Проектная деятельность как средство интенсификации интегрированного обучения в условиях реализации ФГОС. Сборник материалов

Разделы: Иностранные языки

Класс: 8

Ключевые слова: личностно-ориентированная технология, «научить учиться»


Содержание

Введение

I. Теоретическая часть

1.1 Понятия «проект», «проектная деятельность»

1.2 Типология проектов

1.3 Цели и задачи проекта в обучении иностранного языка

II. Практическая часть

2.1 Особенности применения проектной методики в процессе обучения иностранному языку

2.2 Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения иностранному языку

Заключение

Список использованных документов и источников информации.

Приложение 1. Урок-проект по английскому языку «Времена года».

Введение

Часто мы слышим фразу: «Дети – наше будущее». Но задумываемся ли, от чего зависит будущее наших детей? Сегодня изменились требования и к учителю, и к ученику, и к содержанию современного образования. Человек XXI века – это творческая личность. Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным. Школьная система России долгие годы была научно-просветительской и учитель в ней был информатором, сообщающим знания, а сейчас наше образование старается приблизиться к научно-гуманной системе, в которой ребёнок должен научиться добывать знания сам.

Каждый учитель, которому интересно работать по-новому, стремится изменить свою педагогическую деятельность с целью вовлечения ребят в активную работу не только на уроках, но и после них. Сегодня появляется значительное количество работ теоретического и практического характера, в которых авторы описывают возможности и результаты интегративной деятельности в сфере применения урочной и внеурочной форм развития личности учащегося. Именно этим обусловлена актуальность данной работы.

В настоящее время одной из важнейших задач системы образования, организованной в соответствии с ФГОС второго поколения, является формирование у учащихся навыков учебной деятельности, направленных на реализацию компетенции «научить учиться». Именно данная компетенция, а не только освоение конкретных учебных дисциплин, должна стать основополагающей в условиях «Новой школы», чьи основы в настоящее время закладываются в связи с требованиями динамично развивающегося современного мира, предъявляющего новые, более высокие требования к учащимся.

В свете активного внедрения ФГОС нового поколения, в которых закреплено положение о равной роли процессов обучения и воспитания в деле формирования гармоничной личности, наиболее четко осознаются те возможности, которые открывает интеграция урочной и внеурочной деятельности в сфере формирования положительной мотивации учащегося, его понимания значимости и полезности получаемых знаний, всестороннего развития его личности. Результат интегрированного обучения – повышение уровня знаний, изменение уровня интеллектуальной деятельности, эмоциональное развитие учащихся, включение учеников в творческую деятельность, рост познавательной самостоятельности школьников. Одним из средств интенсификации интегрированного обучения является использование проектной деятельности. Проектная деятельность является универсальным средством для достижения целей современного образования. Поскольку основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД). Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Соответственно, цель данного проекта – проанализировать применение проектной деятельности как средства интенсификации интегрированного обучения в условиях реализации ФГОС.

Данная цель проекта позволяет сформулировать следующие задачи:

• изучить возможности и особенности использования проектной деятельности в формировании ключевых компетенций у учащихся;

• исследовать актуальность использования проектной деятельности в процессе иноязычного образования;

• показать значимость проектной деятельности в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности;

Новизна данного проекта заключается в переосмыслении применения проектной деятельности в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию, что на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Понятия «проект», «проектная деятельность»

Проектная деятельность – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Создание проекта – это в первую очередь творчество ученика, учитель лишь помогает ему, координирует работу. То есть проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть знаниями и умениями, но и научиться самостоятельно применять их на практике. Применительно к иноязычному образованию, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

В основу проектной деятельности положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Но обратимся к иностранному языку, его специфике. Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами?

Прежде всего, еще раз подчеркнем мысль о том, что мы обучаем способам деятельности, речевой деятельности. Поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранному языку. Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако, целью обучения во всех типах школ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность. Причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Язык – элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования языка в этой культуре, т.е. речь идет о необходимости формирования страноведческой компетенции. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же – средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы, существенные для предмета нашего обсуждения:

• чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы;

• чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей;

• чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, что, разумеется, важно. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к проектной деятельности на этапе творческого применения языкового материала. Только проектная деятельность может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках всегда должен присутствовать предмет обсуждения.

