Цель: расширение и активизация словаря.
Образовательные задачи:
- формировать у детей обобщающее понятие «игрушки»;
- расширять представление детей о материалах, из которых сделаны игрушки;
- учить понимать смысл загадок; учить составлять описательный рассказ;
- активизировать и пополнять словарный запас, учить правильному употреблению в речи глаголов и прилагательных, умению сочетать их с существительными.
Развивающие задачи:
- развивать коммуникативные навыки,
- элементарные умения и навыки слушания татарской речи,
- эмоциональную отзывчивость,
- умение делиться собственным опытом общения.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное, доброжелательное отношение к игрушкам.
Образовательные области:
- «Познавательное развитие»,
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Художественно-эстетическое развитие»,
- «Физическое развитие».
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: углублять представления детей о игрушках.
ОО «Познавательное развитие»: формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.
ОО «Речевое развитие»:пополнять и активизировать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: продолжать развивать эстетическое восприятие,образные представления, воображение; продолжать развивать у детей интерес к музыке,вызывать эмоциональную отзывчивость.
ОО «Физическое развитие»: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей,умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
Наглядные средства обучения: игрушки: барабан, кукла, мяч, матрешка, кубики, кошка, мишка, тряпичный мяч, глиняные игрушки, кукла Маша, письмо, телевизор, аудиозапись песни «Мы веселые матрешки», анимационный сюжет на татарском языке (07) «Карусельга сәяхәт», фломастеры, шаблоны, клей, оформленный уголок "Магазин игрушек".
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, беседа.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня гости пришли, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А к нам сегодня еще гостья пожаловала. Ребята, кто это?
Дети: Маша.
Воспитатель: Она пришла не одна, у нее для нас письмо. Давайте прочтем.
Воспитатель: Она нам предлагает поиграть в игру "Загадки и отгадки".
Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки. (Кукла.)Красный, синий, яркий, круглый,
Он красивый и упругий.
Прыгает, несется вскачь,
Отгадай, что это? (Мяч.)Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка.)Что за зверь со мной играет? -
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапах коготки. (Кошка)
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали все загадки.
Посмотрите: кукла, машина, мяч, пирамидка, конструктор. Как можно назвать все это одним словом?
Дети: Игрушки.
Воспитатель: А где же живут игрушки?
Дети: В магазине.
Воспитатель: Как же называется наш магазин?
Дети: Магазин игрушек.
Воспитатель: В каждом доме есть свои правила поведения, есть они и в магазине. Кто их знает?
Воспитатель в случае затруднения предлагает наводящие вопросы:
- Можно бегать по магазину?
- Кричать?
- Брать игрушки с полок без разрешения взрослых?
- Бросать игрушки на пол?
Дети отвечают: В магазине игрушек нужно вести себя, как и в любом общественном месте культурно: вежливо просить показать игрушку, аккуратно ее рассмотреть и вернуть продавцу.
Воспитатель: Молодцы, вы знаете как вести себя в магазине. А теперь приглашаю всех в магазин.
Дети проходят в магазин.
Воспитатель: Посмотрите, как много игрушек в нашем магазине! Какие игрушки вы видите? (дети называют).
Воспитатель: Ребята, зачем же нам нужны игрушки?
Дети: Для того чтобы играть.
Воспитатель: А где берут игрушки?
Дети: Их делают на фабрике игрушек.
Воспитатель: Давным-давно было такое время, когда таких фабрик не было, и игрушки делали сами. Ребята, кто-нибудь знает, какие игрушки были раньше и из чего их делали?
Найдите в нашем магазине игрушки и расскажите о них (матрешка, народная тряпичный мяч, глиняные игрушки: свистульки, лошадки).
Дети находят, рассказывают, воспитатель помогает наводящими вопросами, если затрудняются: как называется игрушка, из какого материала она изготовлена.
Посмотрите, две полочки пустые там нет игрушек, давайте сделаем игрушки своими руками. Мы с вами будем делать неваляшек. Сначала сделаем туловище. Перед вами лежит круг, сложите его пополам. Чтобы сделать голову, возьмите готовые шаблоны - приклейте их к туловищу. А теперь фломастерами нарисуем нашим неваляшкам глаза, нос, рот и украсим неваляшек фигурками.
Физминутка "Мы весёлые матрёшки"
Мы весёлые матрёшки -
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
(Руки согнуты в локтях, указательным палец правой руки упирается в правую щёку. При произнесении слов «ладушки, ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают «сапожки» на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками.
Ребята, игрушки любят, когда к ним ласково обращаются. Давайте будем их называть ласково: кукла - куколка, машина - машинка, мяч - мячик, флаг - флажок, кот - котик, погремушка - погремушечка, матрешка - матрешечка, барабан - барабанчик.
А теперь поиграем в игру «Доскажи слово». Я начну, а вы - закончите.
Воспитатель: Если игрушка сделана из дерева, значит она…
Дети: Деревянная.
Воспитатель: Если игрушка сделана из резины, значит она…
Дети: Резиновая.
Воспитатель: Если игрушка сделана из пластмассы, значит она…
Дети: Пластмассовая.
Воспитатель: Если игрушка сделана из железа, значит она…
Дети: Железная.
Воспитатель: Если игрушка сделана из глины, значит она…
Дети: Глиняная.
Воспитатель: Назовите пластмассовые игрушки?
Дети: Машинки, куклы, кубики.
Воспитатель: Резиновые?
Дети: Кошки, собачки.
Воспитатель: Глиняные?
Дети: Свистульки, лошадки.
Дидактическая игра: «Зачем нужны игрушки».
Показываю детям машину. Дети называют действия, которые можно производить с машинкой.
Машина - ее можно катать, возить за веревочку, перевозить на ней кубики, кукол и т.д.
Конструктор - из него можно построить дом, ворота, башню, мост, дорогу.
Мяч - бросать, ловить, катать, отстукивать, подбрасывать, передавать. Можно бросать в кольцо, играть в футбол…
Кукла - одевать, гулять с ней, танцевать, укладывать спать, кормить. А так же ее можно возить в коляске, в саночках и т.д.
А теперь, ребята, мы с вами посмотрим анимационный сюжет на татарском языке(07) «Карусельга сәяхәт».
Воспитатель: Ребята, какие игрушки поехали кататься в парк?
Дети: Куян, курчак, туп, песи.
Воспитатель: А вы любите играть в игрушки?
Дети: Әйе.
Итог занятия
Воспитатель: Молодцы, ребята, сегодня мне было очень приятно побывать с вами в магазине игрушек, делать игрушки своими руками из цветного картона. А еще мы узнали, что играть можно и со словами, напомните мне, как мы играли?
Дети: «Доскажи слово», «Назови ласково».
Воспитатель: Ребята, пора нам возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с гостями.