Современная жизнь вносит большие коррективы в сферу образования. История – не исключение. В связи с модернизацией Российского образования образовательные учреждения переходят к новым стандартам, новым программам, новым учебникам. Требования меняются и к уроку, и к личности учителя, его педагогической деятельности. В учебный процесс включается возможность личностного роста ребенка, развитие его индивидуальности, раскрытие творческих способностей.
Требования при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по истории таковы, что обучающиеся должны владеть большим объемом исторической информации, уметь выстраивать исторические вертикали, знать историографию, уметь анализировать исторические документы, формировать свое отношение к историческим событиям.
Задача учителя – не только обеспечить усвоение обучающимися знаний по предмету, но и развивать критическое мышление, которое дает возможность развития индивидуальных способностей, роста ребенка, саморазвития и самовыражения.
Методов, форм, приемов работы существует огромное количество. Учитель сам решает, какие более эффективные, и как он их будет применять. Здесь многое зависит от особенностей того или иного класса.
Я хочу остановиться на использовании некоторых общеизвестных приемов развития критического мышления на уроках истории.
Работа с текстом на уроках истории занимает одно из ведущих мест. В своей работе я использую различные традиционные методические приемы: развернутые планы, объяснительное чтение, беседы по тексту, логические и опорные конспекты и др. Но в настоящее время, задача учителя – изменить привычный статус учебника как основного источника знаний, информация в котором не подвергается сомнению, научить ребенка критическому мышлению при работе с авторскими текстами учебника.
«Критическое мышление» – не от слова «критика». В настоящее время существуют различные определения этого понятия. Все они сводятся к тому, что критическое мышление – это оценочное, рефлексивное, открытое мышление, которое не принимает канонов, развивается путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.
Наряду с традиционными приемами прочтения и логической обработки текста, я знакомлю обучающихся с приемом представления информации в кластерах.
Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь, а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.
Как же готовится кластер?
1. Нужно прочитать текс учебника и выделить большие и малые смысловые единицы. (Если возникают проблемы, помочь ученикам выделить эти смысловые единицы. Например, это могут быть ключевые слова и фразы, вопросы)
2. Взять лист бумаги и в прямоугольниках записать принятые названия.
3. Вокруг каждой рамки в кружках кратко записать сведения, соответствующие смысловым блокам («веточки»).
4. Попробовать установить связи между отдельными блоками и соединить их стрелками.
5. Обсудить в группе свои результаты (можно воспользоваться дополнительными источниками) и дополнить кластеры новыми «веточками» – сведениями, которых нет в учебнике.
6. Если необходимо остановиться на каком-либо смысловом блоке, надо сделать эту «веточку» ярче, можно выделить цветом.
В результате, кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные способности в осмыслении учебной информации, выделить главное, подвести ребенка к собственному выводу, дает возможность ребенку самостоятельно найти и поработать с дополнительным материалом. (Например, изучая тему «Великая Северная война», одна из «веточек» – «Устав морской». В учебнике о нем, кроме названия, ничего не сказано. Ребята дополнительно изучили этот вопрос (узнали о «детище Петра I», итоговый документ включал в себя 5 томов) и дополнили «веточку» датой принятия). И таких примеров может быть огромное множество.
Современные приемы работы с учебной информацией дают возможность перейти от механического, а иногда и бездумного усвоения учебного текста, к критическому осмыслению.
Применение кластера имеет следующие достоинства:
- он позволяет охватить большой объем информации;
- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
- учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний;
- ученики активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказывая свое мнение.
Мы живем в России и историю своей страны должны знать. Завершить мне бы хотелось словами российского историка В.О. Ключевского: «Без знания истории мы должны признать себя случайными, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться».
Я хочу привести один из примеров кластера, составленного при изучении темы «Северная война»: