Цель урока: познакомить учащихся с основными событиями начального периода Великой Отечественной войны, оценить значение Московской битвы в общем ходе войны.
Ход урока
Работа с презентацией. (Приложение 1)
- Добрый день, дорогие друзья! А день сегодня действительно добрый и необычный. И урок я начну необычно.
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка.
В этих строках английского поэта Уильяма Блейка зашифровано очень важное для нашего сегодняшнего урока понятие.
Как вы думаете какое? Можете воспользоваться подсказкой на доске.
Совершенно верно. Итак, центральным понятием сегодняшнего урока будет метапредметная категория «Время». Путешествие во времени – это непростое и длительное занятие, поэтому, сегодня мы будем работать в группах.
- Посмотрите, у меня в руках предмет, который является ценной находкой для каждого историка. Рассмотрите этот предмет, загляните внутрь.
Опишите этот предмет. Каково его предназначение?
Медальон – это своеобразная капсула времени, которая отражает особенности эпохи и связывает поколения. Капсулы времени бывают разные: это может быть и бабушкин сундук, и семейный альбом. Сегодня для работы на уроке нам понадобится много разных материалов. У вас на столах рабочие листы, в которых вы будете делать записи по ходу урока. (Приложение 2) Мы будем работать с картами, историческими документами, карточками экспонатов. Для каждого из вас я приготовила конверт, в который в конце урока вы положите то, что посчитаете самым важным для себя, таким образом, соберёте свою капсулу времени.
О каком же времени в истории нашей страны мы будем говорить? Как вы думаете, где этот медальон мог быть найден, с какими историческими событиями вы его можете соотнести?
(Этот медальон найден на местах сражений Брянского фронта летом–осенью 1941 года.)
Что произошло летом 1941 года? Именно о событиях 1941 года и его роли в истории ВОВ мы и будем сегодня говорить. Запишите, пожалуйста, тему урока в вашем рабочем листе.
- Что такое война в жизни человека? Насколько она её меняет?
21 июня 1941 года выпускные вечера по всей стране. Звенел последний звонок, щёлкали вспышки фотоаппаратов, запечатлевая белые платья, счастливые лица. Посмотрите на экран. Вот одна из таких фотографий. Рассмотрите лица этих ребят.
Как вы думаете, какими они были? О чём думали, мечтали?
Да, это фото на пороге новой взрослой счастливой жизни, сколько было планов, сколько мечтаний. Но один день перевернул всё.
О какой дне идёт речь? Запишите эту ключевую дату урока дату в рабочие листы.
- 22 июня 1941 г. началась ВОВ советского народа против немецко-фашистких захватчиков. (Запись речи Молотова). 1941 год в истории ВОВ оказался самым тяжёлым. Это рубеж и точка отсчёта нового военного времени
Подумайте, на какие вопросы мы можем ответить при изучении этого года? Давайте попробуем их сформулировать.
Познакомиться с основными событиями 1941 года.
Охарактеризовать итоги года.
Оценить значение событий 1941 г. в общем ходе войны.
Итак, говоря о планах Гитлера по захвату СССР. Давайте обратимся к заданию в ваших рабочих листах. Похожее задание есть в основном государственном экзамене по истории. Отнеситесь к нему ответственно. Я предлагаю вам сейчас поработать в группах, в ваших рабочих листах вы видите текст с пропусками. Задача группы вставить пропуски. Работаем на время, какая группа справится быстрее.
Военный план немецкого наступления назывался план «…». Он был разработан германским Генштабом в … году и предполагал проведение в … году … войны, то есть …., против Советского Союза. За … месяца германские войска должны были выйти на рубеж … – … . Далее в 1942 году Гитлер и его окружение рассчитывали через советскую территорию достичь … и захватить «»жемчужину Британской короны» – …, заставив Англию прекратить борьбу.
- Время отражается не только в тексте, но и в картах. На экране вы можете видеть карту начального периода ВОВ и у вас на столах такая же карта
Давайте обратимся к ней. В соответствие с планом “Барбаросса” предусматривались главные удары по трем направлениям. Для осуществления наступления, соответственно на каждом направлении действовали три группы немецких войск: “Север”, “Центр” и “Юг”. По замыслу Гитлера германские войска должны были выйти на рубеж Архангельск – Волга – Астрахань.