1.2 Типология проектов

Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, пр., умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из указанных умений является целью обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям стоит отнести, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль.

Можно наметить следующие типы проектов.

1) Исследовательские.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения, рассчитано на доступные им языковые средства.

2) Творческие.

Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре, пр.).

3) Ролево-игровые.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;

4) Информационные проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео, пр.) – презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

5) Практико-ориентированные.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования – по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого, пр. характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, дизайн дома, квартиры, учебного кабинета, проект зимнего сада школы, пр.).

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

1.3 Цели и задачи проекта в обучении иностранному языку

В сфере реализации ФГОС в учебно-образовательном процессе делается акцент на формирование универсальных учебных действий, проектная методика полностью соответствует требованиям ФГОС, т.к. она развивает следующие умения и навыки: самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность, мотивация к изучению иностранного языка, саморегуляция и самоорганизация учащихся, способность находить, извлекать нужную информацию из различных источников, проецировать и проектировать свои идеи в креативной форме, отстаивать свое мнение, опираясь с уверенностью на изученные данные по определенной тематике, совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать индивидуально и проявлять себя в группе.

Таким образом, осуществление проектной деятельности в рамках внедрения ФГОС обеспечивает прочное усвоение учебного материала, наравне с интеллектуальным и нравственным развитием обучающихся, т.е. имеет внутренний и внешний результат, а это – важные составляющие личностно-ориентированного обучения и показатели сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных.

Основной целью использования проектной деятельности в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией, в понятие которой входят:

- речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтение, переводе в пределах определенной темы;

- социокультурная компетенция – формирование представлений о социокультурной специфики стран изучаемого языка;

- языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;

- учебно-познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению иностранным языком;

- компенсаторная компетенция – формирование умений выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств;

- информационная компетенция, которая проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Особенности применения проектной методики в процессе обучения иностранному языку

Работа по формированию ключевых компетенций осуществляется главным образом на уроках. Однако благоприятной почвой для решения этих задач является внеурочная работа учащихся. Интеграция материала урочной и внеурочной деятельности дает возможность выхода на более интересные, глубокие темы. Немаловажной задачей в современной школе является ориентация ученика на задания, которые побуждают его самостоятельно добывать знания, быть исследователем. Решению данной задачи способствует проектно-исследовательская деятельность учащихся. Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в исследовательской и творческой работе. Проектная деятельность – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств, которые ФГОС 2010 года определяет, как результат освоения основной образовательной программы общего образования. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся ключевых компетенций.

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

- тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран;

- проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

- необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей – расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.

Многообразие средств позволяет детям раскрывать весь свой творческий потенциал. Это удачная по простоте методическая находка – ключ к построению проектных работ и языкового материала, где языковой элемент представлен скупо – до продвинутого уровня, где он играет ведущую роль. При этом, проектная работа, обладает уникальными возможностями для более глубокого коммуникативного обучения иностранному языку даже при опоре на минимальный языковой материал.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1 этап. Погружение в проект

– формулируются проблемы, которые будут реализованы в ходе проектной деятельности учащимися;

– практическое применение знаний, приобретенных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный

– выбор и организация группы участников проекта,

– определение направления работы, распределение ролей;

– формулировка задачи для каждой группы,

– поиск источников информации по каждому направлению;

– составление плана работы.

3 этап. Осуществление деятельности

– поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретического материала, необходимых для решения поставленных задач;

– изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анализ по изучаемой проблемы и т.д.;

– изготовление продукта.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта

– на этом этапе определяются способы обработки полученных данных;

– демонстрация творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)

– оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию, выставку и т.д.

Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта. Проект эффективен потому, что он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество общеучебных умений и навыков: рефлексивные, исследовательские, навыки оценочной самостоятельности, умение работать в сотрудничестве, менеджерские, презентационные.

2.2 Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения иностранному языку

Проектная методика, используемая на уроках английского языка, в полной мере помогает контролировать усвоение материала темы или раздела. Учащиеся с большим удовольствием выполняют проекты, это позволяет им выразить себя творчески, узнать что-то новое и поделиться полученными знаниями. Учащимся могут быть предложены различные виды проектов – творческие, исследовательские, научные и т.д. Проектная методика – это способ к активизации всех учащихся на уроке, т.к. учащиеся с разным уровнем подготовки могут принимать участие в создании проекта в соответствии со своими возможностями, знаниями, умениями и навыками.

