Урок русского языка в 5-м классе на тему "Письмо."Жди меня, и я вернусь..."

Разделы: Русский язык, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 5

Ключевые слова: письма, Письма с фронта, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Технологическая карта урока

Русский язык. 5 класс. Учебник (в двух частях) / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростецова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский.- М.: Просвещение, 2015.

Тема: Письмо. «Жди меня, и я вернусь...»

Тип: урок развития речи

Цель урока: Совершенствовать умение выделять обращения в тексте; развивать умение использовать разные типы речи, познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра; формировать умение редактировать письма.

Планируемые результаты

Предметные: знать понятие «письмо», виды писем (деловые, дружеские, поздравительные, письмо в газету), стили речи; уметь определять, к какому стилю относится текст, использовать обращения в письме

Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка, как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Ресурсы урока: компьютер, проектор, экран, учебник «Русский язык. 5 класс» Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова и др., раздаточный материал, толковые словари разных авторов и этимологический словарь, фонозапись песни «Вьется в тесной печурке огонь…», репродукция картины А.И.Лактионова « Письмо с фронта», письма с фронта.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Добрый день, ребята! Отгадайте загадку:

Летит листок-хранитель строк,
На запад и восток,
На север и на юг.
Листок получит друг.
Сбоку марка и картинка 
В круглых штампах 
Грудь и спинка. 
Маленькое очень, 
Быстрое, как птица, 
Если захочешь — 
За море умчится. 
Это Письмо
Тема урока «Письмо». Урок «Жди меня, и я вернусь…» мы посвящаем 75-летию Великой Победы – победы советского народа над фашистской Германией.
Мы будем прочитывать то, что поможет найти ответ на вопрос, в чем же загадочность русского характера, что позволило одержать победу в Великой Отечественной войне.

Отгадывают загадку.

Перед вами репродукция картины А.И.Лактионова «Письмо с фронта».

Беседа по картине.
- Какой эпизод запечатлел художник на картине?
- Где происходит действие картины?
- Что видим на передний плане картины?
- Что изображено в центре картины?
В центе картины мальчик, читающий слух письмо от отца. Он бережно держит перед собой дорогие листки. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.

Рассматривают репродукцию. Работа с картиной.

Письма с фронта – это особые письма. Можно только представить, как ждали их те, кто проводил на войну отца, мужа, брата, сына или дочь. В те годы профессия почтальона, как мне кажется, была одной из самых главных, продолжающих жить вопреки всем происходящим событиям. Появление почтальона и радовало, и вызывало страх одновременно: что он несёт – долгожданную весточку или похоронку? Письма с фронта отправлялись не в конвертах, а особым способом сложенным листом бумаги – треугольник. Рассматривание письма бойца.

Посмотрите на письмо солдата. Сколько километров оно преодолело прежде, чем попасть в руки адресата, сколько счастья принесло оно своим получателям.

Рассматривание письма бойца.
Актуализация необходимых знаний

Сейчас мы проведем с вами словарно-лексическую работу (толковыми словарями разных авторов и этимологическим словарем)
1 гр. Эпистолярный – это…
2 гр. Письмо – это…
3 гр. Подберите синонимы к слову письмо. Определите их значения
- определите ключевое слово в определении слова письмо? (текст)
- вспомните, что это такое?
- А для чего пишется письмо?
Этимологический словарь Адресат - [нем. Adressat < фр.] – получатель, тот, кому адресовано письмо (посылка, бандероль). Адресант - [нем. Adressant < фр.] – отправитель, тот, кто оправляет письмо (посылку, телеграмму и т.д.)
Жанры личного письма : Дружеское письмо, письмо – поддержка, письмо-просьба, письмо – со размышление.

Работа с толковыми словарями разных авторов и этимологическим словарем.

Физминутка.

Бравые солдаты с песнями идут,
А мальчишки следом радостно бегут.
«Эх, левой, левой» с песнями идут,
А мальчишки следом радостно бегут.

Выполняют упражнения.

Организация познавательной деятельности

1.Перед вами письма с фронта. Прочитайте внимательно и ответьте на вопросы.
- Соблюдается ли структура письма?
- Какие средства использует автор, чтобы донести до сына свои мысли?
- Как вы думаете, помогло ли содержание писем адресатам?
- Что полезного вы извлекли из прочитанного письма?

