Истоки творчества русского физика и изобретателя А.С. Попова

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 8

Ключевые слова: «Социокультурные истоки», изобретатель А.С. Попов, детская познавательная программа «Знай наших», электролампочка


Цели занятия:

1. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за А.С. Попова, прославившего Россию, гордости за свою страну, свой народ; содействовать формированию у воспитанников активной жизненной позиции, чувства долга, гражданской ответственности.

2. Познакомить с краткой биографией А.С. Попова, его изобретениями, расширить представление детей об истории русской науки и техники

3. Способствовать воспитанию любознательной, творческой, трудолюбивой личности ребёнка, привлекать к изучению культуры края.

4. Побуждать к участию в кружках технического творчества.

Задачи:

1. Социокультурное наполнение категории «Истоки творчества разума».

2. Развитие навыка работы в четверке, умения работать в согласии со своими сверстниками и взрослыми.

Инструментарий: презентации, кадры из фильма «Александр Попов», детской познавательной программы «Знай наших».

Ход занятия

1. Присоединение. О вкладе изобретателей в развитие Отечества

Доброго дня всем, кто присутствует в этом классе!

Дорогие ребята, я приглашаю вас совершить еще одно путешествие к нашим истокам – истокам творчества, изобретательства. Все помнят грустный рассказ Н.Лескова «Левша». Герой рассказа – талантливый русский умелец – самоучка – удивил европейцев своим искусством, но, вернувшись на Родину, умер в безвестности. Левша – это образ сказочный, выдуманный писателем. Но как много таких левшей было в истории России! Тогдашние власти не доверяли своим талантам, предпочитая завозить мастеров из-за границы. И многие изобретатели и умельцы жили в бедности, умерли в безвестности. Часто они были первопроходцами, первооткрывателями в науке и технике.

(Презентация. Слайд 1. Отрывок «Знай наших» – русские ученые)

Вопрос: Ребята, а вы знаете что-нибудь о вкладе изобретателей в развитие Отечества?

- Иван Иванович Ползунов изобрел первый в мире паровой двигатель.

- Иван Петрович Кулибин изобрел множество оригинальных машин.

- Отец и сын Черепановы построили первый в России паровоз.

- Друг Пушкина Павел Львович Шиллинг построил первый в мире электромагнитный телеграф.

- Павел Николаевич Яблочков и Александр Николаевич Ладыгин придумали первую в мире электролампочку.

- Александр Федорович Можайский сконструировал и сделал первый в мире самолет.

- Александр Степанович Попов первым в мире сделал радиоприемник.

(Презентация. Слайд 2. Изобретатели)

Вопрос: Ребята, а чье имя носит наша школа? Что вы знаете об этом человеке?

(Презентация. Слайд 3. Крылов и Капица)

- Алексей Николаевич Крылов. Русский и советский кораблестроитель, механик и математик, академик Петербургской АН / РАН / АН СССР (с 1916 года; член-корреспондент с 1914 года), генерал флота (06.12.1916), генерал для особых поручений при морском министре Российской империи (1911), лауреат Сталинской премии (1941), Герой Социалистического Труда (1943). Родился 3 (15) августа 1863 года в селе Висяга Симбирской губернии в семье Николая Александровича Крылова и Софьи Викторовны Ляпуновой. Отец, артиллерийский офицер, участник Крымской войны 1855–1856 годов, получил образование за казённый счёт, как сын ветерана, Александра Алексеевича Крылова, раненного под Бородино и при взятии Парижа (и награждённого золотым оружием за храбрость и орденами за боевые заслуги).

- Капица Пётр Леонидович. Российский физик и инженер, член Лондонского Королевского общества (1929), академик АН СССР (1939), Герой Социалистического Труда (1945, 1974). Труды по физике магнитных явлений, физике и технике низких температур, квантовой физике, электронике и физике плазмы. В 1922–1924 разработал импульсный метод создания сверхсильных магнитных полей. В 1934 г. изобрел и построил машину для охлаждения гелия. В 1937 г. открыл сверхтекучесть жидкого гелия. В 1939 г. дал новый метод ожижения воздуха с помощью цикла низкого давления и высокоэффективного турбодетандера. Нобелевская премия (1978). Государственная премия СССР (1941, 1943). Золотая медаль им. Ломоносова АН СССР (1959).

