Иностранный язык объективно является общественной ценностью.
В настоящее время изучение иностранного языка – это, прежде всего, залог успешности современного человека в условиях мобильного, глобального мира. В учебных заведениях Европы преподается от 2-5 иностранных языков, что способствует стабильности и устойчивости, конкурентоспособности молодого европейца, а Россия широко интегрируется в мировые, прежде всего европейские, процессы.
Поэтому, в стандарте общего образования второго поколения, рассматривая коммуникативность, умение общаться, как важнейшую компетентность современного человека, закладывается возможность изучения немецкого языка и как основного, и как второго иностранного языка. Но объективная реальность показывает, что немецкий язык все больше вытесняется английским языком. Перед учителями немецкого языка встал вопрос: как вообще должно строиться обучение немецкому языку, чтобы не пропадал интерес учащихся к его изучению?
Проблема мотивации при изучении иностранного языка в школе присутствует всегда.
Заинтересованность обучающихся на начальном этапе, как правило, является очень высокой, и перед учителем стоит задача поддержания ее путем широкого привлечения новейших учебных пособий и актуального дополнительного материала, а также использования современных методик, стимулирующих взаимодействие между участниками учебного процесса.
В связи с переходом на коммуникативное обучение возросли возможности немецкого в решении актуальных задач современного общества в области воспитания подрастающего поколения и возрастания образовательного, воспитательного и развивающего потенциала предмета «иностранный язык». Поэтому большое внимание должно быть уделено структуре урока, его логике, характеру заданий и организации всей работы преподавателя и обучаемых, которая все больше приобретает черты подлинного общения.
Одной из проблем, характерных для процесса преподавания немецкого языка, является недостаточная степень усвоения учебного материала. А это вызвано следующими причинами:
1. Отсутствие у школьников сознательности в обучении видам речевой деятельности
Обучение общению предполагает сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц, так как полноценная коммуникация невозможна при отсутствии грамматической основы.
Недостаточно выучить слова и грамматическое правило. Необходимо также знать их сочетаемость, употребление, что гораздо сложнее. При обучении диалогу, например, мы используем адекватные речевые формулы, клише, устойчивые словосочетания, которые нужно запоминать целиком, а не отдельными словами, потому что конструкции одного языка не совпадают с иностранным.
2. Неумение мыслить на языке
Чтобы выразить свою мысль, школьники сначала думают на русском, потом переводят слова на иностранный язык, сопоставляют с правилами грамматики, потом говорят предложение. Этот процесс является слишком долгий и утомительный со множеством лексико-грамматических и стилистических ошибок.
Как научиться мыслить на языке? уметь мыслить образами, рисовать в уме картинки или уметь «фотографировать» в уме. Для обучающихся это сложно. Поэтому на уроках иностранного языка у них обнаруживаются трудности в выражении собственных мыслей.
Чтоб было понятно, приведу очень простой пример. В немецком языке есть глагол-связка «быть», которого в русском языке нет. Поэтому очень часто в речи школьники пропускают его. Например: Ich bin Student. (Я студент). Поэтому в подобных примерах надо знать функцию этого глагола и правильный способ его употребления.
3. Проблема общего охвата содержания текста
Проблема общего охвата содержания текста при обучении чтению, понимания его основных моментов для дальнейшей конкретной его обработки. Они начинают переводить его дословно - медленно и трудно. В результате дальнейшую работу с текстом удается выполнить немногим. Для большей массы учеников дословный перевод – это вершина айсберга. Важная задача учителя подвести к пониманию основных моментов текста для дальнейшей конкретной его обработки.
Я считаю, что для повышения внутренней мотивации, развития коммуникативной компетенции, раскрытие и проявление творческих способностей помогает использование самых эффективных педагогических технологий таких как проектнаяя деятельность и технология РКМПЧ.
Желание использовать технологию РКМЧП на уроках было велико, однако после нескольких попыток ее практического применения я пришла к следующему выводу:
Для успешного и эффективного применения технологии в целом необходимо в первую очередь отработать с учащимися ее приемы.