Метод проектов является одним из востребованных методов, начиная с раннего обучения детей иностранному языку. Главная наша задача, как педагогов – заинтересовать, мотивировать ребёнка и вовлечь его в атмосферу деятельности. Проектная деятельность широко используется в нашей школе Учащиеся в начале учебного года выбирают предмет по которому хотят создавать проект. В течении года учащиеся совместно с педагогом активно работают над определенной темой: работают над теоретической частью, проводят исследования, определят продукт и т.д. В конце учебного года проходит защита проектов, где учащийся предоставляет всеобщему вниманию работу над которой он работал в течении года. Возможные варианты тем проектов английского языка:

Класс Темы проектных работ
5 класс Естественное сокровище Шотландии.
Заимствованные слова
Зимние праздники Великобритании.
Имена животных в Англии и России
Интересы и хобби
6 класс Типичные дома для Великобритании.
Комнаты подростков Великобритании и Америки
Школы России и Англии (сходства и различия) (Schools in Russia and Britrain).
Школьные предметы в России и Англии.
Сравнение героев русских и британских мультфильмов.
Известные здания в Великобритании.
Праздники России и Великобритании
Туристический буклет моего города для иностранцев.
7 класс История образования английского языка
История образования Великобритании
Австралия-англоязычная страна.
Английский в одежде школьников.
Английская мода вчера и сегодня.
Фастфуд в США

На своих уроках английского языка мы так же используем метод проектов, он предусмотрен программой и включен в материал УМК Ю.Е. Ваулиной, Д..Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс «Spotlight», по которым мы работаем. Авторы данного УМК представляют материал таким образом, чтобы он не только отвечал интересам учащихся, но и вовлекал их в активное изучение, и учил применять полученные знания на практике.. Тематика проектов самая разнообразная в зависимости от возраста и класса учащихся и затрагивают историю, жизнь и отношения людей, географию, литературу и искусство, зоологию, этику, право. Начало проектной деятельности школьников на уроках обычно очень простое. В пятом классе УМК «Spotlight» в течение года предполагает следующие проекты: «My favourite school subject», «Souvenirs in Russia», «My House», «Мy Family», «My pet», «Тourist attractions in Russia», «What to wear in all weathers», «Special days in Russia», «Holidays». По форме работы данные проекты являются индивидуальными или групповыми.

Свои первые проекты учащиеся выполняют на альбомных листах, а те, кто имеет навыки работы на компьютере, делают небольшие презентации. На своих уроках мы сочетаем метод проектов с использованием ИКТ, т.к. считаем, что в настоящее время это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, позволяющая осуществить деятельностный подход в обучении, успешно формировать коммуникативную и информационную компетенции учащихся.

Кроме того, метод проектов помогает наиболее полно учитывать индивидуальные особенности учащихся и ориентироваться на уровень их интеллектуального, нравственного и физического развития, особенности памяти, восприятия и мышления.

Так, учащимся 8 классов был предложен проект «Traditional costumes». Тема проекта была выбрана не случайно – в разделе Culture Corner 4 (УМК «Spotlight», 8 класс) учащимся предлагается текст и задания по теме «Traditional costumes in the British Isles». После прохождения данной темы учащиеся готовятся к проекту.

Collect information, then write a short paragraph about a traditional costume. Illustrate it with drawings or pictures. Write:

• What it consists of

• What material it is made of

• Its origins

• Where/when people wear it nowadays

Use the following clues for your description of the traditional costume:

………… traditional costume is …………..

What everyone recognises about the ……. costume is its ………………

The costume consists of ……….. .

It is made of ……………. .

It is decorated with …………… .

In ………… traditional costumes are worn ………………… .

При организации проектной деятельности нами выделяются следующие этапы: подготовительный, организационный, основной, презентация/защита проекта. Самое ценное в проектной деятельности, на наш взгляд, то, что все исходит от учащихся, а роль учителя – лишь организационная.

I этап. Подготовительный

Сначала продумываются упражнения, которые помогут в развитие речевого уровня учащихся. Учащиеся должны владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов и защищать свой проект. Обычно учащимся предоставляется несколько ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

II этап. Организационный

На данном этапе с учащимися нужно

- определить временные рамки

- продумать, какие материалы и источники могут быть использованы;

- обсудить иллюстрации к слайдам;

- выбрать оптимальную форму презентации;

- составить и обсудить примерный план работы.

