Развитие информационно-коммуникационной компетентности основных субъектов образовательных отношений в условиях учебной деятельности

Разделы: Информатика

Классы: 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, информационно-коммуникационная компетентность, информационно-коммуникационные компетенции, уровни развития ИК-компетенций, мотивационные и когнитивные факторы


Процессы информатизации, широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) являются условием выполнения государственного заказа на развитие образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения, президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений (ОУ), но и на эффективное и качественное использование внедряемых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), повышение гибкости и доступности образования. А это невозможно без развития ИК-компетенций. В связи с этим значительно возросло требование к уровню информационно-коммуникационной компетентности основных субъектов образовательного процесса.

Особое значение при этом имеет выявление наличного уровня информационно-коммуникационных компетенций у основных субъектов образовательного процесса. Это позволяет определить направления психолого-педагогического сопровождения развития ИК-компетентности. Что, в свою очередь, оказывает влияние на повышение эффективности образования, повышение гибкости и доступности образования, развитие информационной культуры [5].

Анализ существующих методик оценки информационно-коммуникационной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) учащимися разных классов в процессе учебной и другой деятельности, показывает, что они ориентируются, почти исключительно, на определение уровня сформированности некоторых технологических навыков работы с компьютером и компьютерными программами и алгоритмического мышления учеников. Что же касается определения умственных навыков высокого уровня, которые обеспечивают полноценную информационно-коммуникационную компетентность учащихся, с помощью существующих методик очень сложно [4].

Одним из путей реализации решения этой задачи является создание модели и организация психолого-педагогического сопровождения развития информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса не только как средства организации успешной образовательной и профессиональной деятельности, но и для успешной социализации. Необходимым условием формирования и повышения уровня развития ИК-компетентности мы видим в уточнении понимания сущности развития личности в новых реалиях и тенденциях информатизации образования, а также создании условий для получения знаний о собственных личностно-психологических особенностях развития основными субъектами образовательного процесса [3].

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически исследовать влияние комплекса факторов на уровень развития информационно-коммуникационной компетентности основных субъектов образовательного процесса в условиях учебной деятельности.

Организация исследования. В исследовании приняли участие школьники МБОУ СОШ №10 – учащиеся разных ступеней обучения: младшая ступень (2–4 классы) – 100 человек; средняя ступень (5–7 классы) – 357 человек.

Исследование проводилось в МБОУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов в специализированном кабинете информатики с 17.12.2012 г. по 22.12.2012 г; с 10.03.2015 г. по 17.03.2015 г.

Методы исследования. В исследовании мы использовали следующие методы:

теоретические, эмпирические: анкетирование, методику определения уровней развития ИК-компетентности респондентов С.А. Зайцевой [1], систему тестовых заданий по определению базовой ИК-компетентности Л.И. Ястребова.

Результаты исследования. Проведенные нами исследования с тремястами учениками, обучающимися на разных ступенях, учащимися МБОУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов, выявили наличный уровень информационно-коммуникационных компетенций, а также позволили выяснить степень влияния комплекса факторов на уровень развития ИК-компетентности и их воздействие на исследуемые параметры [1].

Таблица 1

Методика определения наличного уровня сформированности
информационно-коммуникационных компетенций респондентов
2015–2016 учебный год

Начальная
ступень обучения

Средняя
ступень обучения

Начальная
ступень обучения

Средняя
ступень обучения

Недостаточный Недостаточный 0 < Х > 0,43 0 < Х > 0,43
Адаптивный Адаптивный 0,57 < Х > 1 0,71 < Х > 1,2
Конструктивный Конструктивный 0 Х=1
Исследовательский Исследовательский 0 0
Процент от высшего уровня Процент от высшего уровня 25,9% 38,1%

В таблице показан средний показатель уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности учащихся, обучающихся на разных ступенях, в сравнении за 2015–2016 учебный год. В ходе сравнительного анализа, выявлено следующее. У учащихся младшей ступени обучения наблюдается недостаточный уровень сформированности ИК-компетенций. В этих классах адаптивный, то есть минимально допустимый уровень сформированности наблюдается у таких информационно-коммуникационных компетенций, как определение информации – способность использовать инструменты информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для идентификации и соответствующего представления необходимой информации. Незначительно выше (на 0,2) показатель уровня сформированности таких компетенций, как создание информации – умение работать в знакомой программной среде, применяя ее для решения учебных задач; сообщение информации – способность передавать информацию в среде информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), причем эти компетенции, как правило, не выходят за рамки школьной программы, а также использования знакомых игровых программных продуктов.

