Цели урока:
- совершенствовать вычислительные навыки табличного сложения и вычитания в пределах 100;
- повторить состав чисел;
- развивать мышление, обще учебные навыки;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: распечатанные фигурки белки, сороки, медведя и лисы.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 1
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час.
2. Постановка целей и задач урока
- Вы хорошо потрудились на прошлых уроках, и сегодня вас ждет путешествие по волшебному осеннему лесу. Слайд 2
- Там мы встретим лесных жителей и чтобы наше путешествие было интересным (увлекательным), мы покажем им как мы умеем считать, решать задачи и дружно работать.
- Какие числа мы уже изучили? (От 1 до 100)
- А чтобы хорошо считать, не допускать ошибок при сложении и вычитании, что мы обычно делаем? (Закрепляем изученное)
- Предположите тему сегодняшнего урока.
(Выслушивает варианты детей и произносит окончательную формулировку.)
Урок закрепления.Слайд 3
- Какова наша цель? (Закрепить умение складывать и вычитать в пределах 100.)
- Какие изменения произошли в природе осенью?
2. Устный счёт. Слайд 4
Листопад, листопад,
Листья желтые летят,
Собирайте, не ленитесь,
И друг другу улыбнитесь.
- Ребята! А знаете ли вы, почему в природе происходит листопад? (Ответы детей.)
- В нашем осеннем лесу тоже листопад. Но листопад необыкновенный, а математический.
- На каждом листочке, который падает с нашего дерева интересное задание и кто возьмет листочек, должен выполнить его. Если правильно выполнили задание, то получаете осенний листочек. А в конце урока мы узнаем, кто больше собрал листьев.
(С дерева падают листочки. Учащиеся выполняют задание.)
- Найдите сумму чисел 30 и 8 (38).
- Из какого числа вычли 4 и получили 40 (44).
- 36 – это 30 и … (6).
- Из числа 25 вычтите 5 единиц (20).
- Сколько будет если к 7 единицам прибавить 60 (67).
- Число 55 уменьшить на один десяток (45).
- Число 8 увеличить на 7 (15).
- Чему равна разность чисел 14 и 7 (7).
- К какому числу прибавили 3 и получили 12 (9).
- Из числа 100 вычтите два десятка (80).
- Число, в котором 2 десятка и 2 единицы увеличь на 5 единиц (27).
- Какими числами можно записать число 72 (70+2).
- Какое число прибавили к 80, если получили 91 (11).
Молодцы! Все упавшие листочки мы собрали, но мне кажется, на дереве живет какой-то лесной житель. Чтобы узнать этого жителя, нужно отгадать загадку.
3. Сказочный лес
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.
(Ответы детей.)
Слайд 5
- Молодцы! Конечно же, это белка.
Белка большую часть жизни проводит на деревьях. Быстро лазает, легко перепрыгивает с ветки на ветку, прыжками двигается по земле и быстро плавает. Белка очень запасливый зверёк. Неподалёку от своего дупла она устраивает кладовую, где хранит орехи, нанизывает на ветки деревьев грибы. - А знаете ли вы, что белка никогда не хранит свои запасы в одном дупле?
Эта запасливая хозяюшка предлагает вам выполнить задание. Выполнять его вы будете в группах. Каждой группе белочка приготовила число орехов и просит вас разложить их в разные кладовки. Как она может их разложить.
(Класс делится на 4 группы. Предлагаются числа 8, 14, 11, 17.)
Молодцы ребята! Вы замечательно справились с заданием белочки.
Посмотрите, кто ещё появился на лесной полянке? Отгадайте.
4. Минутка чистописания
Белобокий почтальон,
Сто вестей разносит он.
По деревням и садам,
По деревьям, проводам. (Сорока)
Слайд 6
А что вы знаете про сороку?
Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. Она обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса. Гнездо у нее особенное – с колючей крышей из сухих веток, покрытых слоем глины и грязи, и строит она его очень высоко. Как правило, сороки строят несколько гнезд, а потом выбирают одно, в котором и гнездятся. Она обычно откладывает 5–8 яиц и насиживает их сама. Сороки обычно держатся парами. Корм добывают вблизи деревень.
Вот и сейчас она что-то принесла в клюве.
Это цифра «пять».
Слайд 7
Давайте покажем сороке, как мы умеем правильно писать эту цифру.
Слайд 8
(Минутка чистописания.)
За правильное письмо сорока будет раздавать листочки.
Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. И теперь давайте немного отдохнем.
5. Физкультминутка. Слайд 9
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Они в воздухе кружат (поочередно поднимать руки вверх)
Просто чудный листопад! (хлопки в ладоши)
6. Лесной хозяин
- Вдруг навстречу выходит… (Загадывает загадку)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Ответы детей)
- Да, ребята, конечно же, это медведь.
Слайд 10
Несмотря на большие размеры и кажущуюся неуклюжесть, медведь передвигается бесшумно и может проявить поразительное проворство и силу. Он хорошо умеет плавать. В конце сентября – начале октября залегает в берлогу на спячку. Выходит в конце апреля – начале мая. Ест ягоды, орехи, зеленые сочные части растений, муравьев, любит мёд.
Решите задачу, которую задаёт медведь.
Слайд 11
(Учебник, задача №2, стр.59, подробный разбор задачи, краткая запись. Сильные ученики выполняют задачу самостоятельно, те, кто затрудняется, продолжают разбор с учителем (наглядная демонстрация)).
Дети записывают решение задачи в тетрадях.
Слайд 12
7. Логическое задание
Посмотрите, а вот и следующая лесная гостья…
Лесная красавица с чудной фигуркой
Имеет красивую рыжую шкурку.
Стройна, хороша, грациозна,
Пуглива, хитра, осторожна.
Слайд 13
- Правильно. Это хитрая лисица.
Лиса очень красивое животное. У неё мягкая и пушистая шёрстка. Лапы черные, а грудь белая. Нюх развит очень хорошо, она чувствует все запахи, и по запаху может найти, куда убежал заяц или мышка. И слух у лисы тоже очень хороший, она слышит то, что происходит в другой части леса.
Живут лисы в норах, выстилают норку сухой травой, мхом и шерстью.
Во время охоты лиса проявляет редкую сообразительность и осторожность. Она – хищница и очень хитра.
Хитрая лисица придумала для вас очень интересное задание.
- Молодцы, ребята! Нам пора возвращаться домой. Наше путешествие в волшебном лесу закончилось. Лесные жители благодарят вас!
8. Итог урока. Рефлексия
- Давайте оценим свою работу.
- Вспомним, что удалось повторить за урок?
- Что показалось трудным?
- Какое задание было самым интересным?
- А с каким настроением вы уходите с урока выразите на смайлике (веселый и грустный).
- А теперь сосчитайте, кто, сколько заработал листочков.
- Молодцы! Давайте поднимем все смайлики и листочки, которые вы получили за правильные ответы на уроке.
- Я вам тоже хочу сказать за такое удивительное общение огромное спасибо.