III этап. Основной

Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Именно здесь происходит основная работа учителя английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка, надежнее закрепляются в памяти учащегося.

На этом же этапе учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты проекта на компьютерах, совершенствуют навыки работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными версиями англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

IV этап. Презентация проекта

Затем происходит защита проектной работы. Готовый материал необходимо представить одноклассникам, защитить свой проект. Учащиеся, как правило, демонстрируют свой продукт, при этом высказывает свою точку зрения по определенной проблеме, аргументирует ее, отвечает на вопросы.

V этап. Подведение итогов проектной работы

Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, возможно использование различных способов поощрения учащихся.

Для 6 класса УМК «Spotlight» предлагает тему «Road safety». Обсуждая тему безопасного поведения на дорогах, учащиеся делают выводы о необходимости создания инструкции правильного или безопасного поведения на дорогах. В работе над проектом «To be safe on the road» («Что можно и что нельзя делать на дороге») на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника. – слова по теме «Road safety» и глаголы в повелительном наклонении. Работая в группах, ребята изучают дополнительную информацию по правилам дорожного движения из текста. В каждой группе участники выбирают, какие правила они хотят представить: для пешеходов, велосипедистов, автомобилистов. Затем определяется форма презентации – листовка. Пусть эти проекты не совершенны, с ошибками, но дети учатся не просто запоминать материал, а использовать его на практике.

С полной уверенностью можно утверждать, что метод проектов позволяет решить проблему мотивации и интереса к изучаемому языку, создать положительный настрой у учащихся и научить их применять полученные знания, умения и навыки на практике для решения проблем.

Применяя проектную деятельность, мы также можем увидеть, что в классе царит такая атмосфера сотрудничества и поддержки, которая:

- помогает детям ощутить собственную значимость и уникальность,

- способствует укреплению положительных отношений в группе,

- предполагает взаимообогащение учащихся, а также способствует проявлению их фантазии, творческого подхода к выполнению задания.

Таким образом, создавая на уроке условия познания и осмысления себя через средства английского языка, мы можем добиться активной деятельности учащихся, и метод проектов очень нам в этом помогает.

Заключение

В заключении хочется отметить, что внедрение в практику проектной деятельности в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности является перспективной образовательной технологией. Это необходимо для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся. Следовательно, можно сделать следующий вывод:

1. Проектная работа – это творческая работа. Она развивает воображение, познавательную деятельность, активизирует исследовательскую составляющую обучения, расширение кругозора.

2. Проектная работа – это личностная деятельность, вовлекающая учащихся писать о себе, своей семье, своем мнении и т. д. Они могут написать эссе, рассказы, сценарий фильма, дневник, газетную статью, рекламу, создавать плакаты и т. д.

3. Проектная работа предполагает активизацию работы учащихся – они пишут, вырезают, наклеивают, ищут фото и картинки, консультируются со справочниками, энциклопедиями, проводят интервью – что активизирует изученный материал учебника, отдельного раздела.

4. Проектная работа подходит для учеников разных психотипов – аудиалов, визуалов и кинестетиков, т. к. имеет в арсенале деятельность разных видов.

5. Проектная работа – это коммуникативный вид деятельности, что является ключевым фактором в обучении иностранного языка, представляя проект, учащиеся открывают для себя ценность общения на иностранном языке. Проектная работа готовит учащихся для общения преодолевая языковой барьер.

Таким образом, проектная деятельность помогает реализовывать универсальные учебные действия (УУД) в интересной познавательной и коммуникативной форме, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

Список использованных документов и источников информации

  1. Артемова Н.И. Современное образование. Проекты на уроке английского языка [Текст] / Н.И. Артемова // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г.Чита, апрель 2014 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. С. 87–89.
  2. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Методическое пособие: [Текст] / М.Б. Романовская. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006 г.
  3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». Самара. 2003 г.
  4. Ситдикова Г.Г. Активные методы обучения в урочной и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку [Текст] / Г.Г Ситдикова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014 г..С. 50–51.
  5. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. М.: «ВАКО», 2014 г.