Проект урока по теме «Изменение среды обитания человека в городе. Кодирование информации»

Разделы: Информатика, ОБЖ, Общепедагогические технологии, Мастер-класс

Класс: 5

Ключевые слова: кодирование информации


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование с элементами интерактивной беседы.

Цель урока:

  • познакомить обучающихся с разнообразием видов загрязнения воды, воздуха и почвы (ФГОС ООО, Требования к планируемым результатам, п. 11.10, ОБЖ п.8); создать условия для формирования представления об экологических проблемах (ФГОС ООО, Требования к планируемым результатам, п. 11.10, ОБЖ п.14);
  • познакомить с понятием и способами кодирования/декодирования информации (ФГОС ООО, Требования к планируемым результатам, п. 11.5, Информатика п. 13);
  • развивать умения действовать последовательно по коллективному выполнению учебной задачи в отведенное время;
  • обучать строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей;
  • развивать умения оценивать деятельность одноклассников по средством сравнения с установленными параметрами.

Планируемый результат (R пл.):

  • знают виды загрязнения и очистки воды воздуха и почвы
  • знают понятие и способы кодирования/декодирования информации;
  • умеют кодировать/декодировать информацию (Примерная программа по информатике п.2.1)
  • умеют классифицировать загрязнения и очистку воды, воздуха и почвы (Примерная программа по ОБЖ п.1.1.8)
  • умеют самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (ФГОС ООО Требования к результатам (метапредметным) п.10.2);
  • умеют определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (ФГОС ООО Требования к результатам (метапредметным) п.10.6);
  • умеют создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (ФГОС ООО Требования к результатам (метапредметным) п.10.7).

Технологическая карта урока

Проект урока по развитию одарённости (ОБЖ, информатика, 5 класс)

Пояснительная записка

Информация о проекте:

  • Вид разработки (выбрать или написать свой вариант): урок;
  • Разработка ориентирована на достижение образовательных результатов в соответствии с «Федеральным государственным стандартом основного общего образования второго поколения» (ФГОС ООО);

Общая характеристика урока:

Название урока: «Изменение среды обитания человека в городе. Кодирование информации»;

Раздел тематического плана: «Загрязнение среды обитания», «Кодирование информации»;

Целевая группа: школьники 11 лет;

Цели урока: познакомить обучающихся с разнообразием видов загрязнения воды, воздуха и почвы; создать условия для формирования представления об экологических проблемах; познакомить с понятием и способами кодирования/декодирования информации; развивать умения действовать последовательно по коллективному выполнению учебной задачи в отведенное время; обучать строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей; развивать умения оценивать деятельность одноклассников по средством сравнения с установленными параметрами.

Компетентности, развиваемые в ходе занятия:

  • учебно-познавательные компетенции: составлять план работы и работать по нему; осознанно строить и составлять тексты; анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать полученную информацию; работать в ситуации выбора;
  • коммуникативные компетенции: работать в группе; слушать и понимать собеседника, высказывать свою точку зрения, вести дискуссию, доказывать мысль;
  • информационные компетенции: умение выбирать информацию, обрабатывать и использовать её;
  • социальная компетентность: способность учащихся брать ответственность, решать проблемы;

Материалы и ресурсы, необходимые для занятия:

  1. «Информатика»: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 8-е изд., стереотип.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.-184. с.: ил.;
  2. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс: учебник/ В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Литчук. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2016. – 156, [4] с: ил.
  3. ИКТ: мультимедийный проектор, экран;
  4. таблица с формулировкой темы урока (Приложение 1);
  5. письмо на Азбуке Морзе (Приложение 2);
  6. блок-схемы алгоритмов «Хотите дышать чистым воздухом», «В районе произошел выброс в атмосферу вредных веществ» (Приложение 3);
  7. Изображения ситуаций, приносящих вред окружающей среде (Приложение 4);

Продолжительность урока: 40 минут;

На каком этапе используются ЭОС или другие обучающие средства: на этапе мотивации (постановка проблемы) и при подведении итогов урока;

  • Организационные формы целевой группы при использовании ЭОС или других обучающих средств:
  • Межпредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности, информатика
  • Форма урока: урок-исследование с элементами интерактивной беседы;
  • Планируемый результат урока:
    • знают виды загрязнения и очистки воды воздуха и почвы;
    • знают понятие и способы кодирования/декодирования информации;
    • умеют кодировать/декодировать информацию;
    • умеют классифицировать загрязнения и очистку воды, воздуха и почвы;
    • умеют самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    • умеют определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
    • умеют создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Что и как оценивается:

  • Словесная оценка (только положительная) как процесса деятельности, так и самого результата.
  • Описание организации места проведения урока: урок проходит в учебном кабинете, парты сдвинуты попарно для работы групп;
    Советы учителю, который будет проводить занятие по данной разработке:
  • При организации групп, учить детей правилам работы (уважать мнение одноклассников, слушать и слышать друг друга, не обижать и не обижаться, быть внимательным, участвовать во всём)
  • Можно использовать интерактивную доску.