Это настоящие русские самородки, которые занимались изобретательством на свой страх и риск – покупали материалы, инструменты, ставили опыты, не получая за это ни денег, ни славы. К сожалению, их идеи не получили поддержки на родине, а слава первенства досталась заграничным мастерам, которые сделали эти открытия значительно позже. Сегодня мы поговорим об одном из тех людей, которые стояли у самых истоков российской науки и техники, о талантливых мастерах, изобретателях, инженерах, ученых.

2. О техническом творчестве А.С. Попова

А сейчас предлагаю вам посмотреть видео.

(Презентация. Слайды 4, 5. Фильм «Александр Попов»)

Вопрос: О чём мы сегодня будем говорить? Тема нашего классного часа «Истоки творчества русского физика и изобретателя А.С. Попова».

(Презентация. Слайд 6. Тема)

Вопросы:

- Что же изобрел А.С.Попов? (Презентация. Изобретение. Слайд 7)

- Как вы думаете, откуда черпал силы для своего творчества А.С. Попов?

Американцы обещали Попову 30 000 долларов на расходы, связанные с переездом в их страну, и в дальнейшем предоставляли неограниченные средства для проведения опытов, при условии, что права на изобретение будут принадлежать американской фирме.

Вопрос: Как вы думаете, что ответил Попов А.С.?

(Презентация. Слайды 8, 9. Высказывание Попова)

3. Как вы понимаете слова русского физика и изобретателя А.С. Попова

«Я – русский человек, и все мои знания, весь свой труд, все мои достижения имею право отдать только моей Родине»?

(Презентация. Слайд 10, 11. Высказывание Попова)

А вот эти слова принадлежат одному из наших современников. Я нашла их на одном сайте, где обсуждалась наша страна: «Если ты не можешь сделать свою родину приличной страной, сделай приличную страну своей родиной».

(Презентация. Слайд 12.)

Вопросы:

- Согласны вы с этим высказыванием?

- В чем разница между этими двумя высказываниями?

Вопрос: Как вы думаете, с появлением радиосвязи, что могло измениться в жизни людей? (Свободные высказывания детей)

С помощью радио спасли жизнь моряков с броненосца “Генерал-адмирал Апраксин”. В ноябре 1899 года броненосец “Генерал-адмирал Апраксин” отправился в заграничное плавание. Из-за густого тумана корабль сел на камни у острова Гогланд в Финском заливе и получил тяжёлые повреждения. Связи с островом не было. Зимой броненосец крепко сидел на камнях и был затёрт во льдах. Мы были в отчаянии, предстояла зимовка, продовольствия вряд ли хватило бы. Готовились к самому худшему. Услышав о катастрофе, Попов предложил установить радиосвязь между Гогландом и ближайшим к нему островом Котка. В суровых зимних условиях были построены станции. Капитану ледокола “Ермак” была передана радиограмма. Ледокол вышел в море, и людей спасли.

Сегодня средствами радиосвязи оснащены все виды самолётов, морских и речных судов, научные экспедиции. Всё более широкое развитие находит диспетчерская связь на железных дорогах, на стройках, в шахтах. Космическая связь преодолевает огромные расстояния, с её помощью мы получаем ценную информацию.

(Презентация. Слайд 13.)

16 марта 2020 года исполнился 161 год со дня его рождения. Александр Степанович прожил очень интересную и насыщенную жизнь. Заслуженно занимает свое место в истории, ибо его изобретением и по сей день использует огромное количество людей, особенно: автолюбители, военные, спасатели, авиация и многие другие.

Бессмертен научный подвиг Александра Степановича Попова, неисчерпаемо наследие, оставленное им человечеству.