1 гр. Копия письма Г.Грищенко родным от 12.01.1982г.
Здравствуйте, дорогие мои папа, мама и Вова. С большим приветом к вам с Афганской земли ваш Гена. Ну начну свое письмо с погоды. Погода у нас стала плохая, холодно, дует сильный ветер. Ну ничего, я не мерзну, есть шуба, выдали валенки, живу неплохо, кормят тоже неплохо. Ну насчет этого не волнуйтесь – одет тепло, кормят хорошо, здоров, ничем не болею. По военной специальности я здесь наводчик гаубицы. Каждый день гоняют по наводке прицелов, тут целая математика, надо вычитать, прибавлять, делить, находить всякие углы. Пока трудно, но уже во многом разбираюсь. Служба заканчивается в боевом охранении. В сутки каждый из нас должен отстоять 3 часа около своего орудия, то есть у гаубицы. Ну, как видите, служба моя не такая уж трудная. Ну о себе заканчиваю писать. Лучше вы больше пишите, как у вас идут дела с учебой Вовы и у отца в ДОСААФе, как ваше здоровье? Да, выслал я вам справку о том, что я нахожусь на службе в Армии. Вы ее отнесите в ЖЭК и будете меньше платить за квартиру пока я в армии. Да у нас вот в чем плохо, на счет писем. Не знаю, как вам доходят письма, быстро или нет. Если прилетит вертолет, привезет 1 раз в месяц письма, это хорошо. Ну от нас письма вроде идут неплохо. Вертолеты часто прилетают с начальством, вот им и отдаем наши письма. Плохо, что здесь нет магазина. Получаем мы здесь не деньги, а чеки. На эти чеки можно купить все в любом валютном магазине. В Союзе этих магазинов много, называются все они одинаково «Березка». Получаем мы по 9-50 чеков и в Союзе еще идут на книжку по 2-50 рубля. Ну на этом заканчиваю писать, главное не волнуйтесь. Передавайте привет всем, особенно Смирновым.
До свидания, целую всех, ваш Гена. 12.01.82г.
Мама, напиши адрес бабушки, хочу ей выслать фото.

2 гр.
Письмо с фронта Михаила Ивченко, погибшего 23 мая 1945 года
Венгрия 13 марта 1945 г.
Здравствуйте дорогие мои мама и сестричка Раечка.
Разрешите мне вам передать свой пламенный, фронтовой и незабываемый привет и массу наилучших пожеланий в вашей одной жизни. Дорогая мама, вчера я получил ваше письмо, которое сильно на меня подействовало. Мама, я сочувствую всем вашим трудностям, вашему горю, но ведь мне тоже тяжело… тяжело передать, что я на фронте, где жизнь считается по секундам. Я также сильно переживаю о смерти папы. Я также самое не сплю ночами, ибо нельзя, война и прочее. Так что, мамочка, нас постигло общее горе и не только вас, меня и Раю, но весь наш советский народ. Но мы не должны ныть, а наоборот переносить все эти трудности, стиснув зубы. Скоро покончим с гитлеровскими бандитами, разобьем и сметем с лица земли всю фашистскую нечисть. Остались, мама, к тому считанные недели. Не печальтесь, не падайте сильно духом. Мама, прошу вас, чтобы вы Раю хотя бы не тревожили, не давали вид о том, что вы переносите большие тяжести, ибо это может сильно отразиться на ее здоровье и учебе. 
На этом разрешите письмо кончить. Передавайте всем по привету. 
Оставайтесь бодры и … 
Пишите письма. 
Ваш сын Михаил

