Технологическая карта урока
Русский язык. 5 класс. Учебник (в двух частях) / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростецова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский.- М.: Просвещение, 2015.
Тема: Письмо. «Жди меня, и я вернусь...» |
Тип: урок развития речи |
||
Цель урока: Совершенствовать умение выделять обращения в тексте; развивать умение использовать разные типы речи, познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра; формировать умение редактировать письма. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: знать понятие «письмо», виды писем (деловые, дружеские, поздравительные, письмо в газету), стили речи; уметь определять, к какому стилю относится текст, использовать обращения в письме |
Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты |
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка, как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
|
Ресурсы урока: компьютер, проектор, экран, учебник «Русский язык. 5 класс» Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова и др., раздаточный материал, толковые словари разных авторов и этимологический словарь, фонозапись песни «Вьется в тесной печурке огонь…», репродукция картины А.И.Лактионова « Письмо с фронта», письма с фронта. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация к деятельности |
|||
Добрый день, ребята! Отгадайте загадку: Летит листок-хранитель строк, |
Отгадывают загадку. | ||
Перед вами репродукция картины А.И.Лактионова «Письмо с фронта». Беседа по картине. |
Рассматривают репродукцию. Работа с картиной. | ||
Письма с фронта – это особые письма. Можно только представить, как ждали их те, кто проводил на войну отца, мужа, брата, сына или дочь. В те годы профессия почтальона, как мне кажется, была одной из самых главных, продолжающих жить вопреки всем происходящим событиям. Появление почтальона и радовало, и вызывало страх одновременно: что он несёт – долгожданную весточку или похоронку? Письма с фронта отправлялись не в конвертах, а особым способом сложенным листом бумаги – треугольник. Рассматривание письма бойца. Посмотрите на письмо солдата. Сколько километров оно преодолело прежде, чем попасть в руки адресата, сколько счастья принесло оно своим получателям. |
Рассматривание письма бойца. | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
Сейчас мы проведем с вами словарно-лексическую работу (толковыми словарями разных авторов и этимологическим словарем) |
Работа с толковыми словарями разных авторов и этимологическим словарем. |
||
Физминутка. Бравые солдаты с песнями идут, |
Выполняют упражнения. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
1.Перед вами письма с фронта. Прочитайте внимательно и ответьте на вопросы. 1 гр. Копия письма Г.Грищенко родным от 12.01.1982г. 2 гр. 3 гр. |
Работа в группах | ||
- О чём пойдёт речь в 1 части? - Как вы думаете, какие слова - приветствия вы можете использовать? На доске карточки со словами помощниками. Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер. - Как нужно выделять на письме обращение? - О чём будите писать во 2 части? - Какие слова благодарности используете? Спасибо, огромное спасибо, большое спасибо, благодарю Вас. - За что вы будите благодарить ветеранов? - Почему слово “Вас” следует писать с заглавной буквы? - А может быть кто-то использует и эти слова: простите, пожалуйста извините, пожалуйста |
Отвечают на вопросы. | ||
- О чём напишите в следующей части? - Какие слова пожелания выберите? Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, будьте счастливы. - Какими словами закончите своё письмо? До свидания, с уважением. 5. Перед вами лежат памятки, которые помогут вам написать правильно сочинение в форме письма. Прочитайте. |
Отвечают на вопросы | ||
Памятка 1. Обращение. 2. Сообщение. Пишет Вам… Хочу сказать Вам… Спасибо Вам за… Извините, пожалуйста,… Мне хочется пожелать Вам… 3. Прощание. До свидания. 4. Подпись Слово учителя. Путь к победе был трудным и долгим. 1418 дней войны… И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед. И вот она пришла- долгожданная победа! Нам нельзя забывать какой ценой она досталась! Бежит стремительно время вперед. И вот уже, те молодые стройные бойцы стали седоволосыми ветеранами. С каждым годом их становится все меньше и меньше. Придет время, когда останется один – единственный ветеран на всей планете. Давайте бережнее относиться к ним. Добрая память, забота и вечная благодарность пусть станут солдату наградой за великий подвиг. 6.Напишите письмо тем вашим родственникам, которые знают, что такое война не понаслышке; напишите письмо о тех ваших родных, которые достойны славы, памяти. |
Читают памятку. | ||
Домашнее задание. Закончить письмо, начатое на уроке. |
Дети пишут письма под звуки тихой музыки – звучит фонозапись песни «Вьется в тесной печурке огонь…». |
||
Рефлексия деятельности |
|||
7.Составление синквейна по теме урока. |
Составляют синквейн |