Использованная литература

1. Комаров. Р.В. Концептуальная модель творческой одаренности. Психология нравственности и религия: XXI век. Материалы международной конференции (16-17 ноября 2011 года). — МО, Щелково: Издатель Мархотин П.Ю., 2011. С. 223-235.

2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. М.: Либроком, 2013. – 208 с.

3. Суходимцева, А.П. Проектная компетентность учителя иностранного языка // Пять степеней учителя. Сборник докладов. – М.: Образ-Центр, 2010. – 180. С. 147-149.

4. Суходимцева, А.П. К оценке профессиональной деятельности учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 5. – С. 36-38.

5. «Информатика»: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 8-е изд., стереотип.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.-184. с.: ил.;

6. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс: учебник/В.В. Поляков, М.И. кузнецов, в.В. Марков, В.Н. Литчук. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2016. – 156, [4] с: ил.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Ход урока

1 этап. Мотивация (5 минут)

С целью постановки учебной задачи, относительно целей урока создается проблемная ситуация. На экране слайд с закодированной темой урока по шифру Цезаря. Каждая группа (их всего 3) получает таблицу с зашифрованной темой урока. Ученики выполняют декодирование информации, высказывают свои ответы (Приложение 1).

В ходе высказываний возникают противоречия, учитель подчеркивает разногласия в высказываниях учеников направляет на необходимость соединения ответов в единое целое (формулировку темы урока). Возникает спор. Приходят к единому мнению, соединяя ответы в единое целое. «Йинёоёойё тсёеь пвйубойаи шёмпгёлб г дпспеё» = «Изменение среды обитания человека в городе. Кодирование информации».

2 этап. Работа в микрогруппах (12 минут)

Учитель организует деятельность учащихся на решение проблемной ситуации. Ученики декодируют письмо (Приложение 2), написанное на азбуке Морзе, в котором указан адрес документа в файловой системе ПК. Знакомятся с понятием кодирования/декодирования информации. По ссылке просматривают видеофрагмент «Человек и Земля».

Учащихся, под руководством учителя структурируют полученную информацию, записывают в тетрадь (понятие и способы кодирования/декодирования информации; виды загрязнения и очистки воды, воздуха и почвы). Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», 5 класс, стр. 109-114.

3 этап. Обмен информацией (8 минут)

На доске и на партах у каждой группы лежат блок-схемы алгоритмов «Хотите дышать чистым воздухом», «В районе произошел выброс в атмосферу вредных веществ», которые нужно заполнить, размещая ответы в соответствующие блоки (Приложение 3).

Выполняя задание, ученики устанавливают причинно-следственные связи. Учитель оказывает помощь в случае затруднения. Для проверки правильности выполненного задания используют учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», 5 класс, стр. 112, обсуждая полученный результат. Систематизируют полученную информацию.

4 этап. Организация и обобщение информации (7 минут)

На экране слайд с изображениями ситуаций, приносящих вред окружающей среде (Приложение 4). Учитель организует деятельность учащихся на решение поставленных задач. Ученики анализируют ситуации, изображенные на слайде, осуществляя выбор для решения поставленной задачи. Составляют текст послания к взрослым в форме схемы, чтобы убедить их сохранять чистым воздух и беречь природу.

5 этап. Подведение итогов. Рефлексия (7 минут)

Учитель организует учащихся на восприятие послания от взрослых для сохранения и сбережения природы и среды обитания для себя и потомков.

После обобщения информации, возвращается к проблеме, поставленной в начале урока - роль воды, воздуха и почвы в жизни человека.
Согласны ли вы с утверждением, что загрязнение среды обитания является глобальной проблемой человечества? Ученики высказывают свои мнения.

После подведения итогов учащиеся формируют крону «Дерева успеха», оценивая уровень владения предметным материалом (Приложение 5).

Записывают домашнее задание. Узнайте у родителей, какие промышленные предприятия находятся в районе вашего проживания. Выбрасывают ли они в воздух отходы производства, загрязняющие атмосферу? Как с этим борются местные жители, районные и городские власти?