Процессы информатизации, широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) являются условием выполнения государственного заказа на развитие образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения, президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений (ОУ), но и на эффективное и качественное использование внедряемых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), повышение гибкости и доступности образования. А это невозможно без развития ИК-компетенций. В связи с этим значительно возросло требование к уровню информационно-коммуникационной компетентности основных субъектов образовательного процесса.
Особое значение при этом имеет выявление наличного уровня информационно-коммуникационных компетенций у основных субъектов образовательного процесса. Это позволяет определить направления психолого-педагогического сопровождения развития ИК-компетентности. Что, в свою очередь, оказывает влияние на повышение эффективности образования, повышение гибкости и доступности образования, развитие информационной культуры [5].
Анализ существующих методик оценки информационно-коммуникационной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) учащимися разных классов в процессе учебной и другой деятельности, показывает, что они ориентируются, почти исключительно, на определение уровня сформированности некоторых технологических навыков работы с компьютером и компьютерными программами и алгоритмического мышления учеников. Что же касается определения умственных навыков высокого уровня, которые обеспечивают полноценную информационно-коммуникационную компетентность учащихся, с помощью существующих методик очень сложно [4].
Одним из путей реализации решения этой задачи является создание модели и организация психолого-педагогического сопровождения развития информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса не только как средства организации успешной образовательной и профессиональной деятельности, но и для успешной социализации. Необходимым условием формирования и повышения уровня развития ИК-компетентности мы видим в уточнении понимания сущности развития личности в новых реалиях и тенденциях информатизации образования, а также создании условий для получения знаний о собственных личностно-психологических особенностях развития основными субъектами образовательного процесса [3].
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически исследовать влияние комплекса факторов на уровень развития информационно-коммуникационной компетентности основных субъектов образовательного процесса в условиях учебной деятельности.
Организация исследования. В исследовании приняли участие школьники МБОУ СОШ №10 – учащиеся разных ступеней обучения: младшая ступень (2–4 классы) – 100 человек; средняя ступень (5–7 классы) – 357 человек.
Исследование проводилось в МБОУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов в специализированном кабинете информатики с 17.12.2012 г. по 22.12.2012 г; с 10.03.2015 г. по 17.03.2015 г.
Методы исследования. В исследовании мы использовали следующие методы:
теоретические, эмпирические: анкетирование, методику определения уровней развития ИК-компетентности респондентов С.А. Зайцевой [1], систему тестовых заданий по определению базовой ИК-компетентности Л.И. Ястребова.
Результаты исследования. Проведенные нами исследования с тремястами учениками, обучающимися на разных ступенях, учащимися МБОУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов, выявили наличный уровень информационно-коммуникационных компетенций, а также позволили выяснить степень влияния комплекса факторов на уровень развития ИК-компетентности и их воздействие на исследуемые параметры [1].
Таблица 1
Методика определения наличного уровня
сформированности
информационно-коммуникационных компетенций
респондентов
2015–2016 учебный год
Начальная |
Средняя |
Начальная |
Средняя |
Недостаточный | Недостаточный | 0 < Х > 0,43 | 0 < Х > 0,43 |
Адаптивный | Адаптивный | 0,57 < Х > 1 | 0,71 < Х > 1,2 |
Конструктивный | Конструктивный | 0 | Х=1 |
Исследовательский | Исследовательский | 0 | 0 |
Процент от высшего уровня | Процент от высшего уровня | 25,9% | 38,1% |
В таблице показан средний показатель уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности учащихся, обучающихся на разных ступенях, в сравнении за 2015–2016 учебный год. В ходе сравнительного анализа, выявлено следующее. У учащихся младшей ступени обучения наблюдается недостаточный уровень сформированности ИК-компетенций. В этих классах адаптивный, то есть минимально допустимый уровень сформированности наблюдается у таких информационно-коммуникационных компетенций, как определение информации – способность использовать инструменты информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для идентификации и соответствующего представления необходимой информации. Незначительно выше (на 0,2) показатель уровня сформированности таких компетенций, как создание информации – умение работать в знакомой программной среде, применяя ее для решения учебных задач; сообщение информации – способность передавать информацию в среде информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), причем эти компетенции, как правило, не выходят за рамки школьной программы, а также использования знакомых игровых программных продуктов.
Основное внимание было уделено средней ступени обучения, так как именно в среднем звене можно проследить развитие ИК-компетентности. Наличный уровень сформированности ИК-компетенций у учащихся среднего звена в основном адаптивный (низкий). На параллелях 5-х, 6-х, 7-х классов, кроме вышеперечисленных компетенций, добавляются компетенции управления информацией – умение применять существующую схему организации – алгоритм при работе с информацией, а также компетенция оценивания. Именно у учащихся предпрофильных классов среднего звена начинает прослеживаться осознанное и целенаправленное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной и другой деятельности (максимальный конструктивный показатель – 1). (Таблица 2).