Даже получив большую известность, Попов сохранил все основные черты своего характера: скромность, внимание к чужим мнениям, готовность идти навстречу каждому и посильно помогать нуждающимся в помощи.

4. Ресурсный круг «Приоритет отечественных изобретателей»

1) Подготовительный этап

Мы сегодня говорим об изобретателях, о том, что у нас в России не ценили и не ценят своих талантов. Но почему же тогда люди все-таки занимаются техническим творчеством, что-то изобретают?

Примерные ответы детей:

- Ради славы.

- Это их призвание.

- Это их увлечение.

- Они хотят принести пользу своей стране, облегчить жизнь народа.

- Они настоящие патриоты, хотят прославить свою страну.

- Из любопытства, им интересно открывать тайны природы.

- Они ничего другого не умеют делать.

2) Основной этап

Вопрос: В чем состоит приоритет отечественных изобретателей?

3) Заключительный этап. Рефлексия

- Что помог вам понять сегодняшний разговор?

Зачем люди занимаются наукой, изобретательством? На этот вопрос действительно много ответов. И все, что вы сказали, тоже справедливо. Но мне кажется, что наиболее точно ответил на этот вопрос Кулибин: изобретательство – это такое занятие, которое «вопреки всем суровостям и жестокостям жизни спасает и наполняет душу». Сейчас у нас в стране много разных кружков технического творчества. Школьники делают модели самолетов, машин, кораблей. Любите ли вы сами что-то изобретать, мастерить? Занимаетесь ли в таких кружках? (Дети дают ответы.)

Изобретательство, техническое творчество – это действительно очень увлекательное занятие. Может быть, юные изобретатели и не станут известными учеными, конструкторами, но они всегда найдут, чем заняться и чем наполнить душу.

5. Вопрос: Какую годовщину с момента изобретения радио мы будем отмечать в этом году?

(Презентация. Слайд 14, 15. День радио)

Сегодня на территории нашей страны и всего мира существует огромное количество различных радиостанций, передающих для нас всевозможную информацию. У каждой радиостанции есть свои логотипы, а для людей старшего возраста навсегда останутся в памяти позывные радиостанции «Маяк».

(Презентация. Слайд 16.)

Для жителей нашего города до сегодняшнего дня большой гордостью является то, не прекращает работу наше местное радио, на котором для нас с вами работают небезразличные, талантливые, бескорыстные люди.

А для нас большой честью является то, что на наше мероприятие пришёл человек, который многие годы работал диктором на нашем городском радио.

6. Активное занятие. Работа в микрогруппах «Наука и техническое творчество».

1) Подготовительный этап

Ребята, мы с вами знаем, что наука и техническое творчество неотделимы друг от друга. Многие научные открытия преобразуются в новое техническое устройство, новую технологию. Кто-то из великих русских изобретателей был ученым, а кто-то был самородком-самоучкой. Но все они своими изобретениями прославили Россию и русских людей. Мы должны знать этих людей, гордиться ими, помнить и ценить их изобретения. Сейчас я попрошу вас выполнить следующую работу в четверке.

2) Задание. Соотнесите имя изобретателя и его описание его изобретения.

Изобретатели:

1. Иван Иванович Ползунов.

2. Владимир Николаевич Ипатьев.

3. Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы.

4. Игорь Иванович Сикорский.

5. Иван Петрович Кулибин.

6. Владимир Козьмич Зворыкин.

Изобретения:

А. Многие талантливые инженеры, ученые, изобретатели эмигрировали из России после революции 1917 г. Одного из них сами американцы назвали «подарком России американскому континенту». Его считают создателем телевидения. Но кроме этого он придумал приборы ночного видения, систему автоматической посадки самолета, компьютерный томограф, радиозонды для исследования внутренних органов человека, электронный микроскоп, читающее телевизионное устройство для слепых. Он был автором 180 крупных изобретений. Каждое из них могло бы прославить любого изобретателя.

Б. Создатель «огненной машины», гениальный русский изобретатель – самоучка. Он создал первую паровую машину – паровой двигатель. Изобретатель был солдатским сыном, но сумел окончить первую русскую горнозаводскую школу в Екатеринбурге и стал учеником у главного механика уральских заводов. С 20 лет он работал на заводах Алтая, где добывались драгоценные металлы для царской казны. В то время на заводах господствовал тяжелый ручной труд. Некоторые механизмы приводились в движение силой воды. Поэтому заводы строились на берегах рек и прудов. Но речка и пруд могли обмелеть, тогда все производство останавливалось. Русский изобретатель поставил перед собой задачу по тому времени невиданной смелости – ручной труд и водяной двигатель заменить «огненной машиной». Сначала он разработал чертежи. Это был двухцилиндровый паровой двигатель. В тяжелых условиях рабочие изготовили детали этой машины всего за 13 месяцев. Причем некоторые «детальки» весили почти 3 тонны! Машина была собрана, но увидеть ее в работе мастеру не пришлось – он умер от непосильного труда и болезни. Он так и не узнал, что всего за 2 месяца паровая машина не только полностью окупила себя, но и дала большую прибыль. Хозяева обращались с машиной по-варварски, в конце концов, паровой двигатель сломался. Они разобрали машину, и про изобретение мастера все забыли. А через 16 лет такую машину сделал англичанин Джеймс Ватт, которому и присвоили пальму первенства.

В. Очень ценным подарком Америке оказался этот русский ученый. Он занимал высокий пост в СССР, в 1930 г. приехал в научную командировку в США, где ему выделили первоклассную лабораторию. Он был вынужден остаться в США, потому что в сталинской России его ждали преследования. В Америке ученый разработал способ получения бензина из конденсата нефти. Раньше этот конденсат просто сжигали на нефтяных месторождениях. В Америке высоко оценили заслуги ученого. В 1937 г. он был признан человеком года в США, стал известным и богатым человеком. Академик считал, что русская химическая школа – лучшая в мире, поэтому принимал на работу в свою лабораторию только русских либо говорящих на русском языке.

Г. Замечательные русские изобретатели-самоучки. Они были крепостными уральских горнозаводчиков Демидовых. Лишь на 60-м году жизни отец и в 33 года сын получили вольную за изобретательскую деятельность. Демидовы поддерживали талантливых механиков, посылали их в Петербург, Швецию, Англию для ознакомления с достижениями техники. Русские самородки знакомились там с техническими новинками, перенимали передовой опыт. Изобретатели сделали 20 оригинальных паровых машин разной мощности, придумали несколько уникальных станков – токарных, винторезных, строгальных, сверлильных, гвоздильных. Но самое главное их дело – это строительство первой русской железной дороги и первых в России паровозов. Первая русская железная дорога была всего 800 м в длину. А скорость первого паровоза была 15 км/ч. Именно с этого паровоза и с этой дороги начинается история железнодорожного транспорта в России.

Д. Он родился в семье мелкого торговца в Нижнем Новгороде. В юности он освоил слесарное и токарное мастерство и в совершенстве изучил часовое дело. Открыл мастерскую по ремонту часов. Четыре года мастерил диковинные часы. Когда закончил, показал знакомому купцу. Тот ахнул от восхищения и посоветовал отправить это чудо в Петербург, к самой императрице Екатерине II. Царица тоже пришла в восторг, увидев это изделие. Часы, сделанные в форме яйца, отбивали время каждые 15 минут, при этом отворялись дверцы и открывали скульптуру Иисуса Христа с двумя ангелами-хранителями по бокам, звучала мелодия «Христос Воскресе». Царица приказала поместить эти часы в кунсткамеру, как «памятник искусства необыкновенного». Сейчас эти чудо-часы хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Талантливого мастера-самоучку царица сделала главным механиком Академии наук. Мастеру жилось нелегко. Большинство академиков было иностранцами. Они относились к нему высокомерно, презирали доморощенного ученого, который не окончил университета. Но он всегда находил защиту у царицы и у князя Потемкина.

