«Знать и не сделать - всё равно
что не знать. Уметь и не делать - всё
равно что неуметь».
Стивен Р.Кови
Глава 1. Пояснительная записка
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.[3]
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектно-исследователдьская деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты).
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия.
Проектно-исследовательская деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Проект-исследование – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся
Формирование личностных УУД:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
- Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
- Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
- Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать
- Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
- Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
- Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД
- Сбор, систематизация, хранение, использование информации
Тема «Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации» сегодня очень актуальна. В России стали меньше читать. По статистике молодежь нынче редко появляется в библиотеках, а если и берет художественную литературу, то лишь ту, которая входит в образовательную программу. Сейчас подросткам вовсе необязательно штудировать книги, поскольку в широком доступе предоставлены краткие пересказы любых классических произведений. За небольшой промежуток времени можно узнать основную суть любой книги, чтобы затем начать заниматься любимыми делами. Текст аудиокниг зачитывают профессиональные дикторы, поэтому погружаться в мир литературы с их помощью очень интересно.[5c.15]Нельзя сказать, что современные молодые люди не читают вовсе. Масса информации прочитывается ими в интернете. Преимущество виртуальных книг заключается в том, что их можно распечатать на принтере, изучать с монитора или закачать к себе на мобильный телефон. Люди стремятся делать все быстро, поэтому сейчас фильмы актуальнее книг. А что касается нынешних идеалов, то культурно-духовные ценности уступили пальму первенства стремлению к обогащению и потреблению. Герои популярных фильмов и сериалов редко держат в руках книги, журналы и практически не рассуждают о классической или современной литературе.
Поэтому я решила разнообразить урок в 7 классе по программе Б.М.Неменского. На изучение данной темы отводится 4 урока.[2c.18]
Тема: «Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации», отступиться от стандартного ведения урока и дать задание написать самим свою собственную книгу.
Результатом работы, иначе говоря, её выходом, является продукт-книга собственного сочинения, которая создается обучающимся в ходе решения поставленной проблемы.
Основные этапы организации проектной (исследовательской) деятельности учащихся
1. Подготовка к выполнению проекта (выдача заданий, выбор темы и целей проекта; определение количества участников проекта). Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели.
Учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.
2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы). Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата): выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и других; установление критериев оценки результатов; распределение обязанностей среди членов команды.
Учащиеся вырабатывают план действий.
Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы.
3. Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания, учитель корректирует ход выполнения работы).
4. Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).
И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Если случиться так, что ребята испытывают затруднения в процессе решения какой-либо проблемы, учитель должен прийти им на помощь, но только с личного приглашения ребят. Не следует вмешиваться в их творческий исследовательский процесс без их согласия. В то же время следует помнить, что пускать все на самотек, допускать стихийную самостоятельность нельзя. Процесс обобщения информации важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
5. Презентация (итоговый отчет каждой группы осуществляется в конце учебного года, учащиеся представляют «портфолио»).
6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).
Ребята приобретали опыт на всех без исключения этапах выполнения – от рождения замысла до итоговой рефлексии.
Моей задачей было – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску, не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок.
Я считаю, что каждая работа достойны рассмотрения, уважения.
На наших уроках представление работ скорее «рабочее», нет вычурности, некоторые из них занимали по длительности на уроке 4-5 минут, а некоторые длились 15 минут.
Мы сами создавали книги, и проведение слушаний, и разыгрывали мини-спектакли, на некоторые занятия приглашали родителей, так как позволяло время, выбирая ту форму работы, которая была необходима и интересна ребятам. Никто другой так, как сам ребенок, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд. Но это вовсе не означает бесконтрольность данной деятельности.
Глава 2. Методическая разработка урока
Когда человеку хочется отвлечься от забот, «пожить» другой жизнью, или просто «убить» время, он берет книгу и начинает читать. Забыв обо всем на свете, он «отправляется» в параллельные миры, или становится героем, который спас человечество. [5 c.12]
Читателю интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят на уроках изобразительного искусства.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.
В своей работе применяю проектный и исследовательский методы обучения. Что же такое проект?
Проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса.
Способы проектно-исследовательской деятельности: в рамках урочной деятельности – со всеми учащимися, а в рамках дополнительного образования с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. Какова цель учебного проекта?
Цель проекта – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Какие задачи ставит учитель для достижения цели проекта?
Задачи:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог;
- координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- Формирование социально адекватных способов поведения.
Виды учебных исследований:
- по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по времени: кратковременные или долговременные;
- по теме: предметные, свободные.
Формы и методы исследовательской деятельности в начальной школе:
- общеисследовательские методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)
- эмпирические (наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия)
Умения и навыки в процессе работы над проектом или исследованием:
- Выдвижение идеи (мозговой штурм).
- Проблематизация: целеполагание, формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия.
- Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
- Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
- Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов.
- Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение, поиск.
- Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Можно собрать в книге мудрость многих людей или советы, которые дали вам ваши родители и которые помогли вам добиться успеха в жизни. Можно написать о своём жизненном опыте и профессиональном пути или описать биографию знаменитых личностей.
Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую, деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
Обучающиеся, выполняя работу, воспользовалась описательным и сопоставительным методом.[4c.15]
Рассматривая примеры, ребята сделали вывод о том, что книга дает возможность пережить жизнь героя и чем больше вы похожи на героя книги, тем ярче запоминаются его ошибки и достижения. В реальной жизни вы невольно начинаете выстраивать собственное поведение так, чтобы не допустить тех промахов, которые совершил он.[6]
Хорошая книга подобна доброму и умному собеседнику. В процессе чтения вы как будто общаетесь и советуетесь. Что персонажи книги делают? Почему? Вы начинаете думать, как сами поступили бы в описанных ситуациях. Вы развиваетесь, пытаясь понять, что можно было бы сделать. Чем больше книга вовлекает в процесс обдумывания разных ситуаций, тем более помогает вам осознать причины собственного поведения.
7 класс. Урок 4. По программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М.Неменского
Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений «Декоративно-прикладное искусство и художественный труд» Н.А Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского; Москва: издательство «Просвещение», 2013 г.
Тема |
«Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации». 1 урок. |
Педагогическая цель: |
Цель урока: Формирование знаний учащихся об иллюстрации, как форме взаимосвязи слова с изображением. |
Задачи урока: | Задачи урока: - формировать бережное отношение к книгам - развивать познавательный интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление; - формировать творческий интерес, эстетический вкус, усидчивость, аккуратность. Тип урока: урок открытия нового знания Формы работы обучающихся: индивидуальная |
Тип урока |
Урок изучения новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные ПР) |
- формировать творческий интерес, эстетический вкус |
Личностные (ЛР) |
- формировать бережное отношение к книгам; |
УУД Метапредметные (МПР) |
Познавательные УУД: |
Основное содержание темы, понятия, термины. |
Обложка |
Образовательные ресурсы. |
Бумага, цветные карандаши, акварель |