Безусловно проблема школьной неуспеваемости беспокоит нас всех. Причем беспокоит не только взрослых, но и наших детей. Ведь совершенно очевидно, что нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел учиться плохо. Когда ребенок впервые переступает порог школы, он чаще всего преисполнен мечтами о светлом и увлекательном школьном мире. Ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать «хорошим учеником» (это – ведущая мотивация ребенка 7–8 лет). Когда же мечты об успешном обучении разбиваются о первые двойки, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становится «трудным» учеником: грубит, хамит учителям, не выполняет д/з, мешает работать на уроке одноклассникам.
Чтобы говорить о причинах школьной неуспеваемости, необходимо развести понятия, которые часто употребляют как синонимы: школьные трудности, неуспеваемость и школьная дезадаптация.
Под школьными трудностями имеется ввиду, весь комплекс проблем, который может возникнуть у ребенка в связи с началом обучения в школе. Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также снижению успешности обучения. Школьные трудности если вовремя не были выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости, под этим понятием обычно имеют ввиду неудовлетворительные оценки по предметам по итога четвертей или года. В свою очередь, школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть состояния учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают стойкие трудности при взаимодействии с учителями и сверстниками.
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Причины могут быть абсолютно разные, и выявить их мы должны как можно раньше.
Педагог-психолог образовательного учреждения совместно со специалистами социально-психологической службы, а так же учителями, классными руководителями, администрацией школы при тесном взаимодействии всех вышеперечисленных должны выявлять учащихся у которых начинаются школьные трудности как можно раньше.
В свое перспективном годовом плане психолога, одним из направлений его деятельности является психологическая диагностика всех участников образовательного процесса, благодаря которой мы можем выявить определенную группу учащихся, у которых возникают школьные трудности.
Для того чтобы выявить возникающие школьные трудности, которые могут привести к низкой успеваемости, каждый год с каждым классом проводится диагностика, с помощью которой мы можем определить уровень мотивации, уровень адаптации, уровень психических познавательных процессов, уровень сплоченности класса, выявление лидеров и аутсайдеров (сказать, как это влияет на низкую успеваемость).
Диагностики использую из диагностического инструментария для психологов, социометрию, ЭПК, также мониторинг УУД. Также в нашем учреждении среди педагогов используется Опросник-характеристика неуспевающего ученика. Которую заполняют педагоги, которые преподают у данного учащегося, классный руководитель, психолог и др. специалисты.
Педагог будет психологически готов к обучению учащегося с низкой успеваемостью, если ему будут известны причины неуспеваемости именно этого учащегося, будет подробный план работы с ним и поддержка специалистов по сопровождению, будут даны подробные рекомендации. К детям с низкой успеваемостью, часто относятся дети (не обследованные на ПМПК), родители которых не соглашаются везти их на ПМПК.
Цели урока:
- освоить приёмы и техники взаимодействия с «трудными» учащимися;
- выработать согласованный взгляд и стратегические действия коллектива по сопровождению учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Основная причина неуспеваемости – несоответствие интеллектуальной системы учащегося и системы обучения в образовательном учреждении. Мы всё усложняем и усложняем программы обучения, не всегда ориентируясь на возможности учащихся, не принимаем во внимание их возрастные особенности.
Устойчивая неуспеваемость может привести к серьёзным отклонениям в развитии личности, формированию агрессивности, неуверенности в себе, замкнутости, лживости. Если причины трудностей в учёбе вовремя определить и провести необходимую коррекционную работу, то стойкую общую неуспеваемость можно предотвратить.
Опыт показывает, что педагог, знающий особенности учащихся и владеющий приёмами работы с ними, добивается прекрасных результатов. Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Но профессиональная компетентность педагога – не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость образования для развития личности учащихся, конечно, начнёт себя, применения форм и методов успешного взаимодействия учащихся на практике. Освоить приёмы и техники взаимодействия с «трудными» учащимися, выработать согласованный взгляд и стратегические действия коллектива по сопровождению учащихся, испытывающих трудности в обучении и призван наш сегодняшний тренинг.
Упражнение «Неуспевающий ученик»
Содержание.
Ведущий предлагает разделиться на 3–4 группы, каждой группе выдает лист А4, на котором надо записать определения термина «неуспевающий ученик». Потом каждая группа формулирует одно общее определение и знакомит с ним слушателей.
Ведущий вывешивает на стенде определения всех групп. В заключение упражнения все участники формулируют окончательное определение, на которое группа будет опираться во время работы.
Для того, чтобы добиться эффективной работы по преодолению неуспеваемости, необходимо прежде всего определить её причины.
Упражнение «Причины неуспеваемости»
Тренер предлагает каждому участнику по кругу назвать одну главную, на его взгляд причину, которая приводит к неуспеваемости. Тренер обобщает сказанное и приводит статистические данные. Которые отражают различные взгляды на причины успеваемости.
После выполнения упражнения, участникам тренинга, предлагается сравнить названные причины с ответами, полученными в результате анкетирования, проводимого среди педагогов других образовательных учреждений по стране в целом, где рейтинг причин неуспеваемости выглядит следующим образом:
1. Отсутствие волевых качеств, необходимых для успешного овладения предметом (лень).
2. Необходимость большой самостоятельной работы для овладения предметом.
3. Неумение самостоятельно думать, рассуждать, приводить сложные логические доказательства.
4. Отсутствие склонностей и способностей к предмету, недостаток интереса к нему.
5. Большие пробелы в знаниях по предмету.
6. Сомнения в пользе предмета для дальнейшей жизни.
7. Невозможность сохранять работоспособность в течение целого урока.
8. Большая загруженность вне учебного заведения, усталость от не связанных с обучением занятий.
9. Плохо написанные учебники.
10. Слишком быстрый темп подачи материала, недостаток времени на обдумывание заданий, большое число контрольных и проверочных работ.
11. Невозможность отличиться среди сверстников в лучшую сторону, застенчивость, не позволяющая проявить свои знания.
12. Плохая дисциплина во время урока, неумение педагога организовать порядок на уроке.
13. Нелюбовь к учителю, преподающему предмет.
14. Однообразие, неинтересность заданий, выполняемых для овладения предметом.
15. Отсутствие снисходительности со стороны учителя, чрезмерное негативное внимание с его стороны.
16. Отсутствие необходимых физических качеств (ловкости, силы, зрения, слуха и т.д.)
17. Плохое преподавание учителем своего предмета.
Среди причин, вызывающих неуспеваемость выделяют следующие.
Психологические причины неуспеваемости
Среди психологических факторов. Влияющих на эффективность обучения выделяют уровень развития и качество познавательных процессов. Причиной неуспеваемости могут стать некоторые индивидуальные особенности познавательных процессов учащихся (мышления, памяти, внимания, восприятия).
Важнейшие познавательный процесс, которые лежат в основе обучения – память, эффективность функции внимания и особенности восприятия учащихся.
Упражнение «У попа была собака»
Цель: почувствовать себя в роли ученика с преобладанием определённой системы восприятия, обратить внимание на специфику речи предложенных категорий учащихся.
Содержание:
Тренер знакомит слушателей с особенностями поведения людей с разными ведущими системами восприятия, спецификой речи этих категорий. Затем каждая из групп получает карточку с набором слов, присущих одной из этих категорий. Тренер просит команды рассказать известную «докучную» сказку «У попа была собака…» в манере, характерной для того или иного типа восприятия. Группы работают 5 минут, после чего читают своё произведение. Остальные участники отгадывают, кто является автором: визуалы, аудиалы, кинестетики.
Научно доказано, что уровень и качество познавательных процессов поддаются коррекции при помощи специальных упражнений (выступление педагогов, которые применяли предложенные психологом упражнения на своих уроках: анализ эффективности и выявленных трудностей).
Одна из причин учебной неуспешности – отсутствие мотивации
Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?
Задача педагога:
- помочь учащимся приобрести реалистический уровень притязаний;
- развивать ответственность;
- поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно выстроить учебный план и каждый урок, согласуя его с интересами учащихся, удовлетворять интересы учащихся в учебном процессе, используя все возможности учебного материала для развития любознательности учащихся.
Хотите мотивировать учащихся
1. Найдите общий язык со всеми без деления учащихся на сильных и слабых.
2. Используйте вовремя занятий загадки, головоломки, необычные факты, яркие наглядные пособия, нестандартные памятки.
3. Пробудить и повысить познавательный интерес призваны активные формы обучения: проблемные ситуации в процессе изучения объектов; индивидуальная и групповая работа над проектами; использование и реализация исследовательского подхода при изучении учебного материала; связь учебной информации с жизненным опытом учащихся; организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление.
Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности, что в свою очередь приведёт к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточится на личных переживаниях, которые вытеснят желание усвоить учебный материал.
Однако, лишь треть учащихся не справляется с учёбой из – за сложностей усвоения учебного материала. Остальные «съезжают» по другим причинам. Когда ранним утром учащийся сонно бредёт в образовательное учреждение, мысли его заняты не только предстоящей встречей с товарищами. Он боится получить «двойку». Для большинства «двойка» сравнима с публичной пощёчиной: «Ты неудачник. Мир тебя отвергает». Таким образом, в голове учащегося на долгое время закрепляется негативный опыт.
Упражнение «Трудности взаимодействия с неуспевающим учеником»
Тренер предлагает составить своеобразную «Книгу рецептов» по преодолению проблем неуспеваемости. Каждая группа прорабатывает одну из проблем, определяет направления и методы работы по её реализации. Затем команды зачитывают свои рекомендации, остальные участники дополняют их.
Упражнения на снятие мышечного напряжения, ЛИМОН, МУХА, СОСУЛЬКА, КИНКОНГ.
Упражнение «Трудности взаимодействия с неуспевающим учеником»
Первый этап:
Четыре подгруппы в течение 10 минут составляют перечень проблем, с которыми сталкиваются взрослые (учителя, родители, психологи) при взаимодействии с неуспевающими учениками. Затем каждая группа зачитывает свой список, после чего тренер на доске записывает общий перечень трудностей.
Второй этап:
Каждая группа получает 10 жетонов, каждый из которого оценивается в 1 балл. В течение 10-минутного обсуждения члены группы ранжируют проблемы, зафиксированные в общем списке. Каждая проблема оценивается определенным количеством баллов. Затем каждая группа наклеивает около названия каждой проблемы такое количество стикеров, каким количеством баллов оценена ее сложность (от 1 до 10). Ведущий подсчитывает количество баллов, присвоенных каждой проблеме, затем выделяет 4 проблемы, оказавшиеся наиболее значимыми для присутствующих.
Третий этап:
Каждая группа прорабатывает одну из проблем, определяет направления и методы работы по ее реализации. Затем команды по очереди зачитывают свои рекомендации, остальные участники дополняют их.
После этого проводится групповое обсуждение, итогом которого может стать «Книга рецептов» по преодолению трудностей взаимодействия с неуспевающими учащимися.
Обратная связь
Все по кругу делятся своими впечатлениями от работы. В конце ритуала обратной связи ведущий рассказывает притчу, которая подводит итог взаимодействию группы.
Притча: Воспитатель – тот же садовник.
Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше произрастает на песчаной почве, другое – на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.