Вам предстоит работать в группах. В рабочих листах вы видите таблицу с тремя направлениями немецкого наступления. Задача группы – сформулировать цель немецких наступательных действий и перечислить основные события на этом направлении. По мере готовности группы вы составляете схему на доске. Результаты своей работы в виде устного рассказа группа представляет у доски.
1 | 2 | 3 |
Наступление группы армий «Север» | Наступление группы армий «Юг» | Наступление группы армий «Центр» |
Цель: захват Прибалтики, выход и захват Ленинграда | Цель: захват Украины, выход к Днепру | Цель: захват Белоруссии, выход к Москве |
Взятие Прибалтика. Оборона Таллина. Начало блокады Ленинграда |
Взятие Одессы. Донбасс. Начало осады Севастополя. Взятие Киева |
Оборона Брестской крепости,
взятие Минска,Смоленское сражение (взятие
Смоленска). Контрудар под Ельней |
Мы переходим к защите вашей работы, а остальные в это время заполняют таблицу в своих рабочих листах.
Давайте попробуем подвести итоги к осени 1941 года: В этом нам поможет карта.
Какой главный итог германского наступления вы можете сформулировать?
Но оборонительные сражения июля–сентября 1941 года сорвали осуществление плана «Барбаросса». Новое наступление немцы уже планировали только в одном направлении московском.
- Центральным событием 1941 года стала битва за Москву. По ходу моего рассказа я попрошу вас зафиксировать основные моменты в рабочих листах.
Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.
Крупная наступательная операция вермахта получила кодовое название «Тайфун». Она предусматривала разгром советских войск на московском направлении. 30 сентября и 2 октября 1941 года на брянском и вяземском направлениях началось наступление фашистов под командованием генерала фон Бока на Москву. События Московской битвы можно разделить на 2 этапа: оборонительный (30 сентября – 5 декабря) и наступательный (5–6 декабря – 7 января 1942).
Обсуждая события Московской битвы, мы приглашаем наших гостей на экскурсию в импровизированный музей, ведь музей – это тоже своеобразная капсула времени. Вы согласны со мной? Предлагаю вам поработать с несколькими музейными экспонатами, с их помощью восстановить события, связанные с Московской битвой. (Приложение 3)
Работаем в группах. Каждая из групп получает музейный экспонат и готовит свою часть информации, а потом мы соберем общую экскурсию. Вам в помощь я подготовила вопросы в ваших рабочих листах, которые помогут описать эти экспонаты. У вас 3 минуты, в ходе которых вы готовите рассказ о своём экспонате.
Третий вопрос нашего урока, обратите внимание. Почтовая карточка.
Какой смысл несёт изображение на этой открытке? Что благодаря открытке мы можем оценить?
Значение Московской битвы:
Был окончательно сорван план Барбаросса.
Развеян миф о непобедимости немецкой армии.
Первая крупная победа советской армии в условиях численного превосходства.
Маршал Г.К. Жуков подчеркнул в мемуарах: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву. Она похоронила план «Барбаросса».
Человек и время. Время и человек. Разные люди приносят разные смыслы в разные времена. Время меняет старые смыслы и создаёт новых людей. Что связывает время и человека, объединяет всех людей во все времена? Да, память.
Взгляните на медальон. Помните, летом 1941 года оборвалась жизнь солдата, его звали Александр Ефремов. Он погиб, не успев узнать, чем закончилось лето 41-го, что было под Москвой, о весне 45-го. Но знаем мы.
У нас сейчас есть возможность протянуть нить времени из прошлого в настоящее и сказать какие-нибудь важные слова этому солдату. Скажите их. Кто начнёт?
Помните!
Через века,
через года, –
помните!
О тех,
кто уже не придёт
никогда, –
помните!
- А вот ещё один медальон, он принадлежал немецкому солдату, который тоже погиб в 1941.
И у вас сегодня необычное домашнее задание (помимо параграфа и обязательного задания в рабочих листах), желающим я предлагаю написать несколько строк этому солдату. А стоило ли?
Спасибо за урок, Подумайте, с чем вы уйдёте, заполните свою капсулу времени, положите в неё всё то, что считаете самым важным.