Формирование экологической культуры младших школьников в процессе внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа


Сегодня экология как наука и образ мышления находится в центре внимания мирового сообщества. На современном этапе вопросы взаимодействия природы и человечества выросли в глобальную экологическую проблему. Чтобы люди научились бережно относиться к природе, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание необходимо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Экологическое образование и воспитание – это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств; он обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Таким образом, основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников.

Формирование начальных основ экологической культуры требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а также создания условий, необходимых для постоянного общения с природными объектами. В решении данной проблемы огромную роль играет внеурочная деятельность.

Приведем пример того, как в нашей начальной школе реализуются принципы и задачи экологического воспитания. Особенный интерес у детей вызывает проведение недели окружающего мира, который проходит в октябре месяце. Цель этой недели развивать у учащихся к урокам «Окружающего мира», повысить образовательный уровень; осуществлять экологическое воспитание. Формировать способность восприятия учащимися целостной картины мира, бережного отношения к природе. Во время недели окружающего мира проводятся классные часы, беседы «Береги свою планету!», «Красная книга», викторины «Про зеленые леса и лесные чудеса», конкурс чтецов о природе, конкурс рисунков, поделок «Осенняя природа», «Отходы в доходы».

Данные мероприятия помогают подчеркнуть значимость окружающей нас действительности, познакомив учащихся с проблемами экологии на современном этапе, обратить внимание школьников на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу.

Среди учащихся начальной школы мы провели агитационную акцию «Поел – сам, помоги птицам» и установили сделанные руками детей и их родителями кормушки вокруг школы. Суть его – создание и организация регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории, изучение взаимоотношений между различными видами зимующих птиц. Дети продумывают, где лучше разместить «столовую», поочередно ведут наблюдение, подправляют кормушки, насыпают корм.

В целях использования экологических знаний и экологической культуры как эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения, а так же совершенствуя формы и методы экологической работы и прививая практические навыки экологической работы, проводятся экологические десанты по очистке школьного двора и прилежащей к нему территории. Уборка парковой зоны в районе школы.

С целью повышения качества биологической подготовки учащихся и поднятия значимости фенологических наблюдений во всех классах проводятся сезонные и тематические натуралистические экскурсии в определенной последовательности, по сезонам года в соответствии с тематикой учебной программы и внеклассной работы. В данном направлении необходимо, чтобы практически все натуралистические экскурсии носили комплексный характер, с целью раскрытия осознанности у учащихся процессов в системе человек – природа – общество.

Учащиеся начальных классов с удовольствием принимают участие в школьной научно-практической конференции по различным темам, например, «Паук друг человека», «Времена года», «Лук – от семи недуг» и т.д. Проекты, выполняемые учащимися, осуществляется при помощи родителей. В процессе работы над проектами дети ищут информации в энциклопедиях, в интернете, учатся самостоятельно делать выводы.

С интересом, также дети участвуют в различных межрегиональных, республиканских, муниципальных конкурсах это: «Друзья природы», фотоконкурс «Природа глазами детьми», конкурс рисунков «Мир заповедной природы», конкурс творческих работ «АРТ-ЕЛЬ-2018», «Маленькой ёлочке...», где учащиеся занимают призовые места.

Такие конкурсы помогут в непринужденной обстановке сформировать у учащихся систему знаний о живой природе и ее отдельных представителях. Формировать познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении, коммуникативные навыки, развивать творческие способности и применять экологические знания на практике, прививать экологическую культуру.

Экологическая работа проводится и среди родителей, учителей и остального населения. Для освещения экологической проблемы среди родителей и учителей во время родительских собраний, диспутов, заседаний, возможно, проводить лекции, читать доклады «Экологическое воспитание в семье», «У природы есть друзья: это – мы - и ты, и я».

Таким образом, основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого понимание, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность – заботиться о ней.

Литература

1. Городиская О.А. Взаимодействие семьи и школы// Начальная школа плюс до и после – 2010. – № 1. – С. 12–16.

2. Дуброва В.П. Взаимодействие педагогов и родителей. – Мн.: Феникс, 2008. – 57 с.

3.Иванова Н.В. Возможное участие родителей в проектной деятельности младших школьников// Начальная школа плюс до и после – 2010. – № 1. – С. 16–18.