывает опыт с ведерком Архимеда. Обучающиеся наблюдают, делают вывод из опыта о том, что объем вытесненной воды равен объему тела, а вес жидкости в объеме этого тела равен силе Архимеда (слайд 12).

6) Ученики самостоятельно читают легенду о золотой короне (стр.151 учебник А.В. Перышкин, 7 кл.), затем один из учеников рассказывать прочитанное, остальные учащиеся дополняют, исправляют ошибки.

4. Закрепление материала (8 мин.)

Учитель организует деятельность учащихся: ученики решают качественные и расчетные задачи, анализируют, выдвигают предположения 9 (слайд 13-18).

Задача 1. К чашам весов подвешены два одинаковых железных шарика. Нарушится ли равновесие, если шарики опустить в жидкости?

Задача 2. В сосуд с водой опущены три одинаковые пробирки с жидкостью. На какую из пробирок действует наибольшая выталкивающая сила?

Задача 3. На какой из опущенных в воду шаров действует наибольшая выталкивающая сила?

Задача 4. Одинакового объема тела – стеклянное и стальное – опущены в воду. Одинаковы ли выталкивающие силы, действующие на них?

Задача 5. Кусок стального рельса находится на дне реки. Его приподняли и поставили вертикально. Изменилась ли при этом действующая на него выталкивающая сила, если при подъеме часть рельса окажется над водой?

Задача 6. Железобетонная плита размером 4x0.3x0.25 м погружена в воду наполовину своего объёма. Какова архимедова сила, действующая на неё?

5. Контроль усвоения знаний (6 мин.)

1) Учитель обобщает изученное (слайд 19):

1. Сила Архимеда - это сила, действующая на тело, погруженное в жидкость или газ.

2. Сила Архимеда зависит от плотности жидкости и объема погруженного в жидкость тела.

3. Сила Архимеда равна весу жидкости в объеме погруженного в нее тела.

2) На основе полученных знаний закрепляя изученный материал, обучающиеся работают с карточками (решение расчетной задачи, индивидуальная работа)

Вариант 1. Тело объемом 2 м3 погружено в воду. Найдите архимедову силу, действующую на тело.

Вариант 2. Определить выталкивающую силу, действующую на деревянный плот объемом 12 м3, погруженный в воду на половину своего объема.

6. Домашнее задание (1 мин.)

Учитель комментирует домашнее задание, обучающиеся записывают задание в дневник (параграфы 50, 51 (учебник А.В.Пёрышкин), упражнение 26 (1, 2, 3)) (слайд 20)

7. Рефлексия (2 мин.)

1) Учитель предлагает каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Благодарит всех за работу.

2) Обучающиеся подводят итог урока, опираясь на следующие фразы (слайд 21-22):

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…