Данный вывод обусловлен объективной действительностью:
- уровень владения немецким языком в 5,6 классе можно охарактеризовать как низкий;
- ребята не умели работать в парах и группах, что значительно усложняло использование технологии;
- не следует забывать о том, что на уроке иностранного языка работа ведется не только над формированием навыков чтения и письма, существует много других аспектов, требующих отработки (фонетика, лексика, аудирование и т.д.), поэтому скорее использование приемов, а не самой технологии РКМЧП является более обоснованным
На каждой из стадий урока немецкого языка используются свои методические приемы (стратегии). На протяжении нескольких лет на своих уроках я часто использую различные приемы технологии РКМЧП: - Инсерт или "Пометки на полях";
- маркировочная таблица "ЗУХ";
- написание эссе, синквейна, диаманта;
- составление кластера;
- мозговой штурм;
- чтение с остановками;
Приём «Кластеры» может быть использован на стадии вызова и рефлексии. Суть приёма заключается в том,что информация о каком-либо понятии, явлении, событии систематизируется в виде кластеров. В центре кластера находится ключевое понятие, с которым логически связываются последующие ассоциации учащихся. В результате подобной работы получается своего рода опорный конспект по изучаемой теме. Этот приём позволяет в речи учащихся активизировать лексические единицы, при этом объединяя их в связное высказывание.
Работа по обучению составлению кластеров я начинаю вести во 2 классе. Тогда ребята учатся составлять кластеры с помощью картинок и рисунков. В последующих классах учащиеся уже составляют кластеры, записывая мысли словами, а также учатся обобщать записанную информацию в группы.
Приём «Чтение с остановками». Учитель называет название текста и предлагает учащимся определить, о чём будет этот текст. Далее текст читается по частям. После каждой остановки учащимся задаётся проблемный вопрос или вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем тест читается далее. Учащиеся проверяют свои предположения.
Таблицы:
(«Знаю, Хочу знать, Узнал», «Знаю, Узнал, Интересно» «Что? Где? Когда? Почему?», «Сводная таблица»)
Цель: Сбор информации по теме «Дрезден», обучение поисковому виду чтения.
Учащимся предлагается познакомиться с таблицей «ЗХУ».
Dresden
ich Weiß | ich Möchte wissen |
ich habe Erfahren, dass |
Hauptstadt von |
Alter |
|
Fluß |
Wie lautet der zweite Name der Stadt? |
|
Sehenswürdigkeiten |
Berühmte Einwohner |
|
die Frauenkirche und der Zwinger |
Wodurch sind sie bekannt? |
|
Industrie |
Welche Industriezweige gibt es hier noch? |
|
На стадии вызова учащиеся заполняют первый столбик таблицы по ключевым словам, предложенным учителем или полученным входе мозгового штурма (выделены жирным шрифтом).
Далее им предлагается заполнить второй столбик таблицы, записав вопросы или ключевые слова – ответы на вопрос «Что хотел бы узнать?». Зная содержание текста, учитель может направлять работу. Вопросы могут разрабатываться по группам, в парах, а потом быть вынесены на обсуждение, далее из них выбираются наиболее актуальные/ соответствующие содержанию текста. Целесообразно задать несколько вопросов, ответы на которые не содержатся в тексте, чтобы учащиеся могли ответить на них в качестве домашнего задания, используя другие источники информации, например Интернет.
Далее учащиеся читают текст и по ходу чтения / после первого прочтения заполняют третий столбик таблицы. Далее происходит презентация и обсуждение результатов работы в классе.
Эффективность применения как приемов, так и самой технологии доказывают следующие результаты:
1. Использование разнообразных приемов, рассчитанных на участие в работе как сильных, так и слабых учащихся, повысили активность ребят на уроке, интерес к предмету «Немецкий язык».
2. Учащиеся охотно и эффективно работают в парах и группах.
2. Менее ярко выражается их страх перед текстами для чтения большого объема, они с интересом читают и пишут на уроке.
3. Заметно повысилась степень сформированности умений и навыков поискового чтения, чтения с общим охватом содержания.
4. Формируются умения анализировать прочитанное, выделяя основную информацию.
5. Учащиеся не испытывают ярко выраженных затруднений при работе над пересказом прочитанного текста.
6. Наблюдается постепенное формирование умения интерпретировать прочитанную информацию. Передать содержание прочитанного /прослушанного/ своими словами.