Таблица 2
Показатели анализа факторов, влияющих
на уровень развития
ИК-компетенций у учащихся среднего звена
Факторы влияния | Пока- затели |
Параллель 5-х классов |
Параллель 6-х классов |
Параллель 7-х классов |
||||||||||||
А | Б | В | Г | Д | А | Б | В | Г | Д | А | Б | В | Г | Д | ||
Личностные | Х | 19,4 | 20,4 | 10,8 | 10,3 | 22,7 | 18,9 | 17,9 | 12,7 | 13,3 | 17,3 | 23,1 | 22,1 | 7,0 | 17,3 | 16,9 |
3,7 | 4,9 | 3,2 | 3,3 | 2,1 | 4,7 | 5,5 | 4,8 | 4,4 | 4,6 | 4,5 | 4,2 | 2,3 | 2,9 | 2,3 | ||
SE | 1,6 | 1,2 | 1,2 | |||||||||||||
Мотивационные | Х | 16,7 | 16,1 | 11,7 | 10,4 | 17,4 | 17,0 | 15,0 | 12,1 | 11,4 | 15,3 | 18,3 | 15,6 | 5,9 | 11,3 | 12,6 |
8,5 | 8,6 | 7,5 | 7,3 | 7,8 | 7,6 | 7,8 | 6,7 | 7,5 | 8,8 | 8,3 | 8,6 | 4,7 | 6,9 | 8,7 | ||
SE | 3 | 2,9 | 3,4 | |||||||||||||
Когнитивные | Х | 10,7 | 11,3 | 5,7 | 4,8 | 11,3 | 14,0 | 13,0 | 5,7 | 6,7 | 14,0 | 17,7 | 14,6 | 3,4 | 6,4 | 12,7 |
9,0 | 9,0 | 7,7 | 6,2 | 6,6 | 7,3 | 6,2 | 4,8 | 5,9 | 6,3 | 9,3 | 7,4 | 2,2 | 4,9 | 7,0 | ||
SE | 3,1 | 2,5 | 2,3 |
В таблице №2, к констатирующему сравнительному анализу по определению степени влияния различных факторов на уровень развития ИК-компетенций, представлены три параллели среднего звена учащихся – 5, 6, 7-х классов.
Полученные показатели по среднему (Х) и стандартному отклонению (?) по методике «Анализ влияния некоторых факторов на уровень развития ИК-компетенций у учащихся» (Таблица 2), по семи шкалам, показали, что учащимся общеобразовательных (универсальных) классов присущи более низкие показатели[3], чем учащихся, обучающихся в классах предпрофильной подготовки, стандартное отклонение (SE) показывает, как распределены значения относительно среднего в выборке. В среднем по параллелям среднего звена, стандартное отклонение равно 2,3, что ненамного отличается от нуля, и указывает на то, что большинство значений находятся рядом со средним. Это позволяет судить о том, что баллы по шкале отражают осмысленность выбора варианта ответа в тестах (уровень надежности – 95%). Надо заметить, что качество знаний в общеобразовательных классах также ниже, в сравнении с предпрофильными – 75% и 100% соответственно.
Обозначенные и охарактеризованные уровни сформированности и определяющие их критерии показали свою эффективность в опытно-экспериментальной деятельности. Результаты соотнесения оценки информационно-коммуникационных (ИК) компетенций школьников и успехи в учебной деятельности показывают, что чем выше уровень сформированности ИК-компетенций, тем выше качество обученности, тем выше уровень ИК-компетенции учащихся. Результаты продемонстрировали достоверность применяемых оценочных методик и значимость сформированности ИК-компетентности для учебной и другой деятельности субъектов образовательного процесса.
Заключение. Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о необходимости формирования и развития Ик-компетенций, что возможно посредством формирования и осуществления психолого-педагогического сопровождения основных субъектов образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся будет эффективным при условии его системности; личностной ориентированности; направленности на формирование ситуации развития личности и ее особенностей, значимых для повышения уровня ИК-компетенции; развития позитивного настроения, эмоциональной стрессоустойчивости, социально-психологической, учебной и профессиональной компетентности.
Литература
- Зайцева С.А. Теоретико-методологические основы подготовки учителя начальных классов в области современных информационных и коммуникационных технологий: Монография. Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. 166 с.
- Яковлев Б.П. Теоретический анализ коммуникационной и коммуникативной компетентностей / Б.П. Яковлев, Л.С. Чистова. Журнал «Успехи современного естествознания» №6, 2009 г. Развитие научного потенциала высшей школы, III научная международная конференция, 4–11 марта 2009 г., ОАЭ.
- Ястребов Л.И. Определение уровня базовой ИКТ-компетентности // Вопросы интернет-образования. № 52.