Цель: Расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Задачи:
- Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников.
- Воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам.
- Развивать творческие способности детей, умение работать в коллективе, в группе.
Подготовительная работа: формирование 3-х групп до начала классного часа, раздача шаблонов для изготовления открытки и текста песни, загрузка на компьютер видеоролика о труженице тыла и фонограммы песен.
Ход классного часа
1. Организационный момент
Учитель читает стихотворение А.Твардовского «Прошла война» (под музыку)
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…
2. Сообщение темы, целей
Учитель: Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы принять участие в подготовке к проведению мероприятий, посвященных празднованию 75-летия Победы. У вас будет много мероприятий, посвященных этому событию. И одно из них - наш классный час на тему «Это было недавно, это было давно…».
75 лет назад… Давно ли это было? Сегодняшним школьникам, наверное, кажется, что это было очень давно, а их бабушкам и прабабушкам – будто бы только вчера.
На этом занятии мы выясним, что знаете вы о тех далеких годах.
Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в годы Великой Отечественной войны, но в любое путешествие лучше отправляться с верными, надежными друзьями. Поэтому поработаем сегодня в группах. (формируются 3 группы)
3. Основная часть
Учитель: На долю нашего народа выпало много войн, но всегда русские люди выходили из них победителями. Скажите, пожалуйста, что позволило им отстоять свою Родину? (ответы детей)
(на доске появляется слово ПАТРИОТИЗМ)
Учитель: Какие слова – ассоциации можно подобрать к этому слову? (отечество, выносливость, победа, героизм, смелость, бесстрашие…)
(ответы учащихся записываются на доске вокруг слова патриотизм в виде кластера)
Групповая работа: педагог раздает каждой группе карточки со словами: война, подвиг, Победа).
Учитель: Каждой группе я дала по слову. Предлагаю каждой группе выполнить подобную работу и записать слова – ассоциации к этим словам.
На выполнение этого задания у вас одна минута. По окончании один представитель от каждой группы зачитает ваши мнения.
(выступают представители групп).
Учитель:
Итаку нас получилось.
Война – страшнее нету слова…
1 группа: Война – это горе, боль, испытание, беда и др.
Учитель: Чтобы выстоять в войне, люди совершают подвиги.
2 группа: Подвиг – это поступок, героизм, бесстрашие, патриотизм.
Учитель: Все это, несомненно, приведет к Победе.
3 группа: Победа – это радость, восторг, память, надежда, боль…
Итоговая запись: Война ---- подвиг ----- Победа
Учитель: Итак, мы с вами определили, что такое война, подвиг, патриотизм, победа, и как они взаимосвязаны.
- А как и когда началась Великая Отечественная война? (ответы детей)
Учитель: Началась Великая Отечественная война Советского Союза против фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. Гитлер назвал эту войну «Блицкриг», то есть «молниеносная война», надеясь очень быстро покорить русский народ.
- Мы с вами уже сказали, что война – это горе, беда, боль утраты. И самым страшным на войне является то, что всегда страдают мирные люди, самые беззащитные. В том числе и дети.
- Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик. Это беседа с труженицей тыла Потаевой Серафимой Андриановной, уроженкой деревни Большие Ноли. Родилась Серафима Андриановна 8 февраля 1930 года. Когда началась война, она была ребенком, ей было 11 лет, ровно столько, сколько сейчас вам. Давайте послушаем о том, как же жилось в годы Великой Отечественной войны.
(просмотр видеоролика)
Учитель: Ребята, вот вы сейчас очень внимательно посмотрели и послушали рассказ труженицы тыла Потаевой С.А. Ответьте теперь на следующие вопросы:
- Сколько лет было Серафиме Андриановне?
- Как они помогали фронту?
- Что отправляли в посылке?
- Из чего делали хлеб?
4. Практическая работа
Учитель: На долю детей того времени выпало много испытаний, и те из них, кто дожил до наших дней, заслуживают нашего глубокого почтения и уважения. Давайте об этом не забывать и быть внимательными ко всем тем, кого как-то задела война.
Выразить нашу признательность и благодарность мы можем по-разному. Не нужно говорить громких слов и совершать что-то грандиозное. Достаточно будет доброго слова, участия, внимания. Я предлагаю поблагодарить Серафиму Андриановну и всех ветеранов и тружеников тыла в ее лице.
- Для этого я вам предлагаю выполнить следующие задания:
- 1 группа напишет фронтовое письмо - треугольник, в котором выскажет слова благодарности Серафиме Андриановне и всем труженикам тыла в ее лице. (пишут письмо)
- 2 группа составит пожелание в стихотворной форме. (составление пожелания)
- 3 группа сделает подарок ветерану (изготовление открытки)
- Задания понятны, приступаем (выполняют под музыку).
Учитель: Итак, ребята, давайте теперь посмотрим на выступления каждой группы. И первой выступит 1 группа.
(выступления каждой группы)
Учитель: Спасибо вам за работу. Великая Отечественная война была для нашей страны неожиданным испытанием. Чтобы выстоять в этой войне, свои усилия объединили все.
Каждый человек нашей страны встал на защиту Родины. Мы победили потому, что были едины, что все как один понимали: только вместе мы победим.
5. Рефлексия
Учитель: Давайте теперь вернемся к началу нашего занятия. Какое человеческое качество позволило выстоять в этой войне? (Патриотизм)
- Сейчас в своих группах напишите несколько строчек о своих эмоциях по данной теме. Для этого у вас на столах лежат слова – помощники. Выберите 2 прилагательных и 3 глагола к слову «патриотизм» и расскажите, как вы относитесь к этому качеству.
Пример: Патриотизм (преданный, верный; гордиться, любить, защищать; гордость за свою Родину)
(Выслушиваем синквейн каждой группы)
6. Итог классного часа
Учитель:
- Ребята, а когда закончилась война? (9 мая 1945 года)
- Сколько длилась война? (четыре долгих года)
- Как вы думаете, для чего наши деды и прадеды, не щадя своей жизни, боролись с фашистами? (чтобы был мир на земле…)
Учитель: Спасибо вам большое, ребята, за активное участие. Ну и как любой праздник заканчивается песней, то я вам предлагаю завершить наш классный час и спеть песню «Катюша».
(исполнение песни)
Перспективы дальнейшего использования методической разработки в практике патриотического воспитания и обучения:
- Использование методической разработки в начальных классах в виде классного часа, посвященного Великой Отечественной воне.
- Использование фрагментов методической разработки на уроках литературного чтения и технологии во 2-4 классах.