Е. Этот выдающийся русский ученый-авиаконструктор – ценный подарок Америке от России. Он родился в России, здесь же получил инженерное образование. В 23 года он стал главным конструктором Русско-Балтийского завода и самым молодым авиационным изобретателем в мире. Он построил первый в мире многомоторный самолет «Витязь (впоследствии «Илья Муромец»), на котором были установлены мировые рекорды грузоподъемности и дальности полета. Ничего подобного в последующие 20 лет в мире создано не было. После революции он оказался в США. Здесь он основал авиационную «Русскую фирму Сикорского». Эта фирма стала лидером в авиастроении. А на базе многомоторных самолетов Сикорского была создана крупнейшая в мире авиакомпания «Панамерикэн». Позже ученый стал конструировать вертолеты. Практически все известные марки самолетов в США были созданы русскими авиаконструкторами и учеными, в том числе знаменитые «Боинги». А этого русского ученого еще при жизни назвали лучшим авиаконструктором мира.

Ж. Чудо-сооружение, которое построил этот мастер, – это модель моста в натуральную величину для Лондонской академии наук. По заказу нужно было сделать дугообразный мост без свай и опор. Более четырех лет строил мастер этот гигантский мост. Испытание этого сооружения собрало толпу зрителей. Мост выдержал все нагрузки и подтвердил мастерство русского механика. Смекалка, любознательность, остроумие проявлялись в каждом деле, за которое принимался русский мастер. Он изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них – речное машинное судно, которое могло передвигаться против течения, протезы (шарнирные «механические ноги»), семафорный телеграф, «самокатки» (велосипеды), прожектора, машины для промывки золота, сеялка, лифт, часы новой конструкции. Все это он делал не ради денег и славы. Изобретательство для него было отдушиной в его нелегкой жизни.

Ответы

  Изобретатель Изобретение
1 Иван Иванович Ползунов Б
2 Владимир Николаевич Ипатьев В
3 Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы Г
4 Игорь Иванович Сикорский Е
5 Иван Петрович Кулибин Д, Ж
6 Владимир Козьмич Зворыкин А

7. Заключительный этап. Рефлексия

Сегодня мы обсуждали очень непростые вопросы. Почему люди занимаются наукой, изобретательством? Почему в России не ценят таланты? Как помочь ученым и изобретателям? Эти вопросы до сих пор вызывают споры и обсуждение среди ученых и политиков. И однозначного ответа на этот вопрос пока не найдено.

Вопрос. Должны ли вы, подростки, вообще задумываться о таких вещах или мы сегодня зря потратили время?

Примерные ответы детей:

- Время потратили не зря. Узнали много интересного о русских изобретателях, ученых.

- Скоро мы окончим школу, институты, станем решать эти вопросы. Нужно о них задумываться уже сейчас.

- От нас все равно ничего не зависит. Мы ничего не изменим, только поговорим и разойдемся.

- Самое важное для нас, молодежи, – стать материально независимыми, обеспечить себя, а такие проблемы пусть решают политики и ученые, нас это не касается.

- Мы будем выбирать профессию, кто-то пойдет в технические институты, получит дипломы инженеров, может быть, станет изобретателем. Тогда придется решать эти вопросы, а сейчас нужно думать, обсуждать.

- Как жалко, что наша страна потеряла столько талантливых людей. Если бы они остались на родине, Россия жила бы не хуже Америки.

8. Заключительный этап

Вопрос: В чем вы видите истоки творчества русских изобретателей?