Основное внимание было уделено средней ступени обучения, так как именно в среднем звене можно проследить развитие ИК-компетентности. Наличный уровень сформированности ИК-компетенций у учащихся среднего звена в основном адаптивный (низкий). На параллелях 5-х, 6-х, 7-х классов, кроме вышеперечисленных компетенций, добавляются компетенции управления информацией – умение применять существующую схему организации – алгоритм при работе с информацией, а также компетенция оценивания. Именно у учащихся предпрофильных классов среднего звена начинает прослеживаться осознанное и целенаправленное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной и другой деятельности (максимальный конструктивный показатель – 1). (Таблица 2).

Таблица 2

Показатели анализа факторов, влияющих на уровень развития
ИК-компетенций у учащихся среднего звена

Факторы влияния Пока-
затели
Параллель
5-х классов
Параллель
6-х классов
Параллель
7-х классов
А Б В Г Д А Б В Г Д А Б В Г Д
Личностные Х 19,4 20,4 10,8 10,3 22,7 18,9 17,9 12,7 13,3 17,3 23,1 22,1 7,0 17,3 16,9
3,7 4,9 3,2 3,3 2,1 4,7 5,5 4,8 4,4 4,6 4,5 4,2 2,3 2,9 2,3
SE 1,6 1,2 1,2
Мотивационные Х 16,7 16,1 11,7 10,4 17,4 17,0 15,0 12,1 11,4 15,3 18,3 15,6 5,9 11,3 12,6
8,5 8,6 7,5 7,3 7,8 7,6 7,8 6,7 7,5 8,8 8,3 8,6 4,7 6,9 8,7
SE 3 2,9 3,4
Когнитивные Х 10,7 11,3 5,7 4,8 11,3 14,0 13,0 5,7 6,7 14,0 17,7 14,6 3,4 6,4 12,7
9,0 9,0 7,7 6,2 6,6 7,3 6,2 4,8 5,9 6,3 9,3 7,4 2,2 4,9 7,0
SE 3,1 2,5 2,3

В таблице №2, к констатирующему сравнительному анализу по определению степени влияния различных факторов на уровень развития ИК-компетенций, представлены три параллели среднего звена учащихся – 5, 6, 7-х классов.

Полученные показатели по среднему (Х) и стандартному отклонению (?) по методике «Анализ влияния некоторых факторов на уровень развития ИК-компетенций у учащихся» (Таблица 2), по семи шкалам, показали, что учащимся общеобразовательных (универсальных) классов присущи более низкие показатели[3], чем учащихся, обучающихся в классах предпрофильной подготовки, стандартное отклонение (SE) показывает, как распределены значения относительно среднего в выборке. В среднем по параллелям среднего звена, стандартное отклонение равно 2,3, что ненамного отличается от нуля, и указывает на то, что большинство значений находятся рядом со средним. Это позволяет судить о том, что баллы по шкале отражают осмысленность выбора варианта ответа в тестах (уровень надежности – 95%). Надо заметить, что качество знаний в общеобразовательных классах также ниже, в сравнении с предпрофильными – 75% и 100% соответственно.

Обозначенные и охарактеризованные уровни сформированности и определяющие их критерии показали свою эффективность в опытно-экспериментальной деятельности. Результаты соотнесения оценки информационно-коммуникационных (ИК) компетенций школьников и успехи в учебной деятельности показывают, что чем выше уровень сформированности ИК-компетенций, тем выше качество обученности, тем выше уровень ИК-компетенции учащихся. Результаты продемонстрировали достоверность применяемых оценочных методик и значимость сформированности ИК-компетентности для учебной и другой деятельности субъектов образовательного процесса.

Заключение. Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о необходимости формирования и развития Ик-компетенций, что возможно посредством формирования и осуществления психолого-педагогического сопровождения основных субъектов образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся будет эффективным при условии его системности; личностной ориентированности; направленности на формирование ситуации развития личности и ее особенностей, значимых для повышения уровня ИК-компетенции; развития позитивного настроения, эмоциональной стрессоустойчивости, социально-психологической, учебной и профессиональной компетентности.

Литература

  1. Зайцева С.А. Теоретико-методологические основы подготовки учителя начальных классов в области современных информационных и коммуникационных технологий: Монография. Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. 166 с.
  2. Яковлев Б.П. Теоретический анализ коммуникационной и коммуникативной компетентностей / Б.П. Яковлев, Л.С. Чистова. Журнал «Успехи современного естествознания» №6, 2009 г. Развитие научного потенциала высшей школы, III научная международная конференция, 4–11 марта 2009 г., ОАЭ.
  3. Ястребов Л.И. Определение уровня базовой ИКТ-компетентности // Вопросы интернет-образования. № 52.