3 гр.
Добрый день дорогие мама, папа, Оля, Тамара.
Сообщаю вам, что ваше письмо я получил, за которое очень благодарен. Я в настоящий момент нахожусь все на старом месте и также по-прежнему учусь полтора м-ца. Учеба идет хорошо. Учиться легко, правда Морзе надоедает – по несколько часов подряд пипикаешь. Времени свободного мало. Вот получил уже несколько писем, а ответить некогда. Папаша, ведь у нас в армии все по минутам рассчитано. Получил письмо от В.И.Колесникова. Он освобождает Карельский перешеек. Находится за Выборгом. Его адрес: полевая почта, 71678 В. Он узнал мой адрес от Надежды. О вас он ничего не знает. Получаю письма от Людмилы. Живет она ничего, мать уехала в Мичуринск.
Мама, ты спрашиваешь, где сейчас Павлик. Павлик сейчас пока что вместе со мной. Должны были его перевести в другую часть, но пока он у нас. От Нюси я ничего не получаю. Не знаю, неужели она настолько перегружена, что не может черкнуть пару строк.
Мама, я вам перевел денег 650 руб. разве вы еще не получали, а если получили, то сообщи. В этом письме высылаю справку и один камушек для зажигалки. Пожалуй, у отца зажигалка еще есть, а камушка нету. Если найдется такой «смельчак» в военной цензуре, что заберет этот подарок, то не обижайтесь. В семье не без урода. Очень рад, что ваше хозяйство идет на лад. Очень жаль, что вам не приходится кушать фрукты. У нас сейчас вишни завились. Гражданского населения нет и нам хватает. В общем, сейчас с питаем очень хорошо. В землянке живем пять человек. У нас хлеб остается. Мы думаем, вот если бы и у наших дома тоже так хорошо было бы с хлебом.
Мама, узнай, пожалуйста, о Юрии и об Анатолии – где они, их адрес.
Людмилин адрес: Москва, Белорусский вокзал, до востребования.
На этом кончаю. Передавайте привет всем.
Пишите подробнее.
Целую вас всех крепко-крепко.
С приветом ваш сын Сергей.
2.- Вспомните, из каких частей должно состоять письмо?
Давайте перечислим их и назовем особенности каждой части.
1. Обращение (к кому обращаетесь в своем послании, по какому поводу, выражение чувств к адресату, начальная фраза для переписки).
2. Основное содержание письма, сообщение (о чем хотите рассказать, ваши размышления, выражение благодарности, просьбы, новости).
3. Прощание (сожаление о невозможности личного разговора, добрые пожелания, наставления, благодарности или просьбы).
4. Подпись (кто писал, кому принадлежат написанные строки, дата и место написания письма).
3.Словарная работа

Работа в группах
   
- О чём пойдёт речь в 1 части?
- Как вы думаете, какие слова - приветствия вы можете использовать?
На доске карточки со словами помощниками.
Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер.
- Как нужно выделять на письме обращение?
- О чём будите писать во 2 части?
- Какие слова благодарности используете?
Спасибо, огромное спасибо, большое спасибо, благодарю Вас.
За что вы будите благодарить ветеранов?
- Почему слово “Вас” следует писать с заглавной буквы?
- А может быть кто-то использует и эти слова:
простите, пожалуйста
извините, пожалуйста
Отвечают на вопросы.
- О чём напишите в следующей части?
- Какие слова пожелания выберите?
Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, будьте счастливы.
- Какими словами закончите своё письмо?
До свидания, с уважением.
5. Перед вами лежат памятки, которые помогут вам написать правильно сочинение в форме письма. Прочитайте.
Отвечают на вопросы
Памятка
1. Обращение.
2. Сообщение.
Пишет Вам…
Хочу сказать Вам…
Спасибо Вам за…
Извините, пожалуйста,…
Мне хочется пожелать Вам…
3. Прощание.
До свидания.
4. Подпись
Слово учителя. Путь к победе был трудным и долгим. 1418 дней войны… И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед. И вот она пришла- долгожданная победа! Нам нельзя забывать какой ценой она досталась!
Бежит стремительно время вперед. И вот уже, те молодые стройные бойцы стали седоволосыми ветеранами. С каждым годом  их становится все меньше и меньше. Придет время, когда останется один – единственный ветеран на всей планете.
Давайте бережнее относиться к ним. Добрая память, забота и вечная благодарность пусть станут солдату наградой  за великий подвиг.
6.Напишите письмо тем вашим родственникам, которые знают, что такое война не понаслышке; напишите письмо о тех ваших родных, которые достойны славы, памяти.
Читают памятку.

Домашнее задание. Закончить письмо, начатое на уроке.

Дети пишут письма под звуки тихой музыки – звучит фонозапись песни «Вьется в тесной печурке огонь…».

Рефлексия деятельности

7.Составление синквейна по теме урока.
Слово учителя. Трудно было завоевать победу. Много наших воинов погибло на полях сражения. Если каждому погибшему посвятить минутное молчание, тогда население всей Земли будет молчать тридцать лет.
Почтим минутой молчания, всех кто не вернулся с этой ужасной войны, всех кто отдал жизнь ради нашего с вами светлого будущего.
Минута молчания.

Составляют синквейн