Итог. Мы живем в век научно- технической революции. Каждый день совершаются новые открытия, создаются новые машины, облегчающие нашу жизнь. Все эти достижения цивилизации – результат труда многих людей, но каждое начиналось когда-то с идеи, с открытия, сделанного великим изобретателем. Россия действительно очень богатая страна. Но главное ее богатство – не нефть, не золото, не природные ископаемые, а люди. «Часто мне кажется, что у нас слишком много талантливых людей, и потому их не ценят» – это слова одного из русских эмигрантов, который не нашел понимания и успеха на родине. Я очень надеюсь, что новые российские левши, ученые, изобретатели все-таки найдут применение своим силам в России, что их мастерство и таланты будут служить процветанию нашего Отечества.

(Презентация. Слайд 17. Речь А.Попова)

Интерактивная беседа

Один из журналистов, оценивая вклад российских изобретателей в американскую культуру, как-то пошутил, что русские в Америке придумали все, кроме «Мальборо».

Американцы, которые приезжают в Россию, никак не могут понять, почему наша страна, в которой столько талантливых, трудолюбивых людей, столько природных богатств, живет беднее других стран. Как бы вы ответили на этот вопрос?

Примерные ответы детей:

- Наша страна вела много войн, они разрушали экономику.

- Россия защитила Европу от татаро-монгольского ига, от фашизма, ей никто не помогал.

- Наш народ не умеет ценить и беречь своих богатств – и природных, и человеческих.

- Многие русские аристократы презирали все отечественное, восхищались иностранным.

- Государство не поддерживало талантов – они или умирали в нищете и безвестности, или уезжали за границу.

Как вы думаете, в наше время что-то изменилось? Научились ли мы ценить и беречь свои богатства? Много ли у вас дома вещей и техники отечественного производства?

Примерные ответы детей:

- Мало что изменилось. Ученые, образованные люди живут бедно, никто не хочет быть ученым или инженером, все мечтают только о деньгах и богатстве.

- Все только торгуют иностранными вещами и продуктами, наукой и техникой мало кто хочет заниматься.

- Ни техники, ни вещей российского производства дома нет. В основном все из Китая.

- Невыгодно делать свое, строить заводы – китайское все равно будет дешевле.

Представьте себе, что вас выбрали президентом, что бы вы сделали, чтобы помочь нашим ученым, инженерам, изобретателям?

Примерные ответы детей:

- Повысил бы зарплату всем ученым и инженерам

- Назначил бы всем изобретателям большие стипендии, премии.

- Построил бы побольше заводов, фабрик, чтобы выпускать все свое, российское, и чтобы оно было самое лучшее.

- Приказал бы собрать все идеи российских изобретателей и внедрить их в производство.

- Сначала бы построил заводы и фабрики, потом запретил бы продажу иностранных товаров.

- А я бы не запрещал иностранные товары, я бы сделал, чтоб наши товары стали лучше и дешевле и люди сами бы их выбирали. Тогда постепенно все бы перешли на российское.

Использованные источники

  1. Бражников М.А. 7 мая – День радио. М.А. Бражников. «Первое сентября» Журнал «Физика». 2013. № 5. С. 3. (Об изобретении радио).
  2. Заслуженные изобретатели и рационализаторы Чувашской Республики [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://cvoir.ru/index.php/styles/2013-09-19-08-20-12/2013-09-19-08-20-30 (дата обращения 10.01.2019).
  3. Заслуженные изобретатели и рационализаторы Чувашской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://textarchive.ru/c-2309819.html (дата обращения 10.01.2019).
  4. Лобанова О. Изобретатель радио А.С. Попов: годы на Урале. О.Лобанова, В.Сутырин. Журнал «Урал». 2004. №4. Режим доступа к журналу: http://ricolor.org.
  5. Никитин Е.Н. Изобретатель радио – А.С. Попов. Е.Н. Никитин. М.: Просвещение, 1995. 111 с.: ил.
  6. Самохин В.П. Наука и образование. В. П. Самохин, Е.А. Тихомирова. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электронный журнал 2015. № 5. C. 19–53.
  7. Урвалов В.А. А.С. Попов – изобретатель радио. В.А. Урвалов. «Первое сентября». Журнал «Физика», 2006. № 7. С. 4–9. (Гордость Отечества).